– Олег Николаевич, в 2018 году информация о положении на «Ижметмаше» напоминала фронтовые сводки лета-осени 1941-го: «После тяжелых боев наши войска оставили город…». А как сложившаяся ситуация виделась изнутри?
– Аналогия с началом Великой Отечественной войны не вполне соответствует той ситуации на «Ижметмаше», но изнутри предприятия, трудовым коллективом, она воспринималась как предельно драматическая. Тогдашнее наше руководство, приезжие с Урала менеджеры, просто ждало конца предприятия. Естественно, люди прекрасно понимали, к чему это приведет, и все настойчивее высказывали недовольство по этому поводу. Как главный инженер и человек, уже однажды переживший похожую ситуацию на металлургическом комплексе ОАО «Ижмаш», я понимал, что банкротство и ликвидация «Ижметмаша» будет для всех работников очень болезненной травмой.
– Не думаю, что у металлургов возникли бы проблемы с трудоустройством – профессия-то редкая, специфическая и востребованная.
– Вы правы. Но если, например, для рабочего переход на другое предприятие чаще всего просто смена работодателя, то для специалистов среднего и высшего звена он, как правило, связан с понижением социального статуса, утратой уже оформившихся перспектив карьерного роста, налаженных производственных и человеческих связей. В этом смысле им гораздо сложнее, чем рабочим. И не забывайте, что значительная часть рабочих и инженеров «Ижметмаша» ни разу не меняли место работы, что люди связали свою судьбу именно с этим заводом, не хотели иной и имели на это свои основания.
– Во что вылилось это нежелание менять завод и судьбу?
– На первом этапе – в письма. Мы писали во все инстанции, во все уровни власти, даже на имя Президента России, с просьбой повлиять на ситуацию, спасти предприятие.
– Почему сразу к Путину?
– Откровенно? Во-первых, когда мы поняли, что завод прежнему руководству не нужен, а нужен только нам, мы решили привлечь к нему максимум внимания. Во-вторых, не было уверенности в том, что на уровне республики кто-то захочет ввязываться в драку и брать на себя ответственность. Представьте себе: вот пришла в Удмуртию новая команда – захочет ли она рисковать и начинать свою работу с проекта, у которого почти нулевые шансы на успех? Нам казалось, что не захочет. Поэтому одновременно с письмами в Москву мы обратились и в Федерацию профсоюзов Удмуртии. Ее руководство отнеслось к нашим проблемам со всем вниманием и энергично подключилось к их решению.
– «Мы» – это кто?
– Еще зимой 2017-2018-го на заводе начала формироваться группа специалистов, которые считали, что завод нужно спасать. Как главный инженер «Ижметмаша» я подключился к работе в этой группе, постепенно стал ее неформальным лидером и непосредственно участвовал во всех встречах и переговорах.
– Много их было, этих встреч?
– Много. И в Федерации профсоюзов, и в правительстве республики. С первого раза ничего не получилось, пришлось заходить на второй круг. В ноябре 2017 г. с нами встретился глава республики Александр Бречалов. Он всех внимательно выслушал, пообещал поддержку и действительно начал активную работу с основными кредиторами «Ижметмаша», а также поиск стратегического инвестора и заказчиков для завода. К этому процессу активно подключился и первый заместитель председателя правительства Александр Свинин. Эти усилия увенчались успехом, к нашему заводу удалось привлечь внимание крупнейшей нефтяной компании Татарстана, которая рассматривала возможности развития собственного машиностроительного направления. Я не знаю, какие аргументы глава республики нашел в ходе обсуждений с руководством нефтяной компании, но в какой-то момент было принято решение начать проработку проекта перезапуска предприятия. Но в борьбе за завод это была еще не победа, а лишь шанс на нее.
– А на заводе жизнь замерла?
– Нет. Нам нужно было доказать, что завод и его коллектив жизнеспособны даже после разрухи минувшей зимы. Доказать не на словах, а поступками. Мы понимали, что это будет весомый аргумент для всех, от кого зависели окончательные решения. На тот момент мне предложили возглавить «Ижметмаш». И мы начали восстановительные работы на основном производственном оборудовании завода, мобилизовали все оставшиеся внутренние резервы, готовили бизнес-план перезапуска завода для инвестора. Параллельно провели переговоры с энергетиками – руководством ООО «Газпром межрегионгаз Ижевск» и ОАО «ЭнергосбыТ Плюс». Долги завода перед ними исчислялись десятками миллионов рублей, но в итоге было найдены взаимоприемлемые решения. Договоренность с энергоснабжающими компаниями стала существенным вкладом в успех проекта и большим доверием с их стороны, мы очень благодарны им за это и стараемся соответствовать оказанному доверию в текущей работе. Ну, и конечно, все время мы чувствовали твердое плечо нашего инвестора, который прошел этот путь с нами.
– Парадокс ситуации заключался в том, что «Ижметмаш» в то время был предприятием, на котором трудились будущие безработные.
– Да, это так. Психологически это было очень сложно, но в августе 2018 года нам пришлось рассчитать и уволить с АО «Ижметмаш» почти весь персонал. За летний период удалось заработать достаточно средств, которых хватило на выплату зарплат сотрудникам. Но главная цель была достигнута – мы подтвердили работоспособность завода после долгого простоя, заложили, так сказать, основу будущих побед! Теперь дело было за решением инвестора.
– Как долго длилось это «стояние на «Ижметмаше»?
– В конце сентября 2018 года инвестором было принято окончательное положительное решение, а уже 9 октября мы с начальником финотдела поехали в налоговую регистрировать новое предприятие – ООО «Завод «Буммаш». А дальше по цепочке: работа с надзорными органами, заключение договоров на поставку энергоносителей и сырья. В ноябре мы уже набирали людей, запускали системы водоснабжения и отопления, а в конце месяца сделали первые плавки. Только тогда мы окончательно поверили, что завод будет жить и работать.
– Есть такая поговорка: все, что нас не убивает, делает сильнее. К вашей ситуации она применима?
– Наверно, да. Перезапуск предприятия был драматическим процессом, но в нем была и положительная сторона – ротация кадров. Она позволила отобрать самых активных и стойких, верящих в завод, в цель и в победу. Именно от такого настроя зависит результат. Такие люди сегодня составляют костяк коллектива. Поэтому в первый же месяц работы мы набрали заказов аж на 100 миллионов рублей.
– 100 миллионов в первый месяц? Как?!
– На энтузиазме – соскучились по работе. Плюс, когда завод ушел с рынка, наши конкуренты позволили себе немного поднять цены, увеличить сроки исполнения заказов. А мы, «внезапно» вернувшись на свое место, ценовой политикой и сроками исполнения обязательств подвинули конкурентов. И еще об одном хочу обязательно сказать: меня очень порадовало, что многие прежние заказчики продолжали в нас верить. А это в основном ижевские предприятия. Причем меня удивила типичная для многих наших ижевских партнеров фраза: «Мы же вносим предоплату под ваши фамилии, верим конкретно вам». Это дорогого стоит. Во многом благодаря таким заказчикам сегодня завод вышел «в ноль» и даже в небольшой плюс.
– Что такое ООО «Завод «Буммаш» на сегодня?
– Это более 500 сотрудников и оборот около 180-200 миллионов рублей в месяц. Сегодня основная наша продукция – это поковки от 1 до 12 тонн для предприятий нефтяного и химического машиностроения, оборонных заводов, изделия для ЦБК. Наши безусловные цели – это атомная, морская и авиационная тематики. Для того чтобы уверенно выйти на них, мы разработали программу по возврату лицензий, уже получили ИСО 9001 и заявились на сертификацию производства для нужд «Росатома» и Морского регистра (оборонные заказы). К середине лета вернем сертификат авиатехприемки. Правительство республики продолжает нас курировать – организованные ими встречи с руководством «Транснефти» и Объединенной судостроительной компании оказались для нас очень своевременными и полезными.
– Можете сформулировать стратегическую цель завода?
– Конечно. Мы запустились как металлургическое предприятие, а развиваться будем как машиностроительное. Соответственно изменится и продуктовая линейка завода, появится больше изделий с высокой добавленной стоимостью. Есть идея создания на территории завода технопарка, на его базе мы надеемся привлечь к совместным проектам другие предприятия и максимально задействовать возможности имеющихся производств (несколько таких предприятий уже обратились к нам со своими предложениями). В целом такой подход поможет нам более рационально распределить затраты на содержание промплощадки. Также рассчитываем и на более тесное сотрудничество с крупными предприятиями Удмуртии: интересы-то у нас общие – развитие экономики республики. И, конечно, будем продолжать модернизацию производства, повышать производительность труда и энергоэффективность – соответствующая программа также имеется. В общем, будем работать по всем возможным направлениям развития. Иначе нельзя.
– С чем бы вы сегодня сравнили предприятие?
– Пожалуй, с авиалайнером, который уже оторвался от взлетной полосы, убрал шасси и начал подниматься к тому эшелону, по которому будет лететь дальше. Спасибо всем, кто помог нам взлететь.
Автор: Виктор Чулков
---------------------------------------------------------------------
Реклама
На сегодняшний день существует очень много различных женских информационных порталов о красоте, семье, карьере и здоровье. А мы рады пригласить всех мужчин на мужской портал https://natroix.ru. Здесь вы сможете почитать интересные статьи из мира бизнеса, узнаете о тонкостях взаимоотношений со второй половиной, а также поймете, как бросить купить.