– Андрей Юрьевич, какие цели и задачи были поставлены, когда СЭГЗ присоединился к нацпроекту «Повышение производительности труда»?
– В 2019 году наше руководство определило стратегию развития предприятия, согласно которой снижение себестоимости продукции должно происходить за счет роста производительности труда. В августе того же года мы вступили в партнерские отношения с АНО «Федеральный центр компетенций в сфере производительности труда» и вошли в соответствующую программу. Цели, поставленные в рамках проекта, – в первый год повысить производительность на 10%, во второй – на 15%, по итогам третьего – на 30%.
– Какой поток был определен в качестве пилотного? И почему именно он?
– Мы выбрали направление взрывозащищенных электродвигателей типа АИМЛ. На это повлияло несколько показателей. Во-первых, его доля в общем объеме нашей гражданской продукции составляет 25%. Во-вторых, именно этот поток охватывает всю нашу номенклатуру, то есть полученный опыт можно будет тиражировать на все производство. В-третьих, на этом потоке выявились проблемы, которые требовали решения: снижение объемов поставок и неудовлетворенность потребителей сроками, высокая себестоимость, большие объемы незавершенного производства и запасов готовой продукции на складе. Первоочередной задачей стала системная проработка потока. У нас производство полного цикла, и мы заинтересованы в том, чтобы улучшения были не точечными, а носили системный характер. Поэтому совместно с экспертами ФЦК мы прошлись по всему производственному циклу, причем делали это не в кабинете, а на каждой из задействованных площадок. И остановились на участке сборки, потому что он задает ритм всему производству.
– Что показал анализ на этом конкретном участке?
– Целый ряд проблем, которые приводили к потерям. Первая – токарная обработка корпусов со статором для электродвигателей осуществлялась в другом цехе, они находились на обработке от одного до трех дней, а сборочный участок в это время простаивал. Вторая проблема – ожидание испытателей, которые были закреплены за другим подразделением. Третья – запрессовка статора в корпус тоже производилась в другом подразделении. Сборка осуществлялась стапельным методом, никакого потока не было. Все вместе это приводило к пролеживанию изделий. Время ожидания при токарной обработке составляло 72 часа, при запрессовке статора в корпус – 4 часа, на ожидание испытателей уходило 2 часа. Для решения этих вопросов мы применили предложенный ФЦК инструмент «Поток единичных изделий». По сути, создали конвейер: встроили в поток токарную обработку, поставили на сборочный участок испытателей, в несколько раз сократили перемещения и полностью исключили необходимость подкраски изделий из-за повреждений, возникавших при перемещении из одного производственного корпуса в другой. Теперь двигатель окрашивается уже в сборе. Качество, соответственно, выросло. Также мы применили такой инструмент, как «Быстрая переналадка». В частности, разработали цанговую оснастку для токарных станков и вывели ее подготовку во внешнюю операцию, то есть она осуществляется без остановки станка. И если раньше переналадка занимала от 16 до 35 минут, то сейчас – 6-8. Это помогает делать в потоке любую номенклатуру в любой последовательности.
– Нужно признать, что достигли невероятного результата – время сборки одного электродвигателя сократилось с 89 часов до 8 минут. И все это только за счет исключения перемещений?
– Именно так. У нас все перемещения были на этапе сборки. Мы выстроили поток от прихода комплектующих и отладили его такт. Все четко знают, что делать на своем рабочем месте. Сделали одну операцию – передали. Участок сборки начал задавать ритм производству в целом. Сейчас мы анализируем весь поток, то есть стараемся подстроить весь производственный цикл под такт нашей сборки, чтобы еще больше ускорить процесс. Потому что основной показатель бережливого производства – это время. Когда мы работаем с деталями на станке и они видоизменяются – это время, создающее ценность. Все остальное, что мы с ними делаем, – это потери, которые нужно устранять. Сейчас во всем мире практикуется принцип выстраивания операций в поток. И принцип бережливого производства заключается в том, чтобы операции шли друг за другом, чтобы не было пролеживаний. Потому что когда продукция лежит в ожидании, на нее падают все накладные расходы. А чем быстрее продукция выходит, тем быстрее оборачиваемость, тем большую прибыль мы получаем. Потребитель же нам платит за продукт. Поэтому нужно убирать все потери. Вот над этим мы и работаем, стараемся найти узкие места и расшить. Используем инструмент «матрица компетенций», то есть стандартизируем процессы на этом потоке и обучаем людей, чтобы они были взаимозаменяемы и могли выполнить любую операцию.
– В какую сумму обошлась перестройка процесса?
– Мы все сделали своими силами. Использовали имеющееся оборудование. Единственные затраты, которые понесли, – на изготовление оснастки. А производительность повысилась в разы. Время исполнения договоров сократилось в два раза – с 60 до 30 дней. И мы планируем уменьшить его до 21 дня. Это возможно, потому что пока мы улучшили только процесс сборки.
– Каков экономический эффект?
– Мы ставим перед собой цель увеличить производство двигателей до 40 тысяч штук в год и достичь экономии в 855 тысяч рублей на каждую тысячу штук.
– Как вы считаете, предприятие смогло бы организовать работу по повышению производительности труда самостоятельно, без экспертов ФЦК? В чем заключается их роль?
– На самом деле мы готовились к этому долго и обстоятельно, обучались принципам бережливого производства. Поддержка ФЦК ценна тем, что у них есть четкие и понятные методики, с помощью которых можно не просто рассказать, а показать результат, визуализировать его. Мы этот инструмент тоже стараемся использовать у себя на производственных площадках. Например, если обычное оперативное совещание может затянуться на час, то на производстве с использованием инструментов визуализации они проходят у нас максимум за 15 минут. Все эти методики простые, информация изложена понятным языком, не как в специализированной литературе. Они отработаны на практике и постоянно совершенствуются.
– По какому принципу набиралась команда проекта на предприятии?
– Рабочую группу формировали, исходя из того, чтобы в ней были представлены специалисты из каждого задействованного подразделения. Получилась такая межфункциональная команда. Три месяца мы проводили анализ, и еще три ушло на реализацию пилотного проекта. Он уже завершен, но люди продолжают общаться друг с другом по другим вопросам, это важно для отлаживания взаимодействия на предприятии в целом. Сейчас по такому же принципу мы формируем новую межфункциональную группу для дальнейшего тиражирования проекта.
– А почему для этого нужная другая рабочая группа? Вам же снова придется тратить время на обучение людей, их притирку друг к другу? Вы хотите, чтобы в процесс улучшений было вовлечено как можно больше специалистов?
– Именно так. Система не должна быть привязана к конкретным людям, иначе она не будет работать. Мы обучаем специалистов на своей фабрике процессов. Цель – распространить методики по всему заводу. ФЦК передал нам свои компетенции, на предприятии есть обученные эксперты, и теперь они выполняют функции ФЦК. Сейчас мы подключили цеха основного производства, стараемся обучить людей, которые находятся в этих подразделениях. Мы идем вместе с ними, объясняем, курируем их работу, направляем, корректируем, поправляем. Мы даем людям инструмент, они сами все это проходят и потом уже начинают мыслить по-иному.
– Сопротивление наблюдается?
– Бывает. Это нормально. В принципе, нам понятно, как действовать, – эксперты ФЦК дали нам методики по преодолению сопротивления. Человек сначала впадает в яму сопротивления. Ты ему рассказываешь, объясняешь, выводишь его из этой ямы, и человек уже готов воспринимать информацию.
– Сложно изменить образ мышления?
– Да, непросто. Людям надо объяснять так, чтобы они это воспринимали. Главное, чтобы они видели результат, чтобы для них это действительно было весомо. Когда люди видят результат, тогда они начинают вовлекаться и работать.
– Когда можно будет сказать, что все поставленные цели и задачи достигнуты?
– Процесс совершенствования бесконечен. И мы не собираемся останавливаться.
Сергей Савинов