– Виталий Владимирович, «рекламу» вашего предприятия я видел один раз – логотип на капоте автомобиля. Ни телефона, ни электронного адреса. Что так скромно?
– Это автомобиль Максима Загуменнова. Мы несколько лет помогали готовиться и участвовать в трековых гонках. Это не единственная наша благотворительная акция – если тебе что-то пришло в этой жизни, нужно уметь отдавать. Но помогать молча искреннее и честнее. А что касается рекламы… Наш продукт не тот, который нужно публично продвигать и рекламировать. Еще и потому, что мы не хотим ассоциироваться с конкретными продуктами.
– Тогда давайте укажем хотя бы сферу вашей деятельности.
– Скажем так: мы занимаемся металлообработкой. При этом производим продукцию, которую способно сделать не каждое крупное предприятие.
– ООО «МетСнаб» и задумывалось как производство?
– Нет. В 2009 году мы продавали изделия из металла – подшипники, крестовины, запчасти для автомобилей и сельхозтехники и т.д.
– В 2009 году? В разгар кризиса?
– Да, доллар скакал, строительный рынок замер, нефтянка зашаталась, люди закрывали фирмы. А мы открылись и неплохо торговали. Кризис – штука тонкая и многогранная.
– Ну и торговали бы до сего дня.
– Я понимал, что рано или поздно экономика начнет восстанавливаться, заказчики будут избавляться от лишних звеньев в производственных цепочках, и наш рынок сожмется. Выход один – надо производить. Это перспективнее и интереснее, это иной уровень самостоятельности и ответственности. За два «торговых» года мы хорошо изучили рынок продуктов металлообработки, структуру спроса и предложения. Еще два года понадобилось на оснащение производства и подбор персонала. И с 2013 года начали производить, в том числе и то, чем еще вчера торговали. Находили возможности удешевить свою продукцию без потери качества и быстро встали на ноги.
– За счет чего?
– Мы быстро перестраиваемся под конкретный заказ. Минимум холостого хода. Современные технологии, быстрое реагирование, дисциплинированный и мотивированный коллектив специалистов – основные источники маржинальности. И еще. Принимая заказ, мы берем на себя всю ответственность за его судьбу и несем ее до победного конца. Я ни разу не сказал заказчику: «Извините, у нас не получилось». Заказчики об этом знают, за это ценят и уважают. Что принципиально важно в долгосрочном сотрудничестве.
– Что изменилось на предприятии с 2013 года?
– Все, кроме «оболочки» (общих подходов к производству) и отношения к людям. «Оболочку» я уже описал. Что касается персонала, то мы вкладываемся в его обучение, поощряем освоение новых профессий и конструктивные инициативы, поддерживаем морально и материально. Нашими сотрудниками, помимо материального интереса, двигает желание совершенствоваться. Они понимают, что главная наша задача – общий рост.
– Расти, чтобы...
– Чтобы постоянно раздвигать границы возможностей. Своих и предприятия. Это важно, потому что отраслевых границ для нас нет, мы работаем со всеми, кому нужна продукция, полученная путем обработки металла. Из стали, латуни, бронзы, алюминия, в том числе и авиационного, мы можем сделать почти все. Сложность заказа нас тоже не ограничивает. Чем сложнее заказ, тем интереснее работать. Даже атмосфера в коллективе меняется – люди оживляются, становятся более азартными.
– Вы сказали: «Мы можем почти все».
– Мы ограничены возможностями оборудования. Но если у нас есть время дооснаститься под новые задачи и отработать техпроцесс, то это «почти» уменьшается. Единственное непреодолимое препятствие – габариты детали или узла. Мы все-таки не тяжелое машиностроение.
– Это единственное ограничение?
– Сдерживает и отсутствие собственных площадей. Есть мечта обзавестись ими. А в принципе ограничения живут только в наших головах. Поэтому я часто повторяю, что надо постоянно развиваться. Лучше – со всем миром. Иначе мир будет развиваться без нас. И тут уже никакие площади не помогут.
Виктор Чулков