– Зоя Ивановна, в свое время Удмуртия стала одним из первых регионов, ограничивших время продажи алкогольной продукции. Сейчас она – в числе регионов, которые вышли с инициативой об ограничении продажи никотинсодержащих смесей. Во многом это стало возможным благодаря принципиальной позиции и активности Союза женщин Удмуртии. Почему эта проблематика так важна для вас?
– На протяжении многих лет мы как общественная организация последовательно работаем над формированием трезвого здорового образа жизни. Нас это волнует, поскольку следствием пьянства является распад семей, брошенные дети, дети-сироты при живых родителях, насилие в семье. В 2008 году нам удалось добиться на республиканском уровне принятия закона, запрещающего продажу алкоголя в ночное время, что на тот период снизило не только его употребление, но и число правонарушений в ночное время, особенно среди подростков. В прошлом году я как депутат по поручению бюро Союза женщин внесла предложение о включении в план законотворческой деятельности проекта закона о сокращении времени продажи алкоголя до 18 часов в торговых точках, расположенных в многоэтажных жилых домах. Граждане возмущены, что алкоголь продается в шаговой доступности, это мешает им нормально жить. Что видят они у своих подъездов, на детских площадках, возвращаясь домой после трудового дня? Граждан, распивающих спиртное, порой проявляющих агрессию. Свидетелями этих негативных явлений являются и дети. Какое мы им готовим будущее? К сожалению, было и остается много скептиков, противников введения запретительных мер, которые и сегодня блокируют наши инициативы, поскольку это затрагивает интересы бизнеса. Но мы будем продолжать их отстаивать. Мы считаем, что одним из путей решения многих проблем могло бы стать кратное увеличение стоимости лицензии на право торговли алкогольной продукцией. Естественным путем сократилось бы и число торговых точек, и нарушений законов по правилам торговли. Хочу отметить, что все цивилизованные страны используют те или иные запретительные меры как одно из направлений для сохранения генофонда нации. Очень важно, что на уровне Госсовета нам удается аргументированно выстраивать взаимодействие с исполнительной властью. И то, что по инициативе нашей постоянной комиссии по здравоохранению, демографической и семейной политике был принят закон, запрещающий несовершеннолетним продажу никотинсодержащей продукции, – это большой шаг вперед.
– Как депутат Госсовета УР и член профильной комиссии какие из принятых в республике за последнее время решений в области социальной политики вы можете особо отметить?
– За два года работы этого созыва мы значительно продвинулись в решении социальной проблематики. Особенно важно, что благодаря главе республики Александру Бречалову было принято беспрецедентное решение – выделить на 2020 год один миллиард рублей на льготное лекарственное обеспечение детей до трех лет и граждан, страдающих сахарным диабетом и онкологическими заболеваниями. Наконец-то в республике снята эта проблема. И конечно, нас и наших избирателей это очень радует.
– Сейчас много внимания уделяется повышению конкурентоспособности отечественных производителей, выходу на внешние рынки. Ваше предприятие тоже развивает внешнеэкономическое направление, но как импортер. Планируете попробовать свои силы в экспорте?
– Мы вышли на прямые поставки сырья из Турции, потому что предложений на рынке много, нужно чем-то отличаться от других, и мы стараемся вписываться в новые форматы. Вместе с тем как одно из немногих предприятий легкой промышленности, которое вошло в федеральную программу повышения конкурентоспособности, мы заинтересованы в выходе на зарубежные рынки. Пока, может быть, на самые близкие – в Белоруссию и Казахстан. Недавно в составе делегации республики я побывала с бизнес-миссией в Белоруссии. Задача там, конечно, стояла глобальная – представить Удмуртию, заключить соглашения на уровне высших должностных лиц с перспективой развития деловых отношений. Основу делегации составили предприятия ОПК, которые представили высокотехнологичную гражданскую продукцию. А нам, представителям среднего и малого бизнеса, хотелось убедить деловые круги Белоруссии, что в России есть предприятия, продукция которых может присутствовать на белорусском рынке, чтобы дать покупателям право выбора. Бизнес-миссия – большая поддержка в этом плане, потому что когда такие встречи проходят под эгидой государства, вырабатывается определенная обязательность. Внешнеэкономический контракт – это очень высокая ответственность. И Центр поддержки экспорта УР помогал всем нам подготовиться, более достойно себя представить, потому что важен общий результат. Что касается «Сактона», считаю, что поездка была результативной – у нас появилась перспектива поставок своей продукции на рынок Белоруссии. Время покажет, как будут развиваться события.
Автор - Сергей Савинов.