– Александр Владимирович, в январе 2020 года Президент РФ Владимир Путин утвердил новую Доктрину продовольственной безопасности России. Согласно этому документу, составной частью продовольственной безопасности является продовольственная независимость. То есть страна должна сама себя обеспечивать основными видами продовольствия. В частности, уровень самообеспечения по молоку и молокопродуктам должен составлять не менее 90%. Какое значение имеет эта позиция для молочной промышленности?
– Рынок молочной продукции всегда был и будет стратегическим, именно поэтому для нас важно такое внимание государства. Сейчас мы видим, что оно реально поддерживает молокопереработку, – хотя бы даже тем, что после введения контрсанкций не пускает на отечественный рынок иностранных конкурентов. 2014 год кардинально развернул ситуацию, и наша отрасль получила мощнейший импульс для развития. И за это нашему государству огромная благодарность.
– В декабре прошлого года Центр изучения молочного рынка (DIA) впервые опубликовал топ–100 молокоперерабатывающих заводов России. «Ува–молоко» в нем на четвертом месте. Выше только три завода, которые принадлежат крупным международным корпорациям. Как ваше предприятие оказалось в числе самых крупных в России?
– Это произошло во многом благодаря тому, что наш руководитель Марина Михайловна Старовойтова, которая, к сожалению, в прошлом году ушла из жизни, смогла очень точно уловить основные тенденции рынка. В 2012 году мы заключили контракт на поставку сыродельной линии. В августе 2014 года были введены санкции, а в декабре мы запустили новое сырное производство. Конечно, в 2012 году было невозможно спрогнозировать то, что фактически произошло через два года, но я думаю, что здесь сработало коммерческое чутье. Только по мягким сырам рост производства с 2013 по 2015 год составил почти 100%. К настоящему моменту на предприятии проведена модернизация, приобретены современные сыроизготовители, оборудование для чеддеризации, для упаковки, что позволяет сохранить продукцию как можно дольше без утраты качественных показателей. Сегодня мы перерабатываем больше 800 тонн молока в сутки – это, по сути, 13 железнодорожных вагонов. Марина Михайловна задала высокие темпы развития предприятия. И наша задача сегодня – поддерживать эту динамику.
– Сложно ли будет удержаться в такой представительной компании?
– Рейтинг составлен по итогам 2018 года, когда мы переработали 238 тысяч тонн молока. В 2019 году этот показатель увеличился до 256 тысяч тонн. В настоящее время «Ува–молоко» имеет сформировавшийся рынок сбыта продукции. Нашей визитной карточкой являются масло, сухое молоко, сухая сыворотка, сыры твердые и мягкие. Основные потребители – торговые компании, промышленные предприятия, учреждения социальной сферы. 70% того, что мы производим, поставляется пяти крупнейшим федеральным ритейлерам, в том числе под их собственными торговыми марками. Мы поддерживаем прямые связи, работаем по долгосрочным договорам, география продаж – от Крыма до Якутии. Так что в следующем рейтинге, на мой взгляд, мы как минимум сохраним свои позиции.
– Планируется ли дальнейшее расширение производства?
– Завод в Уве загружен практически полностью. Эта площадка, в принципе, самодостаточна. Поэтому в прошлом году мы задумались о том, куда двигаться дальше. И начали экспансию. Нами уже приобретено две площадки в Татарстане: Апастовский молочный комбинат, где в четвертом квартале этого года будет запущена новая линия, которая позволит нам увеличить производство полутвердых сыров в два раза; и молочный комбинат «Касымовский», который специализируется на производстве цельномолочной продукции. К концу года мы планируем стать одним из крупнейших переработчиков молока в Татарстане. Примерно в этот же период приступим к реализации инвестпроекта в Подмосковье – завода по переработке сыворотки, который рассчитан на 2,5 года.
– Почему эти проекты реализуются не в Удмуртии? В республике не хватает сырья?
– Сырьевая база в республике развита достаточно хорошо, и за это нужно сказать отдельное спасибо первому президенту Удмуртии Александру Волкову, который лично контролировал ситуацию по поголовью в районах. Я считаю, что благодаря его принципиальной позиции сельхозпроизводство в республике сохранилось и вышло на довольно неплохой уровень. Если говорить о закупочной политике нашего предприятия, то все дело в том, что мы растем не меньше чем на 10% в год в физических объемах, поэтому сейчас получаем сырье из пяти регионов: Удмуртии, Татарстана, Башкортостана, Пермского края, Кировской области. У нас порядка двенадцати приемных пунктов, около 100 молоковозов, процесс вывоза сырья идет круглосуточно. Для республики, по моему мнению, это тоже хорошо – мы завозим извне примерно 40% молока, зато отправляем за пределы региона около 90% нашей продукции. Налог на прибыль остается здесь, НДФЛ – тоже, причем средняя зарплата растет – в прошлом году было 34 тысячи рублей, в этом – 36 тысяч. Локация же новых площадок выбрана, в первую очередь, из соображений логистики – будем поставлять произведенную на них продукцию в центральные регионы России, а Татарстан и Подмосковье ближе к этим потребителям. Но в Удмуртии мы тоже реализуем серьезный и сложный проект – это завод «Михайловский» в Ижевске, где будут производиться сыры. На этом направлении мы плотно сотрудничаем с правительством республики. И мы обязательно доведем этот инвестпроект до логического завершения и тогда, возможно, станем крупнейшим производителем сыров в стране.
– Почему именно сыры?
– Первую сыродельную линию мы поставили еще в 2009 году, и уже тогда стало понятно, что нужно идти в эту сторону. По статистике, объем потребления сыров в России растет на 11-12% в год, поэтому сегодня – самое время развиваться. У меня есть твердое убеждение, что все, что мы произведем, будет реализовано. Государство, ограничив доступ на рынок иностранным конкурентам, оказывает нам огромную помощь в этом плане.
– Об экспорте не задумывались?
– Пока присматриваемся. Мы выбрали для себя приоритетом сначала накормить страну, а потом думать о зарубежье.
– Под какими брендами – своими или собственными торговыми марками ритейлеров?
– Будем развивать и наш бренд «Милково», и локальные бренды в Татарстане, которые достаточно популярны, и работать с торговыми сетями. Кроме того, в ближайшее время планируем запустить новую торговую марку – «Молочная фамилия», с которой выйдем на федеральный рынок. Мы вложили в нее серьезные средства, потому что ушли в более дорогой сегмент, полностью прекратив производство спредов и сырных продуктов. С января 2019 года на заводе в Уве вся продукция производится только из молока, без добавления жиров растительного происхождения.
– Существует распространенное мнение, что в бизнесе самое главное – это вовремя его продать. Вы бы приняли такое предложение?
– Нам таких предложений не поступало. Да и деньги все–таки играют не первую роль, и даже не вторую. Марина Михайловна была моей супругой. У нас двое сыновей. Старший закончил экономический факультет МГУ и вернулся на предприятие, сейчас возглавляет отдел продаж. Младший учится в ИжГТУ, и мы однозначно планируем, что он будет членом нашей команды. Поэтому в том, чтобы продавать, когда у тебя есть кому передавать, я не вижу ни смысла, ни логики. Мы занимаемся этим бизнесом с 1999 года, и считаю, что не пройдена даже половина пути, еще многое предстоит сделать. И мы реально любим свое дело.
– В нацпроекте по повышению производительности планируете участвовать?
– Обязательно рассмотрим этот вопрос. Мы постоянно обучаем персонал, приглашаем специалистов из Европы. Мы над этим работаем, потому что люди – это основной капитал, самое ценное на предприятии. Без них не было бы такой вкусной и качественной продукции, а мы провели действительно огромную работу по улучшению ее вкусовых качеств. И поэтому сейчас нам вдвойне приятно читать положительные отзывы потребителей.
– При таком отношении наверняка намного острее воспринимаются ситуации, когда благополучие всего коллектива ставится под угрозу, как в случае с обвинениями в том, что вы сбрасываете сточные воды с превышениями по ПДК загрязняющих веществ.
– Конечно, тем более что эти обвинения изначально были предвзяты и необоснованны. И мы доказали это в суде. Мы встречались с представителями инициативной группы, поднявшей вопрос, ознакомили их с производством, предложили брать пробы в любое время, при условии, что это будет делаться в нашем присутствии, чтобы соблюдались принципы объективности и взаимной открытости. Сегодня у нас одни из лучших очистных сооружений среди российских предприятий пищевой промышленности. В них вложено
120 млн рублей, из последних приобретений – голландский флотатор. Это целое производство, оно действительно уникально, и основная работа по его модернизации уже завершена.
– Вы чувствовали в этот момент поддержку со стороны руководства муниципалитета? Все-таки «Ува-молоко» для района – системообразующее предприятие.
– Да, наши отношения складываются очень конструктивно. Глава Увинского района Владимир Анатольевич Головин не оставляет без ответа ни один вопрос. Чувствуется, что он искренне болеет за предприятие, и не только за наше, и старается помогать. Это правильно, потому что мы, в первую очередь, работаем на благо людей, района и республики. В 2020 году Увинский район отмечает 85–летие. И я хочу пожелать, чтоб юбилейный год приносил его жителям только радость.
Автор - Сергей Савинов.