• 28 декабря 2019 12:40
  • 1 064
  • Время прочтения: 5 мин

Один за всех. Профессии будущего

Один за всех.  Профессии будущего
На базе Глазовского политехнического колледжа открылся отраслевой центр компетенций Росатома по подготовке специалистов в области мехатроники. Он создан по инициативе Чепецкого механического завода. Таких центров в стране всего два – первый в городе Озерске Челябинской области, второй – в Глазове. О задачах и перспективах новой структуры рассказывает руководитель Центра компетенций «Мехатроника» АО «Чепецкий механический завод» Павел Баженов.

– Павел Юрьевич, что такое мехатроника, почему развитие компетенций технического персонала в этом направлении в последние годы приобрело особое значение?

– Мехатроника – это совокупность точной механики с электронными, компьютерными, электротехническими, гидравлическими системами, элементами пневмо-автоматики. И это наука, которая позволяет создавать, эксплуатировать и обслуживать новые виды машин, устройств и механизмов. Специалист-мехатроник занимается автоматическими машинами и автоматизированными системами, которые используются на промышленных и производственных предприятиях. Один из самых простых примеров мехатронной системы – касса в супермаркете. У нее есть программная часть, и есть механическая. Если касса вышла из строя, администратор магазина может по отдельности вызывать механика, программиста, специалиста по КИПиА – для определения причины поломки и ее устранения. Но в жизни так не бывает. Все делается в комплексе одним человеком. Подобную практику можно внедрить и на заводе.

– Это так необходимо? На чем основана ваша уверенность?

– До формирования центра компетенций я работал заместителем директора по сервисному обслуживанию компании «Прибор-сервис», дочернего общества Чепецкого механического завода. По сути, был лицом, ответственным за обслуживание контрольно-измерительных приборов и автоматики на всем заводе. Еще в 2010 году у нас появилось понимание, что нужно уходить от комплексных бригад, состоящих из специалистов по гидравлике, программированию, слесарей КИПиА и др. Во-первых, укомплектовать бригаду – сложная задача, поскольку специалистов не хватает. Это происходит по объективным внешним обстоятельствам. А во-вторых, время высоких скоростей диктует свои требования к эффективности и производительности. По нашей оценке, один универсальный специалист, обладающий знаниями в области механики, электроники и программирования, сможет закрыть до 80 процентов вопросов, связанных с обслуживанием оборудования, потому что станок – это мехатронное устройство, так же, как и конвейер. Поэтому будущее за универсалами.

– А как же разделение труда – основа современной экономики? Сегодня ни один специалист не может быть одинаково компетентен во всем.

– Для мехатроников-универсалов существует своя классификация. Первый уровень – технолог, который разбирается в диагностике, может понять, что именно вышло из строя, и вызвать соответствующую ремонтную службу. Следующий уровень – монтажник, который занимается монтажом и программированием оборудования. Чтобы оборудование сопровождать, обслуживать и ремонтировать, нужен ремонтник. Это третий уровень. Наконец, высший, четвертый уровень – мехатроник-проектировщик. В России таких специалистов еще очень мало. Как показала практика, их может подготовить только мехатроник. И важно, чтобы обучение шло не по отдельным дисциплинам, а системно. Наш центр нацелен на подготовку специалистов первых трех уровней.

– В системе Росатома центров компетенций по мехатронике всего два. А специалисты нужны везде. Будете работать на всю отрасль?

– Первоочередная задача – обеспечить подготовку действующих сотрудников и будущих работников ЧМЗ. Именно поэтому выбрана классификация, максимально отвечающая потребностям завода. 80 процентов времени будет занимать отработка практических навыков. Это важно и для рабочих, и для инженеров, потому что сегодня граница между профессиями размывается. Но классическому рабочему не хватает знаний, а инженеру – умения работать руками. Мы соединяем знания и умения, готовя универсального специалиста.

Изначально запрос отрасли заключался в подготовке высококвалифицированных рабочих, что связано с глобальными задачами. Росатом активно выходит на зарубежные рынки. Причем окно возможностей колоссальное. Россия предлагает атомные станции в комплексе – от проектирования и строительства до подготовки специалистов, сопровождения объекта с последующим выводом из эксплуатации. Система подготовки работников с высшим образованием для атомной энергетики в нашей стране существует, но есть и запрос на подготовку рабочих, которые будут заниматься обслуживанием объектов за рубежом. Потому начали создавать такие программы. Апробировать их нужно внутри своей системы, и только потом транслировать вовне. Общая задача отрасли – поднять уровень подготовки специалистов. И наш центр займется как обучением, так и оценкой персонала и учебных программ.

Генеральный директор АО ЧМЗ Денис Анищук, министр промышленности и торговли УР Виктор Лашкарев и руководитель отдела развития отраслевых центров компетенций Корпоративной Академии Росатома Сергей Шабельников

– Кто у вас преподает?

– Профессионалы-практики, сотрудники предприятий отрасли – таково требование к отраслевым центрам компетенций. Все преподаватели являются действующими сотрудниками Госкорпорации «Росатом» и прошли обучение в учебных центрах поставщиков оборудования для отраслевых центров компетенций.

– Оснащение роботами и роботизированными системами, станками с ЧПУ – основа программ модернизации многих предприятий республики. Это все мехатроника, и они заинтересованы в специалистах, подготовленных по таким программам. Готовы ли вы предложить им сотрудничество в этой области?

– Конечно. Мы ведем подготовку по трем основным направлениям: мехатронике, программированию и гидравлике. В процессе обучения используется лучшее промышленное оборудование. По направлению «Мехатроника» центр компетенций оснащен модульными системами для учебной практики в реальных условиях производства компании Festo, ведущего мирового поставщика пневматических и электромеханических систем для автоматизации производства. Системы обучения охватывают все области промышленной автоматизации, при этом основной акцент сделан на приобретение практических навыков по таким направлениям, как пневмоавтоматика и электропневмоавтоматика, гидроавтоматика и электрогидроавтоматика, мехатроника, сенсорика, программируемые логические контроллеры, промышленные сети. По направлению «Программирование» центр оснащен программируемыми логическими контроллерами фирмы SIEMENS. Мы предлагаем программы обучения для программистов и разработчиков систем промышленной автоматизации начального и продвинутого уровней. По направлению «Гидравлика» у нас есть уникальное предложение, которое отсутствует в радиусе 700 км от Глазова – учебные стенды Bosch Rexroth, мирового лидера в области мобильной и промышленной гидравлики. Все промышленные технологии и процессы, относящиеся к гидравлике, можно изучить на практике. Курсы разные. У нас модульная система. И мы готовы подстроиться под заказчика.

– Отраслевой центр профессиональных компетенций в Озерске ставит один из ключевых акцентов на профессиональном обучении на основе стандартов WorldSkills. Вы наверняка знакомы с его опытом. Используете это в своей работе.

– Мы стремимся использовать все лучшие практики, и нам известна методика подготовки в Озерске. Мы также можем поделиться опытом выступления в WorldSkills. Участвуя в мировом чемпионате WorldSkills в первый раз, Россия заняла 41-е место. Тогда было отмечено высокое качество работы национальной команды, уступили только в скорости. А скорость во многом зависит от эргономики рабочего места и наличия специализированного инструмента. Мы можем научить организации рабочего места при подготовке к соревнованиям, и ежедневной работе это пойдет только на пользу.

– Что еще в ваших ближайших планах?

– Работа со школьниками, развитие ранней профориентации с целью формирования инженерных навыков. В средних и старших классах подросткам уже не интересны комплекты робототехники Lego, они их переросли. Развитие останавливается, пока не поступят в вуз. Мы готовы заниматься с подростками уже на более серьезном оборудовании, проводить чемпионаты по мехатронике и робототехнике. Специальности, связанные с мехатроникой, – это профессии будущего.

Автор - Сергей Савинов.