История предприятия времен Великой Отечественной повторяется. Те же высочайшего напряжения планы с ростом объемов не то что из года в год, а порой из месяца в месяц.
В помощь современным заводчанам – пример их предшественников, во многих случаях – родных дедов и прадедов. В «сороковые роковые» они вместе со всем советским народом достойно отработали героическую трудовую вахту длиной в 1418 дней.
В 1938 году Воткинский завод был передан в Народный комиссариат оборонной промышленности и приступил к освоению гаубицы М-10, начал выпуск корпусов артиллерийских снарядов и авиабомб. Но с началом войны темпы производства необходимо было нарастить кратно.
Пушки требовались в гораздо большем количестве, причем не освоенные ранее, а новые – противотанковые 2243-А калибра 45 мм (знаменитые «сорокапятки» или «аннушки», как звали их артиллеристы), а еще 107-миллиметровые минометы, прицепы и платформы для зенитных установок.
В конце 1941 – начале 1942 года Воткинский завод принял 1100 вагонов с оборудованием эвакуированного киевского «Арсенала», а еще почти 3000 рабочих и специалистов. И это только начало. За короткий период на воткинскую землю прибыли ленинградский «Большевик», сталинградские «Баррикады», подмосковный завод имени Калинина, новочеркасский имени Буденного.
Производственные площади, которые на 22 июня 1941 года составляли 67 612 кв. м, к началу 1942-го увеличились до 75 332 кв. м, а еще через год – до 98 430 кв. м.
То, что пережил Воткинский завод во второй половине 1941 года, оказалось только началом больших преобразований, получивших продолжение в первой половине 1942-го. Красная армия в это время сдерживала немецкое наступление ценой огромных потерь – и людских, и материальных.
Фронту требовался постоянный приток большого количества оружия. Уже с января 1942-го Воткинскому заводу задавалась программа на уровне максимального выпуска, а годовой план по оборонной продукции был увеличен в 2,5 раза.
Предстояло дополнительно изготавливать совершенно новые изделия. Так, к 45-мм противотанковой пушке образца 1937 года в январе 1942 года добавилась танковая пушка-«сорокапятка», а в марте в программу была включена морская пушка 21-К того же калибра.
Дирекция Воткинского завода понимала, что резко увеличенная программа не будет выполнена, если сейчас же не провести радикальную перестройку всего артиллерийского производства. И это было осуществлено в январе и первой половине февраля 1942-го, а затем совершенствовалось в течение года.
Существовало два варианта этой огромной по объему и напряжению работы: с остановкой и без остановки производства оружий, которые уже шли с завода. Переставить надлежало более тысячи единиц оборудования внутри цехов и из цеха в цех. Созданный для руководства перестройкой штаб во главе с главным инженером Еновком Айрапетовичем Гулянцем разработал четкий план и график работ по дням и часам, но по этому графику завод необходимо было остановить на десять суток.
В ходе операции «Перестройка» было переброшено и переустановлено внутри цехов 1030 металлорежущих станков. В большинстве подразделений удалось создать замкнутые циклы изготовления деталей, сборок целых узлов и агрегатов, с передачей их непосредственно на головную сборку. Главная цель перестройки – организация поточного производства – была достигнута, что обеспечило резкое повышение производительности труда.
Объем производства в 1942 году составил 242% по сравнению с предыдущим. Скачкообразный рост наблюдался по артиллерийской технике: в октябре 1942-го выпуск пушек по сравнению с июнем 1941 года увеличился почти в шесть раз.
Ноябрь 1942 года порадовал боевыми успехами: на фронте началось контрнаступление наших войск. А на Воткинском заводе в это время наблюдалась противоположная картина: сложности с освоением новой пушки ЗИС-3 в конце года сорвали выполнение общей производственной программы.
– Мы с вами немало сделали за 520 дней борьбы для укрепления мощи и боеспособности родной армии, – говорил на ноябрьском совещании директор Александр Павлович Золотарев, – но на сегодня мы отстали от фронта. Тыл должен идти далеко впереди фронта, чтобы помогать ему.
Для увеличения выпуска не хватало оборудования. Служба главного механика предпринимала героические усилия по вводу в строй поступивших на завод с эвакуированных предприятий некомплектных станков, по изготовлению станков собственной разработки.
Лёня Кузнецов и его отец Фёдор Васильевич ежедневно выполняли 150 200% нормы.
С каждым годом все больше не хватало рабочих. С началом же производства ЗИС-3 потребность в кадрах еще возросла. Сложнейшую программу предстояло выполнять с привлечением совсем юных девушек и женщин-матерей, мальчишек-ремесленников, мобилизованных колхозников и инвалидов войны – других трудовых резервов не предвиделось.
Главной задачей тыла в момент контрнаступления на фронте было создание «такой армии, чтобы весь мир видел ее рост». И мир увидел, что у русских появилось лучшее оружие Второй мировой, в том числе – пушка ЗИС-3 воткинского производства.
Лучшие бригады на заводе получали звание фронтовых. Среди них постоянно шло соревнование.
В 1944 году на заводе началось освоение пушки ЗИС-2, призванной истреблять новые немецкие танки – «Тигры» и «Пантеры». Одновременно предписывалось ежемесячно наращивать выпуск ЗИС-3, артустановок В-21-КМ, передков к 45-мм пушкам, сдать в первом квартале 145 тысяч корпусов мин. Задача осложнялась тем, что приходилось наверстывать упущенные сроки.
Правда, сложную ситуацию, которая летом 1943 года создалась на заводе, новому руководителю Федору Кузьмичу Чеботареву (назначен в августе того же года) удалось выправить уже к октябрю. Программа четвертого квартала была полностью выполнена, получено классное место в соревновании предприятий Наркомата…
Во время празднования в 1944 году 185-летия завода директор Федор Кузьмич Чеботарев отчитался в том, что сделано заводом в годы войны: «Мы осваивали производство сложных машин за 1-2 месяца вместо обычных 1-2 лет, полностью реконструировали крупнейшие цехи за 3-7 дней и т.д. … При росте числа рабочих на 90% выпуск продукции увеличился на 360%».
Завод по-прежнему поставлял армии 57-мм пушки ЗИС-2, 76-мм пушки ЗИС-3, орудия к самоходным установкам СУ-76, 120-мм мины ОФ-834А и т.д. Был освоен и изготовлен опытный образец мощной 85-мм самоходной пушки с составным стволом без уравнивающего механизма. Всего за год было произведено 8000 орудий.
Коллектив приближался к победной весне с небывалым подъемом: он стал передовым в отрасли и три месяца подряд (в январе, феврале и марте) оставался на первом классном месте среди предприятий Наркомата вооружения.
На заводе, как и везде в огромном СССР, с нетерпением ждали Победы. И все-таки весть о полной и безоговорочной капитуляции Германии пришла неожиданно…
В сентябре 1945-го Воткинский завод за вклад в Победу был награжден своим первым орденом Ленина.
Свидетель четырех веков Воткинский завод всегда работал, а вернее – служил, в интересах государства, его безопасности. В этом была и остается его основополагающая миссия. На ее исполнение нацелены помыслы и дела коллектива предприятия.
Современное поколение заводчан глубоко чтит память о предшественниках, не жалевших самих себя ради достижения Великой Победы. Их опыт, весь ход истории 265-летнего предприятия свидетельствуют, что Воткинскому заводу по плечу любые задачи. Так было, так есть, и так будет!
1418 военных смен Воткинского завода
Реклама. ИНН: 1828020110. ERID: 2VtzqxMS2m7.