«ДК»: Денис Николаевич, для лесопромышленной отрасли России 2023 год стал временем серьезных испытаний из-за введенных европейскими странами ограничений на импорт продукции из нашей страны, а также запрета на поставки нашим предприятиям производственного оборудования. Удмуртия – регион, в экономике которого лесопромышленный комплекс играет важную роль. Как эти события повлияли на его работу?
Д.У.: Еще в 2022 году, когда были введены санкции, мы понимали, что продажа лесоматериалов в страны Европы будет ограничена. В феврале 2023 года Президент России провел совещание в Архангельске по выработке мер господдержки лесопромышленного комплекса. Он поставил перед всеми предприятиями лесопромышленного комплекса нашего государства задачи по переориентации потоков продукции на новые рынки сбыта и корректировке логистики.
Как мы видим, предприятия Удмуртии с задачами справились. За прошедший год сумма налогов и платежей составила 2,1 млрд рублей – это стабильный объем поступлений, высокий показатель. Да, на пике в 2021 году мы получали даже чуть больше 3 млрд рублей, но с учетом текущих изменений в отрасли результат достойный.
«ДК»: На структуре производства и номенклатуре продукции произошедшие события как-то отразились?
Д.У.: Важно, что нам удается держать баланс движения древесины: по итогам 2023 года на территории республики было заготовлено порядка 2,2 млн кубометров, и значительная часть из них пошла на сырье для наших предприятий для изготовления конечной продукции. Это говорит о том, что в большей части древесина, которая заготавливается в республике, перерабатывается на ее территории.
Линейка выпускаемой продукции широкая – от сухих пиломатериалов до мебели. В пример можно привести Глазовскую мебельную фабрику: отличное современное производство, у собственников предприятия есть горизонт планирования на будущее. Выделены площадки под дополнительные цеха, идет подготовка к монтажным работам, выпуск продукции будет кратно увеличен. Так что отрасль не стоит на месте, развивается.
«ДК»: С 2018 года в России действуют новые правила действия приоритетных инвестиционных проектов, цель – переориентирование бизнеса с лесозаготовок на производство продукции глубокой переработки древесины с высокой долей добавленной стоимости, а также наращивание импортозамещения, эффективное освоение лесных участков и создание новых рабочих мест. Как с этим обстоят дела в Удмуртии?
Д.У.: У нас продолжается реализация двух приоритетных инвестиционных проектов – это Глазовский фанерный завод, а также предприятие в Сюмсинском районе по производству срубов, пиломатериалов, древесного угля.
Компании, которые уже реализовали свои приоритетные инвестиционные проекты, такие как «Увадрев-Холдинг», «Орион», «Востокресурс», также продолжают стабильно работать. Предприятие «Увадрев-Холдинг», например, продолжает реализацию своего проекта по ДСП-500. Конечно, из-за санкций возникли трудности с поставками оборудования для этого производства, но руководство ищет варианты замены оборудования на аналоги, и я уверен, что необходимые решения будут найдены.
Надо отметить, в том, что нам удалось стабилизировать и выправить ситуацию, есть большая заслуга руководителей предприятий. Можно было, сославшись на санкции, опустить руки, остановиться, запустить процедуру банкротства – но нет, все продолжают выпускать продукцию, платить налоги, создавать рабочие места. Лесопромышленный комплекс выстоял, адаптировался и работает дальше.
ДК»: На федеральном уровне большое внимание сейчас уделяется восстановлению леса, вводятся новые правила и требования. Как в Удмуртии ведется эта работа?
Д.У.: Все объемы работ по лесовосстановлению, которые предусмотрены планом субъекта и национальным проектом «Экология», выполняются в полном объеме. По итогам прошлого года, площадь новых лесов составила порядка 10,7 тысячи гектаров. Работы выполнены на сто процентов и по обязательствам арендаторов, и по обязательствам нашего автономного учреждения – мы выполняем работы на свободных от аренды лесных участках.
Как отметил президент в обращении к Федеральному собранию, недавно Россия преодолела очень важный рубеж: с 2021 года у нас восстанавливается больше лесов, чем вырубается. Это справедливо и для Удмуртии. В 2023 году в регионе появилось на 29% больше лесов, чем погибло и было вырублено, а за время действия нацпроекта лесовосстановление прошло на 55 тысячах гектаров. Продолжим наращивать зеленые богатства Удмуртии вместе с арендаторами и в текущем году. В планах – провести такие работы на 11,2 тысячи гектаров. И, как и в предыдущие годы, этот показатель обязательно выполним.
Успешно мы прошли сложный лесопожарный период в 2023 году – доля ликвидированных в первые сутки возгораний на 6% больше плановых значений, установленных государственной программой «Развитие лесного хозяйства». Надеемся, что в этом году условия будут более благоприятными, но все-таки готовимся к вызовам, которые нас ожидают. Сейчас очень актуальна климатическая повестка, президентом даны соответствующие поручения по адаптации экономики к идущим изменениям климата. Соответственно, наши огнеборцы должны к этому готовиться, использовать новые методики обнаружения пожаров с применением беспилотных летательных аппаратов. Тот опыт по применению БПЛА в сфере лесного хозяйства, который мы получили в течение 2021 и 2022 годов, позволил республике подключиться к новому нацпроекту «Беспилотные авиационные системы». До 2030 года в Удмуртию поступит более 60 беспилотников квадрокоптерного типа для наших лесопожарных формирований, а к 2025 году откроются три новые диспетчерские службы. Это позволит охватить всю территорию республики дистанционным мониторингом.
ДК»: Нашим лесопереработчикам сегодня хватает сырья?
Д.У.: По сырью для большинства видов продукции – пиломатериалы и ДСП для мебельного производства – мы дефицита не испытываем. Наши лесозаготовительные предприятия полностью обеспечивают сырьем производства глубокой переработки, которые имеются на территории республики. В Удмуртию завозят только фанерный кряж из Кировской области и Пермского края, которые два предприятия используют в производстве для лущения фанеры. Но это, пожалуй, единственный пример, когда нам необходимо привлекать дополнительные ресурсы в виде сырья для производства с других территорий. Более того, у нас уже работают предприятия, налаживающие производство фанерного кряжа.
ДК»: Каков экспортный потенциал у конечной продукции наших переработчиков с учетом того, что Европа закрыла для них свой рынок?
Д.У.: Основные перспективы по экспорту в условиях европейского эмбарго связаны со Средней Азией и Ближним Востоком, логистика в 2023 году была перестроена именно по таким маршрутам. Традиционно мы поставляем неплохие объемы в Египет и Сирию.
Есть вероятность, что с рынков Средней Азии наша продукция все-таки попадает в страны Европы. При этом, естественно, происходит ее удорожание, но если партнеры так хотят выстраивать бизнес, то пожалуйста.
Большие надежды мы связываем с международным транспортным коридором «Север-Юг» между Россией, Индией, Ираном и соседними странами, которым сейчас активно занимается Минтранс РФ, и в который входит, в том числе, транспортировка по воде через водную артерию Кама – Волга – Каспий. Его развитие даст нашим предприятиям дополнительные возможности для успешной конкуренции на перспективных зарубежных рынках.
Введенный по инициативе Президента России запрет на вывоз необработанной древесины хвойных и ценных лиственных пород дает плоды – экспортируется готовая продукция, а вся цепочка производства остается в регионе, сохраняются и открываются новые рабочие места – на сегодня в области лесозаготовки и лесопереработки в Удмуртии работает более 8,5 тысячи человек. Согласно информации Управления Россельхознадзора по Кировской области, Удмуртской Республике и Пермскому краю, экспорт лесопродукции Удмуртии в 2023 году вырос почти в два раза. Помимо этого, в 2023 году республика впервые начала экспортировать ее в Оман и Тунис.
Наращивание экспорта продукции из древесины стало одним из ключевых факторов роста экономики Удмуртии и предприятий-экспортеров. У нас достаточная сырьевая база, чтобы обеспечить себя и отвечать на запросы тех, кто готов с нами сотрудничать.
Благодаря поддержке Правительства России за прошедшие шесть лет увеличились объемы производства основных видов продукции лесопромышленного комплекса республики: пиломатериал – на 37%, древесностружечные плиты – на 21%, фанера – в два раза. Кроме того, за последние годы успешно налажен выпуск новой для Удмуртской Республики продукции – древесного угля, а предприятиями активно осваивается производство топливных пеллетов. Крупные переработчики и вовсе стараются переходить на безотходное производство. А численность работников лесопромышленного комплекса Удмуртии с 2017 года увеличилась на 53%.
Санкции нам не страшны – они лишь открывают новые возможности. Поэтому в будущее смотрим с оптимизмом: трудности есть, но мы их преодолеваем и видим перспективы.
Андрей Кузнецов