– Сергей Александрович, в 2013 году вы с отцом разработали инвестпроект, удостоившийся включения в федеральный перечень приоритетов в области освоения лесов. Благодаря чему это стало возможным?
– Проект «Техническое перевооружение фанерного и лесопильного производств, организация лесозаготовительных работ» предусматривал качественную техническую модернизацию наших мощностей с целью увеличения объемов производства фанеры и пиломатериалов, расширение их ассортимента. Реализация велась в несколько этапов и должна завершиться к 2020 году. В ходе работы над проектом существенная поддержка была нам оказана со стороны республиканских властей, Гарантийного фонда содействия кредитованию УР, различными финансовыми институтами, в том числе Промсвязьбанком. Благодаря этому удалось выстроить полный цикл фанерного производства.
О правильности выбранной стратегии развития и возросшем качестве выпускаемой продукции свидетельствует стабильный спрос и впечатляющая география поставок – по всей России, а также в Эстонию, Финляндию, Чехию, Германию и другие страны мира.
Список зарубежных партнеров постоянно растет, мы благодарны за содействие в этом вопросе республиканскому Фонду предпринимательства и его экспортному отделу.
– В прошлом году осуществлению ваших планов грозило сразу несколько принципиальных затруднений. Удалось ли их разрешить?
– Проблем было две. На республиканском уровне – дефицит древесины. На районном – земельные вопросы. Затруднение по первому пункту удалось решить, нам выделили тот объем, который мы запрашивали. И мы признательны за содействие в этом вопросе Александру Александровичу Свинину, первому заместителю Председателя Правительства УР, Виктору Александровичу Лашкареву, министру промышленности и торговли УР, а также Денису Николаевичу Удалову, министру природных ресурсов и охраны окружающей среды. Но если говорить о будущем, то для полноценного развития выделенных объемов этого вряд ли достаточно. Дело в том, что для промышленного производства годится только деловая древесина, а ее в наших лесах всего около 20-30 процентов от общего объема. Эту проблему мы уже подняли в Министерстве ресурсов и охраны окружающей среды УР и надеемся на полное понимание.
А вот вторую проблему – земельные вопросы – пока решить не удается. Торможение идет не на районном, а где-то на республиканском уровне. И тут, видимо, придется обращаться за помощью к Александру Владимировичу Бречалову, Главе УР, иначе выполнение его просьбы об открытии участка по производству шпона в Кизнерском районе и, соответственно, созданию новых рабочих мест действительно ставится под угрозу.
– Деревообработка с 1992 года является вашим основным направлением деятельности. Почему тогда в последние годы все большее внимание вы уделяете сельскому хозяйству?
– Из стремления диверсифицировать производство. На сегодня у нас имеется порядка 1300 гектаров под сельскохозяйственные культуры. Зерновыми занято около 1000 га пашни, остальное под многолетние культуры. Нынче мы посеяли горчицу и рапс, которые сдаем на переработку. Приобрели новый комбайн, мощный трактор производства «Ростсельмаша» и посевной комплекс. К весне, может быть, купим еще один – это должно помочь снизить себестоимость сельхозработ. Тем самым хотим сделать свою продукцию более доступной и конкурентоспособной.
В этом году мы пошли навстречу просьбе Василия Протопопова, главы Селтинского района, и взяли дополнительно более тысячи гектаров у села Валамаз. Но пока там ни зданий, ни сооружений, ни работающей инфраструктуры нет, все надо строить заново.
По животноводству также имеются идеи. Есть опыт откармливания бычков, но мы вынужденно взяли паузу – сначала надо предыдущие проекты завершить.
– Если говорить о будущем, стоит ли ждать от вас новых проектов? Как показывает практика, это действительно важный вопрос – благодаря вашим инициативам появляются новые рабочие места, растут налоговые отчисления в бюджеты всех уровней, в село возвращается жизнь.
– Что касается деревообработки, то тут у нас есть несколько интересных задумок. В Кизнере будем ставить линию лущения и сушилку. Взяв землю на Валамазе, мы уже приступили к созданию там рабочих мест. В планах строительство площадок для хранения и ремонта техники.
Как ответственный деревообработчик мы ежегодно высаживаем более 300 га новых саженцев. Проводим уходы за лесными культурами и лесными насаждениями. Проработали вопрос лесопиления, которое успешно осуществляется, также приобрели линию брикетирования и теперь имеем все основания считать, что у нас имеется полноценная глубокая переработка и безотходная технология. В течение ближайшего года-двух начнем работать с закрытой корневой системой, поэтому серьезно рассматриваем вопрос строительства собственных теплиц для выращивания ели под посадку, а это опять же речь о новых, хорошо оплачиваемых рабочих местах. Средняя зарплата наших работников в 2017 году составила 23 тысячи рублей, в 2019-м эта цифра возрастет до 27,5 тысячи.
Хорошая, стабильная зарплата – лучший аргумент для людей продолжать жить и работать на селе.
Автор: Владислав Артемьев