Cosi fan tutti – «Так делают все»
Обратное проектирование предусматривает анализ существующего изделия и разработку на основе этого анализа аналога, который возможно производить на собственной технологической базе. Полученное в результате изделие может отличаться от прототипа как в лучшую, так и в худшую сторону, что во многом продиктовано именно используемыми технологиями. Правообладатели неодобрительно называют подобные изделия «нелицензионной копией», однако в этот термин не стоит вкладывать негативные коннотации – обратный инжиниринг не является кражей технологии, поскольку как раз технологии разработчик не копирует – он создает их заново.
Обратное проектирование старо как мир – даже знаменитый римский гладиус был не чем иным, как нелицензированной копией испанского меча.
Признанным мастером обратного инжиниринга является КНР. Китайский автомат «Тип 56» – реверс АК-47, внедорожник Great Wall – «Тойоты», и подобных примеров тысячи, если не миллионы. Стимулирование методов обратного инжиниринга на государственном уровне позволило Китаю создать собственные передовые технологии и стало одной из причин китайского экономического чуда. Если кто-то предположит, что реверс-инжиниринг – удел отстающих стран, напомним, что Китай на сегодня – крупнейшая экономика мира. Да и вполне себе передовые европейцы путем обратного инжиниринга превратили американскую радиолампу 6KAS в «старосветную» EL95, а американцы европейскую EL34 – в собственную 6CA5. Немецкий миномет Granatwerfer 42 – это нелицензионная копия советского полкового 120 мм миномета обр. 1932 года, а американский гранатомет PSRL-1 – чуть видоизмененный РПГ-7.
…Если могут
Важное условие обратного проектирования – наличие собственной технологической базы соответствующего уровня, чтобы адаптировать изделие к своим технологиям, для начала их нужно иметь. Именно в силу наличия развитых промышленных технологий Советский Союз мог копировать весьма сложные изделия, такие как тепловоз RSD-1 (обрусевшая версия – ТЭ1) или бомбардировщик В-29 (в советских ВВС ставший Ту-4). Причем в последнем случае скорее стоит говорить об использовании компоновочной схемы, поскольку и двигатели, и авионика Ту-4 были отечественной разработки.
Второе важное условие – наличие квалифицированных инженеров и технологов. Это хорошо видно из интервью, которое дал в 2021 году «ДК» генеральный директор НИТИ «Прогресс» Андрей Зорин, сначала он рассказывает, как на предприятии удалось сохранить инженерно-конструкторскую школу, и лишь затем приводит пример успешного обратного инжиниринга. При этом видно, что успехом проект был обязан именно специалистам: «Мы искали для себя продукт, который был бы близок к нам по профилю. Остановились на стальных панельных радиаторах. Тогда они в России не производились, а импортировались из Германии, то есть речь шла об импортозамещении. Когда мы ставили это производство, была мысль купить готовую технологию. Единственная компания, которая ею обладала, швейцарская Schlatter, предлагала только оборудование – первоначально за 7 млн евро.
Но нам была нужна технология, продавать которую швейцарцы отказались: «коммерческая тайна». Я им говорю: «Да какая тайна? Вот так и так у вас техпроцессы выстроены». У них челюсти отвисли: «Откуда вы это знаете?». Я им: «Мои специалисты распилили ваш радиатор, посмотрели, что сделано, и поняли, как сделано. Мы и сами можем отстроить всю цепочку, жалко время терять». Они сразу цену на оборудование снизили до 1,5 млн евро, но мы все равно не купили.
В нашу способность воссоздать технологию на основе анализа изделия сначала не поверили. Потом, когда у нас получилось, швейцарцы прислали мне в качестве поздравления три бутылки шампанского».
К сожалению, приведенный пример – большая редкость в современной России. В 1991 году в стране был взят курс на покупку из-за рубежа или готовых изделий, или их комплектующих (с последующей «отверточной сборкой» на месте). Собственные разработки остались в ограниченном круге отраслей. Санкционная война продемонстрировала недопустимость подобного положения дел. И говоря о мерах по исправлению ситуации, вспомнили и об обратном инжиниринге.
«Можем, но не хочем? Или хочем, но не можем?»
Еще в 2016 году на заседании Правительственной комиссии по импортозамещению министр промышленности и торговли РФ Денис Мантуров сообщил о планах создания на базе Фонда развития промышленности Центра обратного инжиниринга. Об итогах работы центра, как и о том, был ли он вообще создан, при подготовке данной статьи информации найти не удалось. Но определенные результаты в обратном инжиниринге в России присутствуют.
17-18 ноября 2022 года на конференции «Колтюбинговые технологии, ГРП, внутрискважинные работы» заместитель руководителя Центра компетенций импортозамещения в ТЭК Агентства по технологическому развитию Павел Сладков сообщил: «Сегодня стабильность многих процессов в промышленности зависит от обратного инжиниринга. Он представляет собой один из наиболее быстрых способов замещения импортного оборудования и комплектующих.
И нефтегазовый комплекс не является исключением. Ведущие добывающие и сервисные компании уже создали инжиниринговые центры с целью отработки собственных потребностей в импортных комплектующих… В области обратного инжиниринга для нужд нефтегазового комплекса агентством было поддержано 14 проектов на сумму почти 900 млн рублей, еще по 11 проектам ведется подготовка к объявлению конкурсных отборов. Они касаются оборудования для геологоразведки, бурения и исследования скважин, комплектующих для газопоршневых электростанций, используемых в местах добычи углеводородного сырья».
Другой пример приводит генеральный директор АО «Фирма Изотерм» Виктория Нестерова: «Мы делаем батареи для строительных компаний. Заказчики нам говорят: а можете нам еще сделать решеточку, которую мы всегда возили из Германии. Они нам дали эту решетку, мы ее разобрали на 33 части... И поняли, что можем сделать ее, и даже дешевле. А там потребность чуть ли не в 100 млн рублей с одного объекта. Там ничего сложного, но раньше мы ее не делали, потому что не было спроса – компаниям было проще, спокойнее купить ее и привезти. Сейчас эти времена закончились».
Наиболее яркий успех обратного инжинирнга – локализация производства кассетных подшипников, используемых в железнодорожной отрасли. Ранее они производились тремя компаниями с иностранным участием. В начале 2022 года иностранцы остановили производство в России, что вызвало квартальный простой одного из крупнейших в России вагоностроительного завода.
Однако благодаря использованию обратного инжиниринга удалось всего за полгода разработать отечественный аналог кассетных подшипников, который осенью 2022 года успешно прошел сертификационные испытания, подтвердившие все заявленные характеристики.
Как видим, пока наибольшие успехи достигнуты в создании инжиниринговых центров и проведении конкурсных отборов. Успехов в реализации конкретных задач импортозамещения путем обратного инжиниринга мало.
«Может, в консерватории что-то исправить?»
Почему так мало успехов в российском обратном проектировании, если о нем вспомнили еще восемь лет назад? И почему так успешен в этой области Китай? Потому что первый «реверс-инжиниринг» КНР осуществила, скопировав советскую систему образования.
Ту самую, о которой министр образования РФ Андрей Фурсенко сказал в 2007 году: «Недостатком советской системы образования была попытка формировать человека-творца, а сейчас задача заключается в том, чтобы взрастить квалифицированного потребителя». Заметим, что попытка формировать человека-творца была у советского образования довольно успешной. Как и у современного китайского образования. Ну, а выпестованная Фурсенко и его присными российская система образования столь же успешно решает свою задачу – готовит квалифицированных потребителей.
Когда меньше года назад секретарь Совета безопасности РФ Николай Патрушев призвал вернуть советский опыт образования в российские школы, из Минобраза раздался ожидаемый ответ: возврата к советской школе быть не может! Ну, не может, так не может. Тогда «параллельный импорт вам, а не обратное проектирование».
Общество – взаимосвязанный организм. И если в одной его части – школе – готовят квалифицированных потребителей, то в другой – производстве – не будет достаточного количества толковых инженеров. Их не будет не только для обеспечения собственных достижений, но и для копирования чужих. В словосочетании «обратный инжиниринг» ключевым является слово «инженер». А слова «потребитель» там нет вообще.
Андрей Солдаткин