– Алексей Александрович, готов ли Сарапульский электрогенераторный завод предложить свою продукцию взамен импортной, уходящей с рынка?
– Предприятие давно начало предпринимать шаги в этом направлении. Задолго до обострения ситуации с введением экономических санкций. Мы продолжаем наращивать темпы производства в тех направлениях, где из-за возникших ограничений образовывается свободное пространство. Да, конечно нелегко, но приложив усилия сейчас, в это сложное время, мы сможем укрепить свои позиции на рынке уже в ближайшем будущем и внести свой вклад в общее дело.
– То есть оптимистично смотрите в будущее?
– Для этого у нас есть все основания. Возьмем для примера рынок лифтового оборудования, на котором мы уже давно обосновались с редукторными лебедками. Еще в 2018 году завод локализовал на своих площадях полный цикл производства лифтовых лебедок класса SGR. Это стало возможным благодаря запуску участка изготовления червячной пары, ключевого комплекта деталей, который ранее закупался в Германии. В России производителей этого компонента не было совсем. Наша линия по изготовлению червячной пары уже на первом этапе была рассчитана на выпуск до 4000 изделий в год. Сейчас мощности позволяют производить 8000 лебедок в год. Также параллельно мы активно работали над актуальными безредукторными лебедками и при необходимости сможем выпускать до одной-двух тысяч единиц в год.
– На лифтовые лебедки такой высокий спрос?
– Он очень большой. По данным Минстроя России, доля лифтов, требующих неотложной замены, в 2021 году составляла более 96 тысяч штук. И это без учета ввода нового жилья, где монтируется порядка 36 тысяч новых лифтокомплектов. Так что этот рынок до сих пор остается конкурентным. Причем перспективным как для Сарапульского электрогенераторного завода, так и для других отечественных предприятий, занятых в сфере производства лифтового оборудования.
– Помимо лифтовых лебедок, есть что-то еще из изделий Электрогенераторного завода, которые способствуют импортозамещению?
– ДАТ-72 – тяговый асинхронный электродвигатель нашей разработки. Предназначен он для современного общественного электротранспорта и уже устанавливается на отечественных трамваях 71-931М, «Витязь М» и 71-911ЕМ «Львенок». Сейчас российские производители электротранспорта закупают часть электродвигателей в Европе. Это преимущественно Чехия и Австрия. Наше производство способно заместить до 50% импорта. Мы планируем выпускать до одной тысячи тяговых асинхронных электродвигателей ежегодно. Наши изделия имеют ряд преимуществ перед зарубежными аналогами, это, прежде всего, повышенный срок службы и более низкая стоимость при сопоставимых технических характеристиках. Еще мы хорошо поработали над защитой подшипниковых узлов от электроэрозии, которая часто выводит подобные двигатели из строя. С нашими таких проблем будет значительно меньше.
– А рынок трамвайного парка также перспективен, как и лифтовая отрасль?
– Конечно. По данным, которые недавно фигурировали в средствах массовой информации, средний возраст трамвайного парка в крупных городах примерно 26 лет. К тому же существует федеральная программа модернизации городского электротранспорта, согласно которой предстоит обновить не менее 1500 трамвайных вагонов. Это большой объем. И перспективы Сарапульского электрогенераторного завода в этом направлении соответствующие.
– Как заводу удается так быстро организовывать новые производства?
– На самом деле можно и быстрее, но подводных камней в любой отрасли много, их все нужно учесть перед запуском какого-либо нового направления. На анализ рынка тоже требуется время. Сам же завод – это мощная платформа, и организовать производство можно даже в сжатые сроки. Такой опыт у нас есть. В успешности любых начинаний также решающую роль играет поддержка правительства и льготные кредиты. Например, для запуска производства червячной пары и тяговых двигателей мы привлекали льготные займы Фонда развития промышленности. Эти средства использовали для приобретения необходимого оборудования.
Григорий Глухов