«Шаркан-трикотаж»: сквозь кризисы к новым вершинам
В Удмуртской Республике на сегодня насчитывается более 300 крупных и средних промышленных предприятий. У каждого из них своя история становления, траектория развития и жизненная перспектива. Но успех сопутствует тем, кто нацелен на результат, вкладывает в свое предприятие силы и душу.

Группа предприятий Шарканской трикотажной фабрики – одно из старейших производств отрасли легкой и текстильной промышленности республики, которое сохраняет советские традиции качества и при этом идет в ногу со временем, предлагая модные коллекции для женщин всех возрастов.

А в условиях курса на импортозамещение работа предприятия приобретает не меньшее значение, чем высокотехнологичные разработки. Согласитесь, можно сравнительно легко обойтись без смартфона от именитого бренда, но потребность в удобной и стильной одежде остается неизменной. Насущный вопрос развития в условиях все новых вызовов мы обсудили с генеральным директором ЗАО «Шаркан-трикотаж» Надеждой Зайнаковой.

– Надежда Георгиевна, по традиции начнем с итогов. С какими результатами предприятие подошло к началу 2022 года?

– Прошлый год мы закончили на положительной ноте. Как по заказам, так и по выручке. Более того, на протяжении года мы три раза поднимали зарплату на 6-8% и в целом вышли на показатель в 22%. В период пандемийных ограничений большее внимание уделили повышению квалификации наших специалистов. Участвовали в различных зум-конференциях и дистанционных обучающих программах. Так, наши менеджеры прошли курс по fashion-маркетингу, в итоге много новшеств внедрили в систему маркетинга предприятия и сделали рестайлинг логотипа.

– Сегодня в Москве большинство антиковидных ограничений уже сняты, некоторые послабления заметны и в Ижевске, а на вашем предприятии попрежнему соблюдается строгий масочный режим. Вы уже сказали про обучение, а насколько сложным для ЗАО «Шаркан-трикотаж» оказался затяжной локдаун в финансовом плане?

– Конечно, поначалу пандемия стала для нас шоком. Но мы достаточно быстро сориентировались, сконцентрировавшись на пошиве различных моделей масок и защитных костюмов. Поскольку торговые сети длительное время были закрыты или ограничены в работе, а значит, и спрос на одежду сильно упал, мы привлекли к изготовлению средств индивидуальной защиты всех сотрудников предприятия. И управляющие кадры, и наши мужчины – специалисты, разнорабочие и программисты – наравне с квалифицированными, опытными швеями работали в цехе. Только так, общими усилиями нам удалось обеспечить финансовую стабильность в период наиболее жестких ограничений. А затем постепенно-постепенно стали возвращаться к привычной работе.

– И вот новый вызов – усиленное санкционное давление. С какими трудностями столкнулось предприятие, и какие возможные перспективы вы для себя видите?

– Самое главное сейчас, и я регулярно говорю об этом своему коллективу, – это не впадать в панику. Как и в случае с пандемией, надо просто взять себя в руки и продолжить заниматься любимым делом, работать и зарабатывать.

Наше предприятие успешно работает уже более 80 лет. Мы привыкли идти вперед и развиваться в кризисных условиях. В свое время тогда еще ткацкая артель «Комсомолец» пережила и годы Великой Отечественной войны, работая на нужды фронта. Вот это был, безусловно, тяжелый период, а все остальное не столь страшно. Я сама на предприятии с 1976 года, то есть работаю уже больше 45 лет. Могу сказать, что спокойного времени практически и не было. Перестройка, перепрофилирование в трикотажную фабрику, финансовая нестабильность 1990, 2008 и 2014 годов, затем пандемия.

В феврале 2022-го мы участвовали в международной выставке Collection Premiere Moscow. Наш бренд сегодня уже достаточно популярный, известный на российском уровне. Прежде всего, мы надежный партнер, привлекаем как ценой, так и качеством товара. И в рамках выставки в очередной раз хорошо себя зарекомендовали. Заключили соглашения и с крупными покупателями, и с иностранными поставщиками сырья. Конечно, большинство из достигнутых договоренностей стали неактуальными.

С поставками ситуация в целом сегодня достаточно сложная. Европейские производители и поставщики, с которыми мы работали по тканям и ниткам, от ранее заключенных контрактов отказались. Мы также напрямую сотрудничали с турецкими компаниями, здесь соглашения остались в силе, но возникают логистические вопросы. При этом белорусские компании на этом фоне продолжили поднимать цены на свою продукцию. А финансовый вопрос сейчас тоже как никогда актуален, поскольку весь импорт у нас привязан к курсу доллара. Но нам не привыкать – будем договариваться, искать обходные пути, анализировать предложения азиатского рынка.

Наш основной потребитель здесь в России, и это огромный рынок. На сегодня наша продукция уже представлена в 69 регионах страны.

И наряду со сложностями, вызванными западными санкциями, для нашего производства открываются возможности для дальнейшего продвижения на отечественном рынке. Так, 6-7 апреля в Москве состоялась очередная выставка. Она была нацелена в первую очередь, на те компании, у которых сорвались договоренности с западными фирмами, и они находятся в поиске альтернативных решений. Крупные брендовые магазины и торговые центры не намерены закрываться и в силу санкционных сложностей проявили повышенный интерес, в том числе и к нашим российским коллекциям. Об этом говорили на Неделе текстильной и легкой промышленности, состоявшейся в середине марта. Как видите, мы все время в движении.

– Как сегодня выстраивается взаимодействие с Правительством Удмуртии, какую помощь вы получили или надеетесь получить в сложившейся ситуации?

– Группа предприятий Шарканской трикотажной фабрики – это социально ориентированное производство, которое играет важную роль в занятости населения района. Так, на сегодня у нас работают более 350 человек, и, что немаловажно, большинство из них женщины. Поддерживаем ветеранов предприятия, по мере сил участвуем в социальных и благотворительных проектах. Например, совсем недавно отправили крупный груз гуманитарной помощи беженцам Донбасса и восточной части Украины – это, прежде всего, школьная форма и женская одежда.

В свою очередь, Правительство Удмуртии, конечно, всегда было заинтересовано в стабильности работы нашего предприятия и поддерживало нас. С теплотой вспоминаю и прежнего руководителя района Александра Прохорова, и первого Президента Удмуртской Республики Александра Волкова, который помог нам со строительством детского сада и в становлении предприятия. Отдельное спасибо Главе УР Александру Бречалову – человеку слова и дела. Благодарим министра промышленности и торговли Удмуртии Виктора Лашкарева – в самом начале пандемии он помог нам с выходом на первые заказы средств защиты.

Что касается санкционных реалий, то определенные меры поддержки уже озвучены на уровне руководства России – отсрочка платежей по налогам и кредитам. Микрокредитной компанией «Удмуртский фонд развития предпринимательства» будет предоставлен льготный кредит на пополнение оборотных средств. Благодаря руководству Удмуртии, совместно с Центром поддержки экспорта УР был решен вопрос по софинансированию участия в международной выставке СРМ 2022, за участие в этой же выставке в 2021 году Министерство промышленности и торговли УР субсидировало 50% затрат.

Сейчас большие опасения вызывает запланированный ввод маркировки текстильной продукции, надеемся, что эта инициатива будет отложена до нормализации экономической ситуации, поскольку потребует дополнительных расходов и увеличит сроки выполнения крупных заказов. Конечно, рассчитываем и на помощь с логистикой по зарубежным закупкам, тем более что данная проблема актуальна для большинства предприятий нашего региона и России.

– Надежда Георгиевна, «Шаркан-трикотаж» – предприятие с долгой историей, которое в силу специфики деятельности должно следовать курсу Высокой моды. Как сегодня уживаются давние традиции качества и изменчивые тренды?

– Мы стремимся к тому, чтобы у наших сотрудников был развит визуальный вкус и знание актуальных модных тенденций. Если говорить о российских выставках, то обычно отправляемся целой делегацией 8-15 человек, так было и на последней выставке CPM. Следим за показами в основных столицах моды – это Париж, Милан и Нью-Йорк, благо все они представлены в Интернете.

Сегодня, когда такие бренды, как ZARA и H&M, ушли из России, наш подход становится особенно актуальным. Конечно, мы не можем назвать такие крупные зарубежные компании своими конкурентами, все-таки мы нацелены в первую очередь на другого покупателя, для которого, помимо качества и стиля, не меньшее значение имеет цена.

И в погоне за модой мы не хотим оттолкнуть наших постоянных заказчиков и партнеров. Тут есть и региональная, и общероссийская специфика. Есть определенные предубеждения по отношению к ярким цветам, неоновым нарядам. Не каждая женщина решится купить такое платье или пиджак. На практике модные решения становятся популярными в регионах с некоторым запозданием, иногда на это уходит три или даже пять лет. Но что касается общих модных трендов, то постепенно-постепенно мы приучаем к ним и наших постоянных покупателей.

В разработке новых моделей мы остаемся верны строгому подходу. Регулярно проводится худсовет, где каждый эскиз анализируется. Готовые линейки обсуждаем с нашими крупными заказчиками и при необходимости вносим изменения. Поддерживаем обратную связь и с конечными покупательницами нашей продукции через фирменные отделы и соцсети. Сегодня это, прежде всего, наша группа «ВКонтакте».

При этом наш покупатель постепенно молодеет. Если раньше наши коллекции воспринимались как нацеленные на возрастную аудиторию, то сегодня мы готовы и можем заинтересовать женщин всех возрастов. Достаточно типичная ситуация для наших фирменных магазинов, когда молодая девушка приходит одеть маму и бабушку и неожиданно находит интересную модель и для себя.

– Сегодня ваша продукция широко представлена и в торговых сетях, и на маркет-плейсах. А куда лучше обратиться новому покупателю?

– Для знакомства со всеми нашими коллекциями проще всего воспользоваться сайтом sharkanshop.ru. В наших магазинах и у компаний-партнеров может не быть в наличии конкретной модели или размера. В то время как на нашем сайте доступен полный и актуальный перечень нашей продукции. Здесь можно оформить как доставку на дом, так и самовывоз, и забрать покупку в одном из наших фирменных отделов, которые представлены во всех городах Удмуртии.

– Большое спасибо за интервью! Желаем дальнейшего развития и успехов!

Дмитрий Горбунов

ЗАО «Шаркан-трикотаж»

Удмуртская Республика, с. Шаркан, ул. Ленина, 51а

тел. 8 (34 136) 33-883

факс: 8 (34136) 33-477,

8 (800) 3333-477

sharkanshop.ru

shartri.com

vk.com/sharkanshop