Отложенный старт
Мало кто знает, что первые автомобили ижевского производства появились в начале 30-х годов. Это были малолитражные автомобили «НАТИ-2», разработанные конструкторами Московского автотранспортного института.
Первая партия автопродукции нового завода, разместившегося в помещении старой оружейной фабрики, состояла из четырехместных фаэтонов, пикапов грузоподъемностью 500 кг и двухместного «родстера». Но дальше эксперимента дело не пошло. Мотоциклетное производство было признано менее затратным, мотоциклы же оказались на тот момент более ликвидным товаром. Производство автомобилей в Ижевске отложили на 30 лет.
Оборонный автозавод
Собственно, история Ижевского автозавода началась по инициативе и при поддержке Дмитрия Федоровича Устинова, курировавшего тогда оборонную промышленность страны. И первенцем этого глобального по республиканским меркам автопредприятия стал «Москвич-408». Решением коллегии Министерства оборонной промышленности СССР выпуск автомобиля был намечен на IV квартал 1966 года – на организацию опытного производства отводилось всего полтора года.
Становление автопроизводства в Ижевске началось с так называемого «малого автозавода» – экспериментального предприятия, разместившегося на реконструированных площадях корпуса «Прогресс», где предполагалось осуществлять сборку первых «Москвичей». Для оборудования корпуса предприятия Перми, Днепропетровска, Ижевска и других городов изготовили около полутора тысяч единиц нестандартного оборудования.
Первенец
Первый автомобиль с эмблемой «Иж» на радиаторе родился ночью с 11 на 12 декабря 1966 года. На митинг, посвященный сходу с конвейера первого автомобиля ижевской сборки, собралось порядка тысячи человек.
По воспоминаниям очевидцев, цех, наполненный толпами приглашенных, замер в ожидании. И вот настал волнующий момент. Со стенда катков съезжает первый ижевский автомобиль с красным транспарантом: «Пусть машины первые прославят наш завод. Ижевский первенец идет!».
Лучший авторемонтный механик сел в водительское кресло сходящего с финальной линии первого 408-го «Москвича», медленно нажал на газ и… руль буквально вылетел у него из рук. Уже потом выяснили, что кто-то из сборщиков, видимо, переволновавшись от важности момента, не до конца закрутил винтовой болт руля.
Со всего Союза
До конца месяца было собрано 300 автомобилей, а в мае с конвейера сошел 1000-й автомобиль. Первенец автозавода выпускался три года, всего было собрано 4196 этих машин.
Первый ижевский автомобиль состоял из 20 тысяч деталей, которые производились по всему Советскому Союзу. Для производства «Москвича-408» двигатели вез Уфимский моторостроительный завод, задние мосты – Ижевский механический, отопители и радиаторы – Воткинский машиностроительный, передние подвески и рулевые колонки – Пермский велосипедный, радиоаппаратуру поставлял Сарапульский радиозавод и т.д.
«Москвич-408» «обкатал» технологию производства для своего более успешного и перспективного наследника – «Москвича-412», с мощным двигателем и современным (на тот момент) обликом. Благодаря чему и стал настоящим хитом среди производимой предприятием продукции. Выпуск этой модели продолжался почти до 2000-х годов – так она была любима на потребительском рынке. Общий же объем производства «408»-го и «412»-го превысил 2,3 миллиона.