«Умный город» Глазов. Внедрение цифровых технологий началось с коммунального хозяйства
Обновленный диспетчерский центр АО «Тепловодоканал» введен в эксплуатацию в Глазове в рамках проекта по внедрению системы «Цифровой водоканал». Она поможет наладить эффективную работу городского водоснабжения и водоотведения. Теперь, благодаря внедрению технологий искусственного интеллекта, диспетчер может в режиме реального времени контролировать работу оборудования, сетей, ремонтных бригад, ход выполнения заявок потребителей, а также принимать оперативные меры в случае каких-либо отклонений в работе оборудования и с высокой точностью определять и даже предупреждать возможные технологические нарушения.

На фото: Диспетчер контролирует оборудование, и может в режиме реального времени оптимизировать его параметры.

Ресурсы скромные, результат максимальный

«Цифровой водоканал» внедряется в рамках концессионного соглашения, подписанного в 2019 году между Глазовом, Удмуртской Республикой и АО «Тепловодоканал», который, в свою очередь, является дочерним предприятием дивизиона «Русатом Инфраструктурные решения» (РИР) Госкорпорации «Росатом». Глазов вместе с городом Лесной в Свердловской области стали первыми в России пилотными площадками в реализации столь масштабного инновационного проекта РИР в сфере жилищно-коммунального хозяйства. Интересы одной из самых высокотехнологичных корпораций нашей страны и глазовских коммунальщиков совпали. Местный «Водоканал» хотел повысить надежность водоснабжения и скорость реагирования на аварии. В свою очередь, РИР располагал современными разработками в рамках нацпроекта «Цифровая экономика», инициированного Президентом России Владимиром Путиным.

АЛЕКСЕЙ БОБЫРЬ генеральный директор АО «Тепловодоканала»
Цитата
Если о нас вспоминают, значит, мы где-то недоработали. Если же о нас не думают, значит, работаем хорошо. Мы хотим добиться такой оперативности, чтобы люди даже не успевали заметить, что была авария. Вдобавок к этому нужны прозрачность и унификация процессов. Отсюда и возник запрос на цифровизацию управления.

Внедрение системы «Цифровой водоканал» является частью большого комплекса работ, выполняемого АО «Тепловодоканал» в рамках концессионного соглашения. Всего документ предусматривает строительство и модернизацию 45 объектов водоснабжения и канализации в Глазове. На сегодня сдано 19 объектов, в том числе 5 трубопроводов общей протяженностью 28 километров и 11 канализационно-насосных станций. Завершено проектирование пяти объектов очистных сооружений, выполнены другие работы. Общий объем инвестиций в модернизацию водоснабжения и водоотведения Глазова достигает 1,2 миллиарда рублей.

Уже сегодня в результате модернизации повысилось качество и надежность системы водоснабжения, а доступ к водопроводу получили сотни многодетных семей. В частности, в поселке Юго-Западном теперь появились вода и канализация для 276 домов на пяти улицах. В микрорайоне «Сыга» заявки на подключение к коммуникациям готовят более 50 семей. Также в соответствии с концессионным соглашением реконструировано лабораторное оборудование. Пробы воды берутся более качественно и быстро благодаря использованию двух новых комплексов по водоотведению и трех – по водоснабжению.

На фото: На сегодняшний день сдано 19 объектов, в том числе 5 трубопроводов общей протяженностью 28 километров и 11 канализационно-насосных станций. Завершено проектирование пяти объектов очистных сооружений. Общий объем инвестиций в модернизацию водоснабжения и водоотведения Глазова достигает 1,2 миллиарда рублей.

Как работает цифра

Система «Цифрового водоканала» состоит из трех компонентов. Главный и самый дорогой из них – инфраструктура для сбора и передачи данных о расходе воды, давлении, потреблении насосами электроэнергии и их мощности, уровне воды в резервуарах и других параметрах. На каждой насосной станции можно собирать сотни показаний. Второй компонент обозначается аббревиатурой SCADA (Supervisory control and data acquisition, в переводе с английского – Диспетчерский контроль и сбор данных). Это программное обеспечение для сбора, обработки, хранения и отображения всех возможных сведений об объекте наблюдения. Наконец, третий компонент – модули, которые позволяют корректировать режимы работы оборудования, а также ускоряют обнаружение и устранение потерь.

Один из таких модулей – «Анализ балансов» – собирает сведения о том, сколько воды поднято и отпущено потребителям. Сопоставив два этих параметра, легко вычислить объем потерь. В других российских регионах на муниципальных сетях по дороге к потребителям иногда теряется до половины воды при нормативных 20-30 процентах. Не всегда эта вода выливается сквозь ветхие дырявые трубы или теряется в результате аварий. Часто потери являются следствием манипуляций со счетчиками или незаконных врезок в систему водопровода. В Глазове такие случаи теперь смогут выявлять моментально.

Именно в снижении потерь и заключается основная задача «Анализа балансов». На обычном, не цифровизованном водоканале по старинке собирают сведения в целом по муниципалитету или – если город большой – по каждому району в отдельности. При таком подходе определить источник сверхнормативных потерь сложно. Цифровизация позволяет разбить территорию муниципалитета на несколько зон. В Глазове, например, их 22, так что найти, где теряется вода, гораздо проще.

Другой модуль, «Анализ режимов», поддерживает оптимальные условия работы насосов. С одной стороны, давление не должно быть низким, иначе напор воды из крана будет слишком слабым и потребители начнут жаловаться. С другой стороны, чрезмерно высокое давление – это перерасход электроэнергии и преждевременный износ деталей. В итоге экономия на электроэнергии может измеряться миллионами рублей. Не говоря уже о возможности максимально оперативно реагировать на аварийное падение давления и другие нештатные ситуации.

Для аварийных и планово-предупредительных работ есть модуль «Заявки». Устранить аварию на сетях водоснабжения и водоотведения просто только на первый взгляд. В реальной жизни то автокрана не хватает, то отсутствуют необходимые запчасти, то мастер отлучился на другой объект. При этом количество больших и маленьких чрезвычайных происшествий может достигать нескольких десятков в день. В электронном модуле сразу видно, кто и как долго выполняет заявку, когда данные по ней введены в систему, какие материалы понадобились, едет или простаивает техника. Руководство может делать выводы об эффективности работы бригад и персонала в целом и, например, премировать сотрудников. В свою очередь, сопоставление данных позволяет подсчитать время и себестоимость выполнения каждой заявки.

Концессия с обратной связью

Одна из основных задач концессии – принципиально изменить производство: вместо старого энергозатратного внедрить современное энергосберегающее. Автоматизированные системы снижают расходы, а город получает более эффективную систему. При этом оцифровка позволяет не только принимать быстрые решения на основе автоматически собранных данных, но в будущем встроить искусственный интеллект в подготовку и принятие решений. Настройка системы в этом направлении уже ведется. Базовый функционал цифровой платформы «Умный город», разработанной РИР, позволяет администрациям отслеживать исполнение задач коммунальными службами, жителям – получать информацию о работе городских служб, образовательных и культурных учреждений, а депутатам – контролировать качество выполнения работ на своих территориях.

На фото: Энергозатратные насосы заменены на экономные. Цифровое оборудование собирает, анализирует и передает информацию в центральную диспетчерскую службу для обработки в общем массиве данных.

КОНСТАНТИН СУНЦОВ первый заместитель председателя Правительства Удмуртии
Цитата
В ходе реализации концессионного соглашения у нас появилась возможность планировать развитие водоснабжения Глазова как единого комплекса, выбирая наиболее эффективные управленческие решения. За два года работы мы по достоинству оценили опыт совместной работы с компанией «Русатом Инфраструктурные решения». Как известно, в инфраструктурных проектах такого масштаба важна эффективность всех заинтересованных сторон. В Глазове инвестор своевременно выполняет все взятые на себя обязательства. Мы очень рады, что у республики есть такой серьезный партнер, который способен улучшить основные фонды коммунальной инфраструктуры. Пока в проекте участвуют РИР, Администрация Глазова и Правительство Удмуртии, то есть он носит трехсторонний характер. Но сейчас, когда достигнуты первые результаты, появились большие шансы на получение дополнительного федерального финансирования на внедрение инноваций. Это открывает перед жилищно-коммунальным хозяйством Глазова и всей республики новые перспективы.
КСЕНИЯ СУХОТИНА генеральный директор АО «Русатом Инфраструктурные решения»
Цитата
Для нас цифровые технологии являются основным стратегическим направлением. Программы развития территорий, которые мы реализуем, так и называются: «Умный город «Росатома». Поэтому в данном проекте нам очень важно быть не просто инвестором, но и технологическим партнером. Все свои лучшие разработки госкорпорация готова внедрять на территории регионов-партнеров, а «Цифровой водоканал», на наш взгляд, является не просто модной тенденцией, а насущной потребностью.

По словам Ксении Сухотиной, в результате концессионного сотрудничества РИР, Правительства Удмуртской Республики и Администрации Глазова повышается не только уровень удовлетворенности жителей города качеством коммунальных услуг, но и доверие к власти в целом. И в этом смысле проект можно считать успешным. Начав с насущных проблем ЖКХ, теперь партнеры хотят сделать Глазов уникальной площадкой, где с помощью технологии «Умного города» будет развиваться предпринимательство. Уже сейчас понятно, что у РИР с Удмуртией и с Глазовом сложилось настоящее партнерство.

Дмитрий Чернов