• 02 июля 2021 10:31
  • 395
  • Время прочтения: 8 мин

НИТИ «Прогресс»: на земле, в небесах и на море!

НИТИ «Прогресс»: на земле, в небесах и на море!
В 2017 году на Казанском заводе им. С.П. Горбунова (ПАО «Туполев») НИТИ «Прогресс» завершил комплексную модернизацию крупнейшей в мире установки электронно-лучевой сварки ЭЛУ-24-16, предназначенной для сварки узлов и деталей сверхзвукового бомбардировщика-ракетоносца ТУ-160, а также перспективного авиационного комплекса дальней авиации.

Ту-160 (по классификации НАТО Blackjack) – сверхзвуковой бомбардировщик-ракетоносец, обладающий крылом изменяемой стреловидности, создан ОКБ Туполева в 1980-х годах. Состоит на вооружении, начиная с 1987 года. Является самым большим в истории военной авиации сверхзвуковым самолетом и самолетом с крылом изменяемой геометрии, а также самым тяжелым среди всех боевых самолетов мира. Ту-160 обладает крупнейшей среди всех существующих бомбардировщиков максимальной взлетной массой. Среди российских пилотов самолет имеет прозвище «Белый лебедь».

Ту-160 (по классификации НАТО Blackjack)

В 2020 году НИТИ «Прогресс» в рамках ГОЗ разработало, изготовило и ввело в промышленную эксплуатацию электронно-лучевую сварку АЭЛТК-160, предназначенную для сварки основного корпуса космического корабля «Орел» на ЗАО «ЗЭМ» РКК «Энергия» им. С.П. Королева. Установка имеет уникальную вакуумную камеру объемом 160 куб. м и продвинутую автоматизированную механическую систему позиционирования электроннолучевой пушки. Специалистами института также разработана и изготовлена технологическая оснастка для сборки и электронно-лучевой сварки корпуса корабля, отработан и внедрен в производство технологический процесс.

«Орел» (прежние названия «ПТК НП» (2009-2016), «Федерация» (2016-2019) – российский перспективный многоразовый пилотируемый космический корабль. Разрабатывается в РКК «Энергия» им. С.П. Королева.

1/2
Установка электронно-лучевой сварки АЭЛТК-160 для сварки корпусных конструкций космического корабля «Орел».
2/2

Его предназначение – доставка людей и грузов за пределы околоземной орбиты, в том числе к Луне. При необходимости облегченный корабль можно будет использовать для полетов на космические станции, находящиеся на околоземной орбите. Численность экипажа «Орла» составит до шести человек, масса полезного груза – до 500 кг. В режиме автономного полета корабль сможет находиться до 30 суток, при полете в составе орбитальной станции – до одного года.

Первый испытательный запуск ожидается в конце 2023 года на ракете-носителе «Ангара-А5» с космодрома Восточный. В 2024 году намечается беспилотный, в 2025 году – пилотируемый полет корабля.

«Федерация» – российский перспективный многоразовый пилотируемый космический корабль.

В 2013 году на предприятии ОАО «ПО «Севмаш» специалистами ОАО «НИТИ «Прогресс» была проведена модернизация одной из крупнейших в мире установки электронно-лучевой сварки УЛ-214, предназначенной для изготовления ДСЕ атомных подводных крейсеров типа «Борей». До проведения модернизации установка находилась в аварийном состоянии и не могла отвечать требованиям, заложенным при производстве АПК.

Пусконаладка установки электронно-лучевой сварки УЛ-214М на АО «ПО «Севмаш» в ходе ее модернизации

Модернизированная установка УЛ-214 с применением последних на тот момент достижений в области систем наблюдения и компьютерного управления позволяет получать требуемую точность наведения электронного луча на сварочный стык сложной формы, в том числе с переменным зазором.

Подводные лодки проекта 955 (09551), 955A (09552) «Борей» (по кодификации НАТО SSBN «Borei», также «Dolgorukiy» – от имени головного корабля класса) – серия российских атомных подводных лодок класса «ракетный подводный крейсер стратегического назначения» (РПКСН) четвертого поколения.

Подводная лодка проекта 955 «Борей» (по кодификации НАТО SSBN «Borei»)

Ракетный подводный крейсер стратегического назначения проекта 955 «Борей» разработан в ЦКБМТ «Рубин» (СанктПетербург) под руководством главного конструктора Владимира Здорнова. Длина АПЛ – 170 м. Максимальное подводное водоизмещение – 24 тысячи тонн. Скорость подводного хода – до 29 узлов. Глубина погружения – до 400 м. Автономность по провианту – 90 суток. Экипаж – 107 человек.

С 2005 года ОАО «НИТИ «Прогресс» производит современные стальные панельные радиаторы отопления под торговой маркой PRADO.

На сегодня это один из самых крупных и современных заводов на территории России и стран Таможенного союза по производству стальных панельных радиаторов. 60-летний опыт сварочных технологий, материалы, средства автоматизации и контроля успешно сочетаются при производстве радиаторов PRADO.

Производство панельных радиаторов отопления.

С 2016 года предприятие удерживает звание лидера продаж в России, занимая почти 20% рынка. По объемам продаж на российском рынке радиаторы PRADO опережают ближайших европейских конкурентов более чем на 30%.

Качество сварных соединений, а также лакокрасочного покрытия позволяет радиаторам PRADO лидировать на российском рынке стальных панельных радиаторов. В 2020 году радиаторы марки PRADO стали лауреатами («серебряными» дипломантами) конкурса «100 лучших товаров России 2020» в номинации «Продукция производственно-технического назначения».

Направление деятельности ОАО «НИТИ «Прогресс» Завод радиаторов PRADO – яркий пример развития производства гражданской продукции, импортозамещения и экспортного направления на предприятиях машиностроительного комплекса Удмуртии.

Андрей Солдаткин

Приемная генерального директора: Тел. (3412) 430-111, факс (3412) 724-224 http://www.niti-progress.ru

Е-mail: niti@niti.udm.ru