• 01 июля 2021 16:09
  • 331
  • Время прочтения: 5 мин

Только совместные усилия государства и промышленников позволят обеспечить опережающий рост экономики

Только совместные усилия государства и промышленников позволят обеспечить опережающий рост экономики
Ведущие предприятия обрабатывающего сектора Удмуртии объединены в Промышленно-экономическую ассоциацию «Развитие». Какие задачи сегодня стоят перед ассоциацией, какова роль государства в решении этих задач – об этом «ДК» беседует с исполнительным директором ПЭА «Развитие» Анатолием Федюкиным.

– Анатолий Александрович, какие задачи решает сегодня Ассоциация «Развитие», как обеспечивается взаимодействие с органами государственной власти?

– Ассоциация – общественная некоммерческая организация, в нее входят ведущие предприятия промышленности Удмуртии, учреждения академической науки и высшей школы.

Специализация – машиностроение, приборостроение, металлургия. Участники реализации масштабных российских и международных технических проектов, например, плавучая атомная электростанция «Академик Ломоносов», большой адронный коллайдер, космическая телеметрия, связь, медицинская техника и многое другое.

Главной задачей, которую решает Ассоциация Удмуртии «Развитие», остается продвижение консолидированной позиции и предложений работодателей по разрешению системных проблем, сдерживающих развитие экономики.

Положительная особенность современной ситуации в том, что органы власти активизируют принятие системных мер поддержки и развития отечественной промышленности с учетом предложений реального сектора экономики.

– Поддержка осуществляется в рамках Гособоронзаказа по программе ГПВ-2020?

– Не только. Хотя, конечно, ведущим промышленным предприятиям Удмуртии участие в исполнении Гособоронзаказа дало мощный импульс развития.

– Но сегодня речь идет о сокращении Гособоронзаказа – войска в достаточной степени насыщены новыми вооружениями. Не приведет ли это к снижению достигнутых экономических показателей?

– Чтобы этого не случилось, перед предприятиями и поставлена задача диверсификации производства. Причем это касается не только ОПК, поиск новых направлений, освоение новых востребованных рынком изделий гражданского и двойного назначения – это общепромышленная задача.

– Что сегодня требуется для ее успешного решения? Дополнительные финансовые вливания?

– Финансовая поддержка, безусловно, необходима, но только ее одной недостаточно. В ходе диверсификации выявился ряд системных проблем законодательного и организационного характера, снижающих эффективность решения поставленной задачи.

Остро обозначилась востребованность большего участия государства в комплексном разрешении проблем, выходящих за пределы компетенций, властных полномочий и финансовых возможностей отдельно взятого предприятия или даже вертикально интегрированной структуры.

– В чем это проявляется?

– В частности – в недостаточной оперативности принятия решений по блокированию трудно прогнозируемого, спонтанного роста издержек производства промышленной продукции. Если рост цен на продовольствие сразу вызывает недовольство населения и государство реагирует быстро, то в промышленной сфере этого нет.

Показательна ситуация со спонтанным ростом на российском рынке с 2020 года цен на черные и цветные металлы. По состоянию на май этого года проблема не разрешена и продолжает оказывать негативное влияние.

Необходимо разработать стандартный механизм оперативного (автоматического) введения на государственном уровне ограничительных мер для преодоления факторов, оказывающих негативное системное влияние на состояние российской экономики.

– Но как же тогда быть со свободой рынка?

– Абсолютно свободный рынок – фикция. Россия в условиях свободного рынка с девяностых годов прошлого столетия чуть не потеряла свою национальную высокотехнологичную промышленность. Это привело к открытой, недобросовестной конкуренции, политике санкций в отношении России. К счастью, сегодня государство реализует политику защиты отечественных товаропроизводителей. Необходимо, чтобы эта политика стала комплексной.

Учет реального опыта развития предприятий в современных условиях позволит повысить действенность мер государственного реагирования на преодоление системных проблем.

– Не является ли отказ от свободы рынка признанием конкурентоспособности?

– Участие предприятий Удмуртии в реализации масштабных российских и международных наукоемких технических проектов показывает, что промышленность России выпускает не только оборонную, но и гражданскую продукцию, соответствующую, а то и превосходящую по качеству требования мировых стандартов. Мы мало рассказываем о своих достижениях как в России, так и за рубежом. И это необходимо исправлять.

Важнейший рыночный критерий – цена, которая напрямую зависит от серийности изделий. При той доле мирового рынка товаров гражданского назначения, которой сегодня обладает Россия, мы не можем конкурировать с признанными мировыми лидерами. Потому что объемы производства на порядок меньше, отсюда и себестоимость заметно выше. Рост объемов производства даст возможность снизить себестоимость продукции и повысит ее конкурентоспособность.

Пока это происходит не всегда, даже тогда, когда такая возможность имеется. Вот только один пример: в период чемпионата мира по футболу Ижевский мотозавод «Аксион-холдинг» разработал и выпустил партию отечественных автоматических дефибрилляторов. По требованию ФИФА они были установлены на стадионах. Во многих странах дефибрилляторы обязательны к установке в местах большого скопления людей. Ожидалось, что эта практика, уже разрешенная в период чемпионата, будет внедрена и в России. Но этого не случилось, соответствующий федеральный закон не могут принять более трех лет. Результат: средства на разработку, подготовку и освоение производства затрачены нерационально.

Требуется повысить оперативность принятия законодательных актов, способствующих эффективному развитию промышленности; снимающих неравные конкурентные условия для отечественных предприятий в сравнении с иностранными товаропроизводителями; обеспечивающих системное применение мер государственного регулирования для защиты собственной промышленности: субсидирование, импортные пошлины и т.д.

– То есть призыв «покупайте отечественное» должен быть закреплен на государственном уровне?

– Во всем нужна мера. Россию постоянно бросает из крайности в крайность. До 90-х годов – «железный занавес», после – «ворота нараспашку».

Нет необходимости все товары производить только в России. Но работа в условиях свободного рынка и санкций постоянно расширяет перечень критически значимых для России технологий и продуктов, без производства которых невозможно обеспечить устойчивость экономического развития.

Решение этой задачи без координации деятельности со стороны государства невозможно в принципе. Даже выявив «узкое» место в производстве, предприятия часто не могут самостоятельно разрешить проблему, потому что для этого у них нет властных полномочий и ресурсов.

Например, АО «Элеконд» – крупнейший российский производитель суперконденсаторов – не может в полном объеме загрузить свои производственные мощности. При высоком качестве продукция слабоконкурентна на рынке по цене. Причина – высокая стоимость импортной конденсаторной фольги. В России есть собственный производитель алюминиевой фольги – Саяногорский комбинат. Но он выпускает только пищевую упаковку, а полуфабрикат для конденсаторной фольги отправляет на предприятия в Китай, откуда уже готовый продукт по высокой цене поставляется на «Элеконд». Очевидно, что проблема может быть решена только при 100% локализации в России всей технологической цепочки производства конденсаторов. Это под силу только государству.

Существующие перечни критически значимых для России технологий, материалов, комплектующих изделий необходимо уточнять с учетом негативного опыта освоения производства наукоемких изделий в условиях санкций. Без анализа возникающих проблем с участием реального сектора промышленности эффективно сделать это невозможно.

– Но не приведет ли усиление роли государства в экономике к возврату к плановому хозяйству?

– Без планирования в экономике не обойтись. Но это планирование должно соответствовать современным достижениям науки, производства и требованиям конкурентного рынка. Эту практику необходимо комплексно внедрять во всех отраслях. В том числе на переходный период и в форме «госзаказа на гражданскую продукцию». Честно говоря, в этом убеждать не надо. Нужно просто увидеть, что это дает на примере реализации в России программ развития вооружений и атомной отрасли. Очевидна высокая конкурентоспособность этой российской продукции на мировом рынке по критерию «цена-качество».

– Что должно стать конечной целью этих усилий? Наращивание объемов производства?

– Наращивание объемов производства не самоцель, а средство. А главная цель – «рост благосостояния населения и социальной защищенности работников путем повышения эффективности российской экономики и стимулирования внутреннего спроса» – сформулирована в Генеральном соглашении между общероссийскими объединениями профсоюзов, общероссийскими объединениями работодателей и Правительством Российской Федерации на 2021-2023 годы.

– Как объединение усилий государства и промышленников может привести к росту благосостояния?

– Приведу пример. Рынок показывает спрос на замену устаревшего оборудования, например, лифтов. Ижевский мотозавод «Аксион-холдинг», Сарапульский ЭГЗ освоили полный цикл производства лифтов и их комплектующих. При большой емкости российского рынка предприятия вынуждены сдерживать рост объемов производства, потому что ресурсы собственников жилья не позволяют производить масштабную замену лифтов.

Нужна государственная программа по обновлению внутридомового оборудования.

Государству в подобных случаях выгодно финансово поддержать замену даже не старого, а и морально устаревающего оборудования. Государственные инициативы в этом случае становятся одновременно и инструментом повышения благосостояния населения, и драйвером экономического развития.

У нас уже есть впечатляющие примеры того, как госрегулирование ведет к росту экономики – в строительной сфере, в сельском хозяйстве.

– Какова роль Ассоциации «Развитие», других объединений промышленников в решении упомянутых задач?

– Основная деятельность ассоциации – формирование и продвижение консолидированной позиции по системным проблемам бизнеса и способам их разрешения. У нас есть успехи в продвижении консолидированных предложений и на республиканский, и на федеральный уровни.

По ряду предложений мы получаем поддержку органов власти Удмуртии. Хорошие возможности для продвижения консолидированных предложений на российский уровень дает участие в Российском союзе промышленников и предпринимателей. Председатель нашего объединения Г.И. Кудрявцев является членом Правления РСПП.

Новая редакция Конституции России создает дополнительные возможности развития конструктивного диалога на базе принципов социального партнерства для подготовки и принятия сбалансированных решений правового регулирования, реально способствующих эффективному развитию бизнеса.

Реализация этого положения получила развитие в «Генеральном соглашении… на 2021-2023 годы», где принято: «В целях повышения эффективности системы государственного управления и развития системы государственного стратегического планирования … Стороны принимают на себя обязательства: обеспечивать участие объединений работодателей и объединений профсоюзов в проведении экспертизы стратегических документов, нормативных правовых актов и их проектов, в том числе в оценке их регулирующего и фактического воздействия».

Роль общественных некоммерческих организаций растет, это дает возможность реально способствовать принятию сбалансированных решений по разрешению системных проблем.

Андрей Солдаткин