Астрономы предполагают: когда гаснет звезда, ее свет еще долго (по человеческим меркам невообразимо долго) продолжает наполнять и обогащать вселенную. Нечто похожее происходит и в человеческой истории. Звезда по имени СССР погасла 30 лет назад, оставив нам колоссальные материальные ресурсы и самое главное – людей, которых она взрастила и наделила своей неуемной энергией. Людей, являющихся ярким воплощением и продолжением лучших качеств и проявлений той великой эпохи. И счастливы те, кого хоть однажды коснулся свет, который эти люди несут в себе и щедро дарят другим.
К таким людям, безусловно, принадлежит Вячеслав Николаевич Серов, чье 80-летие в ноябре 2020 г., если по совести, должно стать событием как минимум республиканского масштаба. И дело не только в том, что он вносит огромный вклад в социально-экономическое развитие республики, раз за разом воплощая в жизнь новые, смелые (а кто-то считает – дерзкие) и неизменно эффективные проекты. Юбилей Вячеслава Николаевича – замечательный повод отдать дань уважения и благодарности яркому представителю поколения, которому было суждено воплощать в жизнь великие проекты великой страны, выстоять во время ее краха и снова, засучив рукава, взяться за работу по возрождению ее былой мощи. И когда мы сегодня говорим о единстве и преемственности нашей истории, излишне щедрой на резкие повороты и крутые виражи, следует помнить, что единство это во многом обеспечено мужественной и мудрой последовательностью таких людей, как Серов.
Тут надо сменить тон и заметить, что при всем том Серов менее всего похож на памятник самому себе, он не забронзовел ни на грамм и остается таким же энергичным, вездесущим, сверхкомпетентным и молодым душой, каким его знали и 20, и 30 лет назад. Он еще даст фору молодым в умении жить и работать по максимуму, со вкусом, азартом и расчетом на несколько шестилеток вперед.
Чтобы лучше понять человека, нужно «взять» его либо «у разбитого корыта», либо на вершине достижений и общественного признания. Начнем с последнего. Одной из вершин для Серова стал ХХVIII (1990 г.) съезд КПСС.
Впервые в партийной практике делегатов этого съезда выбирали тайным голосованием на альтернативной основе. Так что Серов попал туда не по разнарядке партаппарата, а по воле коммунистов союзного Треста «Востокнефтегазэлектромонтаж», который он возглавлял. И вот что услышали от него делегаты съезда: «Произнесенная на заре перестройки фраза «перестраиваемся на марше» и высказанное несколько позже предложение «вы жмите снизу, а мы надавим сверху» (цитаты из выступлений М.С. Горбачева – Прим. ред.) стали стержнем нашей программы. И с тех пор страна втянулась в бесконечную перестройку с постоянным стоянием то на одном судьбоносном пороге, то на другом в ожидании лучшего будущего, вместо того чтобы остановиться, оглянуться назад, тщательно рассмотреть все, что нас ждет впереди, и перестраиваться один раз. А боремся все это время мы друг с другом, вместо того, чтобы бороться с экономической отсталостью, с диктатом центра, с монополией производителя, с отчуждением человека от средств труда, от собственности, от политики, от власти и культуры».
Оставим в стороне партийные разногласия и обратимся к более важному. Первое. Серов предлагает трезво оценить прошлое, тщательно спланировать будущее и принять окончательные решения, обязательные для всех. То есть поступить ровно так, как он сам поступал до съезда и будет поступать после него – до сих пор. Второе. Серов уже тогда видел связь между нищетой и бесправием и до сих пор тратит силы на преодоление экономической отсталости, которая и есть главная причина отчуждения человека от базовых прав.
1/2
Выступление В.Н. Серова на коллегии Миннефтегазстроя СССР
2/2
Делегация Удмуртской АССР на заседании XXVIII съезда Коммунистической партии СССР
Важно, что об этом на съезде говорил не партийный теоретик или функционер, а сугубый практик, который прошел все ступени линейного работника – от монтажника до начальника монтажного управления, создал с нуля и вывел в число лучших в стране огромный союзный трест «Востокнефтегазэлектромонтаж». Будь Серов чуть постарше и родись не в Оренбургской области, а поближе к столице нашей Родины, может быть, мы увидели бы его имя в списке тех, кто воплощал в жизнь грандиозные космические или атомные проекты СССР. Но судьба распорядилась иначе, и на его долю пришлось участие в титанической работе по превращению СССР в мировую энергетическую державу. Как руководитель союзного треста он командует строительством линий электропередачи для крупнейших советских газо- и нефтепроводов, среди которых легендарные «Западная Сибирь – Центр», «Западная Сибирь – Урал – Поволжье», «Уренгой – Помары – Ужгород» и менее масштабные, но не менее важные «Уренгой – Петровск», «Уренгой – Новопсковск», «Ямбург – Елец», «Ямбург – Тула», «Газли – Чимкент», «Астрахань – Мангышлак», «Сургут – Полоцк», «Чимкент – Чарджоу». (Подобный послужной список сегодня не предъявит ни один «успешный менеджер».) В конечном итоге задача треста – обеспечить эти стройки электроэнергией или, как говорят в народе, дать им свет (ох, не случайна наша аналогия). И Серов давал. Да так, что в 1990 г. (год его 50-летия) был одновременно удостоен Почетной грамоты Миннефтегазстроя СССР, медали «Ветеран труда», звания «Заслуженный строитель РСФСР» и Почетной грамоты Министерства топлива и энергетики РФ.
Но вот парадокс: чем лучше работали Серов и его коллеги, тем хуже справлялось со своими задачами политическое руководство страны (не случайно на том же съезде он в узком кругу не сдержит эмоций: «Боже! Кто нами руководит?!»). В 1991 г. этот парадокс нашел свое трагическое разрешение. Мощный аналитический ум Серова точно спрогнозировал: вслед за распадом СССР дезинтеграционные процессы начнутся и в России. И, к сожалению, не ошибся. Потому и поторопился сделать предельно смелый шаг – одним из первых в системе союзного Миннефтегазстроя акционировал свой трест.
Тут и пришло время «взять» Серова «у разбитого корыта» – как ни крути, а развал СССР обернулся лично для него развалом родного детища, с таким трудом созданного, вышколенного и работавшего как швейцарские часы. На его месте другой, подчиняясь общему безумию, нашел бы способы за копейки приватизировать остатки треста и высосать из него последние соки. Примеров тому не счесть. Что делает Серов? Он спасает своих сотрудников. Дорогого стоят слова Людмилы Владимировны Егоровой, в 90-е гг. – главного бухгалтера ООО «Восток» (создано после акционирования треста): «Вячеслав Николаевич не отвернулся от нас, он сделал все для того, чтобы сохранить коллектив, чтобы люди могли зарабатывать на жизнь. И это ему удавалось, как и все, за что бы он ни брался. По тем временам ведь ничего не было – а у нас было свое подсобное хозяйство, нас снабжали продуктами – и мясо привозили, и молочные продукты. Из Прибалтики привозили трикотаж – целую огромную машину. Отправляли в Оренбург машину за арбузами. Чем мы только не занимались! У нас было несколько фирм, и кто-то поставлял опоры, кто-то комбикорма. Вячеслав Николаевич как-то чувствовал, на чем можно заработать, – эти направления мы и разрабатывали».
Как видим, и «у разбитого корыта» Серов остается самим собой – «красным директором» с ярко выраженным предпринимательским началом (помните: «нельзя отчуждать человека от средств труда»). 90-е были для него очень трудными, но в то же время они развязали ему руки и позволили поступать по своему разумению, на свой страх и риск, опираясь на свой огромный опыт, делом проверенных людей, свое умение тонко анализировать и точно (иногда – пугающе точно) прогнозировать ход событий.
Так родился «новый старый Серов» – цепкий, энергичный и уверенный в себе предприниматель с безупречной репутацией, потому что никогда не садился «на готовое», а брал «убитое» и давал ему новую – гораздо более полнокровную и яркую – жизнь.
Так было в начале 1970-х с отстающим монтажным управлением №10, которое Серов за два года вывел в число передовых Треста №8 и отрасли в целом, за что получил орден «Знак Почета».
Так было и с нынешним ООО «Увадрев– Холдинг». Что «подобрал» Серов и сделал лидером лесопромышленного комплекса республики и России? Лучше всего об это рассказывает давний партнер предприятия, собственник компании «УралДекор» Артем Евгеньевич Якобс: «Был 1994 год. Помню, я зашел к предыдущему руководителю предприятия и попросил посмотреть территорию, на что он мне сказал: «Ежели сильно хочешь, ради бога». Была глубокая осень, октябрь. Он мне протягивает сапоги размера 50-го. Я говорю: «А для чего?». Он говорит: «Подругому там никак». Я начинаю расшнуровывать ботинки. «Нет, – говорит. – Это сапоги дежурные. Можно в ботинках». Я в ботинках запрыгнул в эти сапоги и пошел». Жаль, что эти сапоги не сохранились. Они могли бы стать ярким элементом интерьера кабинета председателя Совета директоров холдинга и убедительнейшим символом пути, который прошли при Серове предприятие и его сотрудники.
О сотрудниках и партнерах Серова нужно сказать отдельно. Еще в конце 1980-х он строил в Ижевске для своих сотрудников многоквартирный кирпичный дом повышенной комфортности. Строил, строго соблюдая все нормы и правила. То есть – как всегда. Строительство близилось к завершению, и Ижевский горком КПСС решил внести его в свои победные реляции – близилась очередная годовщина Великого Октября. Дело было за малым – убедить Серова «поднажать» и сдать дом к 7 ноября: «А все грехи ты потом устранишь». В те времена такая просьба была равносильна приказу. Но Серов ответил твердым «нет»: «Невозможно обмануть технологию». Представитель горкома повторил просьбу, и тогда Серов дал «вышестоящим товарищам» развернутый ответ: «Я, конечно, все понимаю, но не могу принять такое решение. Я обязан построить для своих работников качественный, завершенный дом. Они этого заслужили». И не отступил.
Как заметил один из зарубежных партнеров холдинга, «Серов всегда делает то, что говорит». И все, с кем бы вы ни завели разговор о нем, разными словами будут говорить о том же – о поразительной цельности этого человека, которой объясняется и его стойкость в критических ситуациях, и верность старой дружбе и давнему партнерству, и заинтересованное внимание к подающим надежды молодым сотрудникам, и умение, никого не обижая, провести строгий разбор полетов и дать своевременный и всегда точный и полезный совет.
А еще будут рассказывать о его умении одеваться со вкусом и легким шиком, на ходу сочинять остроумные эпиграммы и писать задушевные лирические стихотворения, говорить на прекрасном русском языке (нетипичный строитель Серов никогда не употребляет бранной лексики).
И о его удивительной – дружной, хлебосольной и гостеприимной семье, тон в которой неизменно задает единственная и неповторимая Елена Георгиевна – верная жена, самый близкий друг и самый надежный соратник Вячеслава Николаевича.
с супругой
Прочитав эти строки, кто-то скажет: «Ну, вы даете. Так не бывает. И таких людей не бывает». Привычка – вторая натура, а мы, к сожалению, стали привыкать к бесконечным разоблачениям, срыванию покровов, публичному обнажению подноготной и развенчанию любых авторитетов. Время такое – никто никому не верит и постоянно ждет от окружающих подвоха. А Серов – продукт совсем другого времени и носитель совсем иных отношений с миром. Времени и отношений, которые строились на вере в человека, в надежность дружеского плеча, в нравственную чистоту и искренность чувств. Наконец, в то, что честный труд на общее благо позволит, наконец, перекроить мир по законам истины, добра и справедливости. Этим жила эпоха, создавшая Серова, и свет этой высокой (может быть – самой высокой из всех возможных) цели он несет в себе и щедро дарит окружающим. Жаль тех, кто его не видит.
С юбилеем Вас, уважаемый Вячеслав Николаевич! Будьте здоровы и живите долго – вы нам очень нужны и дороги!
писатель, литературовед, кандидат филологических наук, глава пресс-службы первого Президента Удмуртии А. А. Волкова Виктор Чулков