• 27 октября 2020 14:51
  • 899
  • Время прочтения: 15 мин

Залог успеха – в командной работе

Залог успеха – в командной работе
5 октября исполнилось 50 лет генеральному директору ООО «Ува-Молоко» Александру Владимировичу Емшанову. Юбилей – время подведения итогов и оценки достижений. Для руководителя крупного предприятия личные достижения неотделимы от успехов возглавляемого им коллектива. Поэтому «юбилейное» интервью мы начали с разговора о производственных достижениях ООО «Ува-Молоко».

– Александр Владимирович, 2020 год выдался трудным для экономики, по которой нанесла серьезный удар пандемия COVID-2019. В молокоперерабатывающей отрасли ряд экспертов прогнозируют 10-процентный спад производства. Как с вызовами времени справляется «Ува-Молоко»?

– У нас ситуация относительно благополучная. По итогам 9 месяцев 2020 года даже удалось добиться увеличения объемов переработки молока до 202 тыс. тонн по сравнению со 192 тыс. тонн в 2019 году. Но, справедливости ради, следует отметить, что весь прирост пришелся на I квартал – 72 тыс. тонн против 58 тыс. тонн за аналогичный период прошлого года. Во II-III кварталах мы вернулись к уровню прошлого года. То есть те 10%, о которых вы говорите, действительно присутствуют в статистике, только у нас это выражается не в падении, а в недополученном росте. Рост мог бы быть значительно выше, если бы не пандемия COVID-19 и ее последствия. Несколько изменился характер спроса – продажи молока увеличились, масла – уменьшились. Но уже в третьем квартале спрос на сливочное масло вновь показал устойчивый рост. Так что в целом ситуация налаживается. Что, разумеется, во многом обусловлено государственной поддержкой. Она проявляется и в материальной помощи незащищенным слоям населения – без нее спрос на молочную продукцию мог бы упасть очень сильно – многие бы просто перешли «на хлеб и воду», как в начале 90-х. Для пищевой же промышленности большим подспорьем является протекционистская политика государства – запрет на ввоз отдельных категорий сельскохозяйственной продукции в рамках введенных контрсанкций, что сохраняет рынок для отечественных производителей. Без этого пережить пандемию и ее последствия было бы значительно труднее.

– Не отразилась ли неблагоприятная экономическая ситуация на реализации тех крупных инвестиционных проектов, которые ведет ООО «Ува-Молоко»?

– Серьезных изменений у нас нет. Ввод в строй новых и реконструкция старых производственных мощностей идет по плану. На Апастовском молочном комбинате скоро будет запущена новая линия по производству полутвердых сыров, которая позволит нам вдвое увеличить их производство. Недавно приобретенный нами молочный комбинат «Касымовский», который специализируется на производстве цельномолочной продукции, наращивает объемы производства. Завод «Михайловский» обязательно будет достроен, ввод его в строй запланирован на 2022 год. Также мы не вычеркиваем из наших планов будущий завод по переработке сыворотки в Подмосковье. Все, что запланировано, будет построено.

1/4
2/4
3/4
4/4

– Серьезные экономические потрясения всегда ведут к нарастанию конфликтности в обществе. Несколько лет назад в адрес ООО «Ува-Молоко» отдельными представителями общественности были выдвинуты обвинения в загрязнении природный среды. Не было ли попыток вновь поднять эту тему?

– Нет, эта тема сегодня закрыта и более не поднимается. У нас функционирует многоступенчатая система очистки промышленных сточных вод. Это, по сути, отдельное производство, оснащенное современным оборудованием общей стоимостью 120 млн рублей, в том числе – голландским флотатором. Наши очистные сооружения – одни из лучших среди российских предприятий пищевой промышленности. В результате, как показывают пробы воды, в месте сброса и ниже по течению она даже чище, чем выше по течению. То есть по факту – деятельность нашего предприятия не загрязняет природную среду, а очищает ее. Регулярный мониторинг показывает, что никаких оснований для претензий нет. Впрочем, никаких оснований не было и ранее. Не говоря уже о моральной стороне вопроса, нам попросту экономически невыгодно загрязнять окружающую среду. Тот факт, что наша продукция производится из молока, полученного в экологически чистых районах Удмуртии, – наше конкурентное преимущество. И мы не планируем от него отказываться, а значит – будем и впредь относиться к природе предельно бережно.

– Какими еще конкурентными преимуществами обладает ООО «УваМолоко»? Что позволяет даже в кризис говорить не о падении, а лишь о снижении темпов роста?

– Ключевые внутренние факторы, влияющие на коммерческий успех предприятия, – это кадры, технологии, система контроля качества. Мы конкурентоспособны по каждой из этих позиций.

В области контроля качества для такого предприятия, как наше, огромную роль играет входящий контроль. Мы получаем молоко из пяти регионов страны: Удмуртии, Татарстана, Башкортостана, Пермского края, Кировской области, с двенадцати приемных пунктов. На предприятия переработки закупленное сырье доставляют сто молоковозов. Круглосуточно. И каждая партия должна пройти проверку. Она ведется с применением хроматографа, который описывает состав жидкости на молекулярном и атомарном уровнях. Это наиболее совершенный на сегодня метод контроля качества. Раньше хроматографы применялись для проведения физических опытов, сегодня наука пришла на производство, сделала его высокотехнологичным, наукоемким. Отделы контроля качества продукции, оснащенные собственными лабораториями, организованы и в каждом цехе. Таким образом, ведется перекрестный контроль на всех этапах выпуска продукции. Финальный этап – это выходной контроль. Он у нас также очень строг, причем в этом деле нам помогают наши партнеры – ведущие российские ритейлеры. Их представители проводят абсолютно не зависимые от нас проверки качества, и следует отметить, что наша продукция с честью проходит и этот этап контроля.

1/2
2/2

Если говорить о технологиях, то, например, технологии производства сыров нам ставили ведущие сыроделы мира, в том числе – такого признанного лидера сыроварения, как Голландия. В принципе, мы взяли у них все, что можно было взять. В максимальной степени переняли и внедрили в свое производство все их достижения.

Последний по списку, но, пожалуй, первый по значению фактор – человеческий. Главным достоянием ООО «Ува-Молоко» являются даже не технологии и не современное оборудование зарубежных и российских производителей, а наши работники, наши специалисты. К развитию кадрового потенциала предприятия мы прилагаем большие усилия, это и обеспечение конкурентной заработной платы – в среднем 36 тысяч рублей в месяц, что для сельского района вполне достойно; и разнообразные курсы повышения квалификации, для проведения которых мы приглашаем ведущих специалистов из Европы; и мероприятия по обмену опытом. Конечно, эти усилия приносят свои плоды и позволяют нам обеспечивать качество продукции и наращивать объемы ее производства.

– Получается, и в век высоких технологий во главе угла стоит человеческий фактор, коллектив?

– В наш век значение командной работы, сотрудничества, совместного труда только возрастает. Серьезных производственных успехов невозможно добиться усилиями одиночек, будь они хоть «семи пядей во лбу». Только сотрудничество гарантирует успех. И как руководитель крупного предприятия я постоянно чувствую поддержку. И со стороны коллектива ООО «Ува-Молоко», и со стороны руководства Увинского района. Серьезную поддержку нам оказывает руководство Удмуртии и Татарстана. О помощи федеральных органов власти я уже упоминал. Без совместных усилий коллектива, органов власти всех уровней ООО «Ува-Молоко» не стало бы одним из лидеров российской молочной промышленности.

– Спасибо за интервью. Редакция «ДК» от всей души поздравляет вас с 50-летием и желает вам и возглавляемому вами предприятию новых крупных успехов.

– Спасибо.

Майнт Схенстра голландский сыровар с 40-летним опытом
Мнение
Сейчас у вас хорошее, стабильное качество сырья и хорошее качество сыра. Сыр от «Ува-Молоко» мог бы посоперничать со многими европейскими заводами.

Справка

Увинский молокоперерабатывающий завод основан в 1936 году. Он был одним из сотен молокозаводов, строившихся в то время по всей стране. В начале XXI века предприятие «Ува-Молоко» перерабатывало 40-60 тонн молока в сутки. Основным видом продукции являлось сливочное масло. В 2009 году было принято решение расширить линейку производимой продукции и приступить к выпуску сыра. Первый цех запустили в 2010 году. В декабре 2014 года вошла в строй вторая современная сыродельная линия. В результате только по мягким сырам с 2013 по 2015 год был получен двукратный рост производства. Проведенная на предприятии модернизация, включавшая в себя внедрение современных сыроизготовителей, оборудования для чеддеризации, новой упаковочной линии, позволяющей длительное время сохранять продукцию без утраты качественных показателей, позволила нарастить объемы производства. В 2018 году ООО «Ува-Молоко» переработало 238 тысяч тонн молока, в 2019 году – 256 тыс. тонн – свыше 700 тонн в сутки, и этот показатель продолжает расти.

Сегодня ООО «Ува-Молоко» занимает 4-е место в рейтинге молокоперерабатывающих заводов России, опубликованном Центром изучения молочного рынка (DIA). Сегодня предприятие выпускает более 150 наименований молочной продукции: сухое молоко, сухую подсырную сыворотку, сливочное масло, широкий ассортимент мягких и полутвердых сыров и цельномолочную продукцию. 70 процентов продукции реализуется пятью крупнейшими федеральными ритейлерами, в том числе под их собственными торговыми марками. География продаж – от Крыма до Якутии.

Андрей Солдаткин