• 21 октября 2019 12:48
  • 3 246
  • Время прочтения: 4 мин

Надежда Копытина: когда опускаются руки – надо просто встать и идти

Надежда Копытина: когда опускаются руки – надо просто встать и идти
В 1988 году Надежда Копытина переехала из Нижневартовска в Москву. Тогда она была провинциальной отличницей, остро нуждающейся в деньгах. А в 2003 году бывшая челночница, переправлявшая в Россию товар из Южной Кореи, стала первой россиянкой, получившей престижную международную премию «Лучшая женщина-предприниматель» в рамках программы Entrepreneur of the Year. Теперь Надежда делится своим опытом и навыками в области бизнеса как профессиональный коуч. Мы поговорили с ней про успех, про то, как пережить крах и стать сильнее.

1988 год. Юная нижневартовская отличница выходит из вагона поезда Нижневартовск – Москва, чтобы покорить столицу Советского Союза и доказать миру свою значимость. Как много историй, не увенчавшихся успехом, начинались также. Но это совсем другая история.

- Практически сразу по приезде в Москву я проиграла все деньги в наперстки. Я очень азартная девушка. И это послужило мне толчком, благодаря которому я сразу же из отличницы и комсомолки превратилась в спекулянтку. Это был единственный способ заработать быстрые деньги, - рассказывает Надежда.

Надежда Копытина решила заработать легкие и быстрые деньги на челночничестве. Вместе с теперь уже бывшим мужем она возила товары из Южной Кореи, накапливая капитал для осуществления своих больших планов. К 1993 году у предпринимательницы уже была 3-комнатная квартира в Москве и возможность закупать товары на 2 млн долларов. После одной из поездок в Южную Корею Надежда и ее муж купили крабовых палочек именно на эту сумму.

- У меня было внутреннее желание сделать что-то основательно и надолго. Мне очень хотелось поставить производство крабовых палочек в России. Производить их, замораживать, продавать. Моей целью всегда была выручка 100 млн долларов в год, - вспоминает Надежда Копытина.

После расставания с мужем Надежда приступила к достижению своих целей и направила все силы на работу с морепродуктами.

- Мы начинали этот бизнес в 1994 году, но тогда у нас не пошло. Все наши силы, все наше внимание было максимально сосредоточено на челночном бизнесе – на товарах, которые мы привозили из Южной Кореи. Что касается морепродуктов – я наняла команду и была уверена, что без моего вмешательства все наладится само. Но в бизнесе ничто не происходит само по себе. В 1995 году я вышла из челночного бизнеса и вспомнила про те самые крабовые палочки, все еще лежащие на складе – их же можно продать! А потом я позвонила прибалтам, занимающимся морепродуктами. Им нужен был московский рынок, так что они согласились выдать мне товарный кредит размером 300 тыс. долларов в месяц, - рассказывает предприниматель.

Так было положено начало созданию целой группы компаний, строительству трех заводов по производству пресервов из морепродуктов. Так родился бренд под звучным именем «Ледово».

- Я создала компанию, у которой было три завода в разных частях страны. Мы производили 10 тыс. тонн продукции в год. И при этом в компании работало 500 человек. Я набирала команду только из тех людей, которых видела в работе, видела в других областях. Это были люди, которым я уже доверяла. Все в команде были «свои», и потому, если кто-то все же попадал в нее со стороны, ему было очень сложно в нее войти. Некоторые быстро отторгались нашей плотной, сбитой средой. Да и отсидеться за спинами у нас было невозможно – за исключением некоторых середнячков, от которых ничего не зависело, моя команда всегда была на передовой рабочего процесса, - делится Надежда секретом успеха.

Кризис 2008 года ни для кого не прошел бесследно. В 2009 году компания Надежды Копытиной перестала справляться с кредитными выплатами банкам, и был запущен процесс признания предпринимательницы банкротом.

- Банкротство – это болезнь. Я даже хочу написать книгу, чтобы помочь предпринимателям, попавшим в эту ситуацию, пережить ее, пересилить себя и пойти дальше. Когда компания со всех сторон была подвергнута нападкам банков, самым трудным для меня было увольнять людей. Я никак не могла поступить так, как это делают японские корпорации. Выйти и сказать: «Мы не справились», и сделать себе харакири. Да, я не собиралась делать себе харакири, но выйти и сказать, что мы не справились, и поэтому у людей больше нет работы – это самое трудное. Когда компания летит в тартарары, очень страшно смотреть в глаза сотрудникам. Но вместо того, чтобы мотать сопли на кулак, даже когда опускаются руки – надо просто встать и идти, - подчеркивает наша собеседница. Теперь я нашла себя в наставничестве, в коучинге. Я понимаю, что такое бизнес, как он устроен. Как надо, как не надо делать. Как, удалив лишнее, можно достичь быстрых результатов. Я понимаю, что умею расширять горизонты. Я потоками вижу людей, которые не знают, как расширить свой бизнес, которые сами загоняют себя в рамки. Вижу массу красивых, успешных людей, но их самооценка – просто ниже плинтуса. И мне очень нравится, что ко мне приходят все эти люди. После нашей работы они меняются, расцветают, их выражение глаз становится совсем другим. Просто вау! У меня огромное количество кейсов, когда бизнес расцвел с нуля или вышел с локального уровня на федеральный или даже глобальный. Я очень люблю встречаться с людьми. Я нашла то, что всегда искала – свою основу, свой фундамент. Что я могу посоветовать другим? Делайте то, что любите. Постоянно наращивайте свой профессионализм. Постоянно меняйтесь. И рискуйте, потому что малое и среднее предпринимательство всегда играет по-крупному, все идет ва-банк, - рассказывает коучер Надежда Копытина.

Когда за спиной остались всевозможные карьерные успехи, когда дома ждут трое детей, когда помогаешь толпам предпринимателей обрести себя и встать на тот путь, на который сама однажды встала, Надежда может себе позволить отдаться мечтам.

«У меня есть три четких мечты. Во-первых, я хочу прожить дольше 120 лет. Во-вторых, хочу слетать в космос. И, в-третьих, хочу станцевать балет».

Полную версию интервью с Надеждой Копытиной можно прочитать в октябрьском номере журнала «Деловой квадрат».