Возможность открытия и вывода на самоокупаемость креативного проекта в Удмуртии мы обсудили с Азалиной Закировой, директором одной из главных площадок для творческих людей в Ижевске – «Арт-резиденция». Здесь представители различных творческих направлений, музыканты, художники, актеры, как начинающие, так и уже имеющие определенный статус и опыт, могут на бесплатной основе повысить компетенции в выбранной сфере и презентовать себя широкой аудитории. А в мае 2022 года в Ижевске стартовал еще один проект, идейным вдохновителем и главным сподвижником которого стала Азалина Закирова – «Акселератор креативных бизнесов».
– Азалина Фанзировна, расскажите, пожалуйста, подробнее о проекте креативного акселератора. Как пришла идея, как вышли на господдержку, и насколько широкий отклик получила данная программа?
– Идея организации «Акселератора креативных бизнесов» пришла еще в 2019 году. Наша команда, в то время базирующаяся в арт-галерее «Грифон», много работала с креативным сообществом города, в том числе с творческими маркетами, художниками и музыкантами. И от многих из них уже тогда звучал запрос, как зарабатывать на своем творчестве. Этот запрос был и остается актуален и для пространства «Арт-резиденции». В том числе нам хотелось получить практические советы от действующих предпринимателей, тех, кто уже добился успеха в коммерциализации своего творчества. И, конечно, выработать рабочий алгоритм создания креативного бизнеса.
Однако уже тогда пришло понимание, что принципиальной разницы между предпринимательской деятельностью в творческой сфере и любой другой нет. Главный вопрос в том, насколько широк рынок.
Реализовать проект удалось с новой командой, уже третьим составом. Решались вопросы с появлением в Ижевске арт-классов и работы «Арт-резиденции», пришло понимание, что для того чтобы наполнить содержанием данное пространство, необходимы рабочие стабильные бизнес-проекты. Потому что много расходов связаны с арендой помещений и оплатой услуг. Таким образом, акселератор стал решением не только для самих творческих людей, но и для арендодателей, для более крупного бизнеса.
Более того, оказалось, что данный запрос актуален и на федеральном уровне. Со своим проектом мы точно попали в тематику Президентского фонда культурных инициатив по развитию креативной индустрии. Даже сомнений, что именно мы выиграем грант, не было.
Мы провели «Школу креативных предпринимателей №1» в прошлом декабре. И уже на тот момент к проекту в качестве участников присоединилось порядка 60 человек, несмотря на то, что это был самый канун Нового года. Часть из них сейчас присоединились и к акселератору. Школа стала подтверждением того, что проект такой городу нужен. Мы получили грант от фонда культурных инициатив в размере 1,5 млн рублей в апреле 2022 года и уже в мае запустили основную программу акселератора.
Она будет состоять из 10 блоков, по итогам которых участники смогут составить бизнес-план. На сегодня задача и для наших действующих предпринимателей, и для тех, кто только идет к этому, заключается в проработке модели своего бизнеса.
– А насколько сегодня реально получить грантовую поддержку под создание непосредственно креативного бизнеса?
– Если отталкиваться от нашего опыта, то креативный бизнес – это широкий спектр и по направлениям, и по возрасту участников, это можно сказать и о сфере в целом. Одним из участников школы стал пенсионер с проектом собственного ателье. А особенность Президентского фонда культурных инициатив заключается в том, что здесь нет ограничений по возрасту в 35 лет, как на некоторых других грантовых программах.
Конечно, нужно учитывать, что грантодатели поддерживают социально-ориентированные проекты. Наш акселератор реализует эту задачу, поскольку творческие люди, особенно на начальном этапе пути, часто не располагают достаточным количеством финансов для прохождения тренингов на платной основе. Но мы уверены, что с нашей помощью, обладая пониманием бизнес-процессов, творческие люди смогут выйти на стабильно высокий доход.
За счет средств гранта мы пригласили достаточно именитых, в том числе федеральных спикеров, имеющих реальный практический опыт. А для самих участников вся программа абсолютно бесплатна. Более того, при успешной защите проекта наши креативные предприниматели получат возможность найти инвестора для расширения своего бизнеса. Что касается грантов, то, к сожалению, в рамках акселератора участники выйти на него не смогут, поскольку и сама программа реализуется за счет господдержки. Тем не менее мы регулярно делимся с нашими креативными бизнесменами информацией о существующих.
– А с какими бизнесами пришли на акселератор участники?
– Одна из участниц готова выполнять на фрилансе выкройки для крупных предприятий по сложным лекалам и уже имеет подобный опыт. Есть проекты по созданию упаковки для брендов, связанные, например, с созданием сайтов. Несколько участников представляют ивент-сферу – это организация мероприятий и концертов. Есть действующие предприниматели, присоединившиеся к акселератору со своими мастер-классами. То есть спектр креативных бизнесов, представленных в рамках программы, действительно широк.
– А какие спикеры уже выступили на акселераторе? И можно ли все еще присоединиться к программе?
– Все лекции, представленные в рамках акселератора, записываются и доступны для участников в онлайн-формате. Поэтому теоретически даже сейчас есть возможность присоединиться к программе. Но нужно понимать, что большая часть обучающих блоков уже позади, а по прохождении каждого из них участнику необходимо выполнить практическое домашнее задание. Поэтому объем работы предстоит достаточно большой, придется нагонять тех, кто присоединился к акселератору с первого дня.
А уже в августе состоится презентация бизнес-планов. Участникам, которые справятся с задачей лучше всего, это порядка 6 предпринимателей, становится доступен бизнес-трекинг – это сопровождение фактической реализации проекта.
Что касается спикеров, мы изначально решили, что у нас не будет чистых теоретиков, все они имеют не только опыт проведения тренингов, но и практический опыт ведения бизнеса.
Участники уже прослушали лекции от Игоря Болотникова – директора консалтингового агентства «Решение есть» и одного из создателей школы «ТУКЕЙ»; Андрея Курбатова – директора бюро кадровой аналитики «Интал», организатора и трекера бизнес-акселератора Удмуртии; Ирины Загребиной – директора по развитию «Джаст кофе групп», основателя и креативного директора 312BAGS («312БАГС»); Ильнура Сагдатуллина– сооснователя AiSales («Ай Салес») – АйТи сервиса для отдела продаж и других именитых спикеров. Участники уже смогли ознакомиться с основными составляющими эффективно выстроенного бизнеса, получили навыки построения бизнес-модели, исследования объема рынка, определения конкурентов и так далее.
– Хотелось бы немного поговорить и о пространстве «Арт-резиденции». Какие возможности оно открывает для творческих людей сегодня?
– «Арт-резиденция» – это одна из площадок МБУ ДО «Центр «Перспектива Про», который, в свою очередь, является подведомственным учреждением Управления физической культуры, спорта и молодежной политики. Если же сформулировать нашу миссию, то мы выступаем продюсерским центром для самой широкой аудитории.
Мы работаем с 2014 года и предлагаем жителям Ижевска и Удмуртии на бесплатной основе и чаще всего без ограничений по возрасту развитие в одном из творческих направлений. Но для меня работа в «Арт-резиденции» в качестве руководителя началась только два года назад. И сейчас пространство переживает свой расцвет, стартуют новые интересные программы, мы обрастаем инфраструктурой и закупаем дополнительное оборудование для реализации мультимедиа-проектов. У нас действуют четыре основных направления и пятое, которое проходит канвой через все остальные.
Это визуальное искусство – все, что связано с образованием и развитием в сфере живописи, стрит-арта, паблик-арта. И в том числе, здесь мы выступаем посредником, координатором между художниками и галереями, бизнесом, различными городскими проектами и площадками.
Второе направление представлено нашим постоянным резидентом, театральной группировкой «Догма». Она развивается как отдельное направление и позиционирует себя как самобытный театр, где даются практические навыки для актеров. Многие теперь уже из бывших участников «Догмы» сегодня учатся в ведущих театральных вузах страны. Каждый год у нас новый состав, поэтому каждый сезон обновляется и репертуар. За последние полгода они сделали пять премьер, получивших положительный зрительский отклик и отмеченных наградами театральных фестивалей различного уровня. Примечательно, что куратор направления Андрей Хмелев не мыслит себя таким единоличным, самодержавным режиссером, воспитывая под своим крылом не только актеров, но и новые режиссерские кадры. Мы становимся ресурсным центром для других театров и коворкингом – на нашей площадке начали выступать и другие театральные труппы города.
Сравнительно недавно у нас появилось музыкальное направление. Здесь мы выступаем в качестве продюсерского центра, мы не можем самостоятельно профинансировать какой-то проект, но предоставляем все наши ресурсы, чтобы у музыканта появилась возможность выступать на площадках города, записывать треки, проводить профессиональные фотосессии и снимать клипы. У нас уже есть две премьеры от наших резидентов. Все это работает под брендом Музыкальной лаборатории. Кроме того, в рамках направления мы сохраняем для истории и знакомим жителей с музыкальной индустрией города в формате коротких интервью в рамках проекта «Саунд-дизайн».
Четвертое направление – кинематограф. Это то, с чего, собственно, и началась «Арт-резиденция» семь лет назад. Под эту цель была закуплена часть необходимого оборудования для монтажа и профессиональная кинокамера, как оказалось, этого было недостаточно.
И фактическая реализация проекта на действительно серьезном уровне началась только сейчас – мы создали ресурсную площадку для съемок кино. В настоящий момент в работе находятся сразу шесть короткометражных фильмов от шести съемочных команд. Они будут объединены в единый альманах. Мы в начале пути в качестве осознания себя в качестве полноценной киностудии. И наконец, пятое направление, которое проходит канвой через все, – это национальные проекты. Они касаются и музыки, и театра, и живописи.
– То есть «Арт-резиденция», как раз и является примером успешно реализованного креативного проекта, причем вмещающего в себя целый ряд направлений.
– Нам есть куда расти. Сегодня «Артрезиденция» нуждается в дополнительных площадях, для регулярной организации мероприятий, выставок, работы с большой зрительской аудиторией. А в перспективе – для разделения наших направлений на два больших блока. Площадки, принадлежащие городу, чаще всего нуждаются в серьезных дополнительных вложениях, аналогично аренда коммерческих помещений также потребует финансовых средств, которыми мы как бюджетная организация не располагаем. И нужна какаято действующая бизнес-модель, которая позволит нам выйти на самоокупаемость, заинтересовать инвесторов. И мы возвращаемся к тому запросу, который решает «Акселератор креативных бизнесов». Потому этот проект так интересен и нам самим, и креативным бизнесменам города.
Дмитрий Горбунов