Льняной бренд Удмуртии
Лен возделывают в Удмуртской Республике испокон веков. Одним из старейших в регионе предприятий по первичной переработке льна-долгунца является ООО «Шарканский льнозавод».

Возглавляет его Николай Григорьевич Коровкин. В 2021 году в Удмуртской Республике площадь посевов льна составила семь тысяч гектаров. Это самый высокий показатель в Российской Федерации. На долю Шарканского льнозавода приходятся в нынешнем году посевы льна-долгунца на площади 1174 гектара. В следующем году планируется увеличение посевов еще на сто гектаров.

Успех начинается в поле

В 2019 году на предприятии была запущена китайская линия по производству котонизированного волокна. Котонин глубокой переработки льна-долгунца – это абсолютно новое направление деятельности удмуртского льноводства, которое уже в ближайшее время должно стать еще одним экспортным брендом республики. Первые образцы новой продукции, отправленные в Китай, получили положительную оценку и заинтересовали потенциальных покупателей.

Котонизированное волокно используется для производства пороха, целлюлозы, утеплительных материалов и как альтернатива хлопку для получения пряжи и текстильных тканей из натуральных природных волокон. Кроме того, такой лен может использоваться и на других производствах, например, в химической промышленности, машиностроении, строительной отрасли и в производстве медицинской и технической ваты.

– Наше котонизированное волокно значительно отличается от продукции других производителей, – говорит Николай Коровкин. – Мы требовательно относимся к качеству подготовки сырья для производства котонина, что позволяет продавать волокно по ценам мирового рынка – 2,2 доллара США за килограмм.

Но основной готовой продукцией Николай Григорьевич считает длинное волокно, которое пользуется большим спросом у зарубежных текстильщиков.

– Успех в льноводстве зависит, прежде всего, от качества тресты и семян, – убежден Николай Григорьевич. – Самое главное для нас – это работа в поле. Мы работаем от семечка до волокна, сто процентов сырья готовим себе сами. Но первичная переработка льна даже с использованием самых передовых технологий была бы убыточной без поддержки государства. И наше предприятие эту поддержку чувствует, за что мы очень благодарны республиканскому Минсельхозу и его руководителю Ольге Викторовне Абрамовой.

1/1

Лен – дело государственное

На поддержку льноводов республики в этом году было направлено 89,8 миллиона рублей бюджетных субсидий – это на 29,6 миллиона больше, чем в 2020 году. Средства, как и в прошлом году, выделялись по двум направлениям – на проведение агротехнических работ и модернизацию льноперерабатывающих предприятий. С прошлого года льноводческим предприятиям республики стали доступны новые субсидии Минсельхоза Удмуртии на обустройство экспортно-ориентированных площадок.

Необходимость государственной поддержки связана с тем, что качество получаемого сырья напрямую зависит от своевременно проведенной уборки урожая. Оснащение техникой (которая, к слову, работает лишь пару месяцев в году и для других целей не используется) и грамотное ее применение в льноводстве играют решающую роль. А на какие средства ее приобрести – вопрос совсем не праздный. Как следствие – конкурентное преимущество на российском рынке у белорусских льноводов, которые после прошлогодней приостановки поставок льна в Китай переориентировались на Россию и обрушили цены на рынке.

– У них продукция дешевле, потому что поддержка государства, научное и техническое обеспечение, уровень семеноводства, компенсации на приобретение льноуборочной техники и оборудования в Белоруссии значительно выше, чем у нас, – рассказывает Николай Коровкин. – Поэтому с ними сложно конкурировать. Нам тоже надо все это восстанавливать. Потому что хорошее качество льняного волокна начинается с поля.

Путь на мировые рынки

Шарканскую льнопродукцию до конца года планируют поставить не только в Китай, но и в Литву, Казахстан и Узбекистан, а также на текстильные предприятия Москвы, Санкт-Петербурга, Иваново и Костромы.

Николай Коровкин убежден, что Удмуртия, как он сам говорит, «обречена на производство льна». Здесь все природные факторы благоприятны для этой сельскохозяйственной культуры: и климат, и качество воды родникового края, и плодородная почва. Льноводство при поддержке республиканского правительства возрождается. Главная цель – начать зарабатывать на продукции с добавленной nстоимостью и выйти на рентабельный уровень производства льна.

Дмитрий Чернов