• 27 сентября 2019 13:54
  • 1 433
  • Время прочтения: 5 мин

Цель ведения реестра недвижимости – открытость и прозрачность

Цель ведения реестра недвижимости – открытость и прозрачность
Доступность информации о земельных участках и объектах капитального строительства – важный фактор повышения инвестиционной привлекательности территорий. Доступность обеспечивается надлежащим занесением сведений в Единый государственный реестр недвижимости. Сегодня на территории Удмуртии зарегистрировано 752 тысячи земельных участков, в том числе в реестр внесены сведения о 5,2 тыс. зон с особыми условиями использования территорий. В их число входят санитарно-защитные зоны и зоны охраны объектов культурного наследия. О том, какие ограничения накладываются, если участок попадает в такую «особую» зону, и как сведения, содержащиеся в реестре, могут повлиять на принятие инвестиционного решения, рассказывает директор филиала ФГБУ «Федеральная кадастровая палата Росреестра» по Удмуртской Республике Тамара Казанская.

– Тамара Борисовна, в настоящее время в Удмуртии ведется работа по внесению в Единый государственный реестр недвижимости сведений о зонах с особыми условиями использования территорий. Для чего это нужно?

– Зоны с особыми условиями использования территорий – это территории, в границах которых устанавливается определенный правовой режим в соответствии с федеральным законодательством. Как правило, особый режим использования вводит ограничения или запрет на некоторые виды деятельности, связанные в основном с возможностью размещения объектов капитального строительства. Наличие этих ограничений может обернуться проблемами для покупателей недвижимости и потенциальных инвесторов. И главное здесь не в том, что ограничения существуют, а в том, что в реестре отсутствуют сведения о границах многих из этих зон. Часто собственники даже не знают о каких-либо обременениях принадлежащих им участков. Инвесторы приобретают участок для определенных целей, вкладывают свои средства, и вдруг выясняется, что эти цели несовместимы с ограничениями.

– То есть, принимая решение, инвестор опирается на доступную ему информацию, и если она недостаточна, то он понимает, что риски повышаются, и может отказаться от своих планов?

– Именно так. Открытость и прозрачность повышают инвестиционную привлекательность территории. И задача нашей работы – их обеспечить.

В качестве примера можно рассмотреть ситуацию с объектами культурного наследия. Внимание к вопросам использования этих земель начали уделять сравнительно недавно, когда стало очевидным несовершенство правовых и экономических механизмов их защиты. В число способов комплексной защиты входят установление охранной зоны и территории объекта культурного наследия. Зона охраны объекта культурного наследия (ОКН) – это участок, в пределах которого устанавливается особый режим использования земель. Это делается в целях обеспечения сохранности объекта в его историческом ландшафтном окружении. Здесь нельзя строить и вести какую-либо хозяйственную деятельность. Территория объектов культурного наследия (ОКН) – более широкое понятие, чем охранная зона. В нее могут входить другие земельные участки или их части, здания и сооружения, каким-либо образом связанные с объектом культурного наследия, и т.д. В ее границах тоже накладываются определенные ограничения, направленные на то, чтобы не нанести ущерб памятнику. Например, стоит маленькая часовня, а рядом с ней кто-то решает построить пятиэтажное здание, которое перекроет ее с определенного ракурса. Но закон говорит, что в пределах территории объекта культурного наследия этого делать нельзя.

– Сколько таких объектов в Удмуртии?

– На территории республики в реестр внесено 15 охранных зон, из них две установлены в отношении объектов культурного наследия федерального значения («Дом Новикова» в Ижевске и «Воскресенская церковь» в Сарапуле). Помимо этого, установлено и внесено в реестр 90 территорий ОКН, из них 29 – федерального значения. И здесь, работая по одной из целевых моделей «Постановка на кадастровый учет земельных участков и объектов недвижимого имущества», мы добились хороших результатов. При целевом значении 75% коэффициент внесения сведений составляет 91,8% по объектам культурного наследия и 100% – по территориям ОКН. Эти показатели достигнуты за счет слаженной работы с Агентством по государственной охране объектов культурного наследия по Удмуртской Республике. Филиал Кадастровой палаты оказывал методическую поддержку кадастровым инженерам в процессе подготовки документов. Мы благодарны руководителю агентства Юрию Александровичу Перевозчикову за активное участие в этой работе.

Сложнее ситуация в республике с санитарно-защитными зонами.

– Что не так у нас с санитарно-защитными зонами?

– Прежде всего, начнем с того, что это такое. Санитарно-защитная зона – это специальная территория с особым режимом использования, которая устанавливается вокруг объектов и производств, являющихся источником воздействия на среду проживания и здоровье человека. В санитарно-защитных зонах не допускается размещать объекты жилой застройки, зоны отдыха, территории садоводческих товариществ, спортсооружения. Разрешается размещать только те объекты, которые необходимы для обеспечения деятельности промышленного объекта и обслуживания его работников. То есть это защитный барьер, гарантирующий безопасность населения при эксплуатации объекта в штатном режиме.

В марте 2018 года были утверждены правила установления санитарно-защитных зон и использования земельных участков, расположенных в их границах. До этого ориентировочные размеры защитных зон устанавливались в соответствии с имеющейся санитарной нормой. Постановление правительства обязало владельцев предприятий, являющихся источником вредного воздействия, предоставить в Роспотребнадзор заявление об установлении защитной зоны в срок не более одного года. Срок исполнения уже прошел, на территории Удмуртии внесены сведения всего о 95 санитарно-защитных зонах, из них 45 относятся к сибиреязвенным захоронениям. То есть на сегодня в реестре содержатся сведения о границах защитных зон всего 50 предприятий. И мы не знаем, сколько их должно быть на самом деле, потому что эта работа носит заявительный характер и инициируется самим предприятием. Но она в любом случае должна быть выполнена, поскольку полнота сведений об этих зонах в реестре также влияет на инвестиционную привлекательность региона.

Хочу отметить по этому вопросу активную позицию руководителя Роспотребнадзора по Удмуртской Республике Натальи Сергеевны Матюшиной, которая активно призывает руководителей предприятий и муниципальных образований озаботиться этим вопросом и вносить сведения о санитарно-защитных зонах в реестр с целью соблюдения законодательства.

На территории Удмуртской Республики зарегистрировано 752 тыс. земельных участков. 209,8 тыс. – это земли сельскохозяйственного назначения. 525,9 тыс. – земли населенных пунктов. Чуть больше 15 тыс. – земли промышленности. 5,2 тыс. зон с особыми условиями использования территорий.

– А есть предприятия-передовики по этому направлению?

– Да, и будет правильным их перечислить. Это Воткинское ЛПУМГ – филиал ООО «Газпром трансгаз Чайковский», промышленная площадка «Теплотехническая станция – отдел 929 ОАО «Воткинский завод», ООО «Увинский мясокомбинат», ООО «ЛУКОЙЛ-Камбарская нефтебаза», ООО «Глазовский комбикормовый завод», оздоровительный центр «Сокол» в Сарапуле и т.д.

– Насколько сложна процедура внесения границ СЗЗ в реестр? На что необходимо обращать внимание?

– Все документы об установлении, прекращении, изменении санитарно-защитной зоны направляются собственником предприятия в Роспотребнадзор. После решения об установлении зоны Роспотребнадзор направляет документы в Кадастровую палату. Графическое и текстовое описание готовит кадастровый инженер по установленным требованиям. Перед внесением сведений в реестр производится проверка, в ходе которой нередко выявляются ошибки. В основном они связаны с нарушением требований законодательства при формировании документов, а также с банальной невнимательностью. Поскольку это влечет возврат документов на доработку и затягивает процесс, собственникам необходимо тщательно подходить к выбору кадастрового инженера.

– Где можно найти сведения о качестве работы того или иного кадастрового инженера, и чем может помочь заявителю Кадастровая палата?

– На сайте Росреестра есть реестр кадастровых инженеров, который содержит информацию о качестве подготавливаемых ими документов и отражает объективную картину компетентности конкретного специалиста. Специалисты Кадастровой палаты, в свою очередь, могут выполнить на возмездной основе работу по подготовке документов в графическом и текстовом описании или провести предварительную проверку документов, что исключит ошибки. Все процедуры сегодня отработаны, сроки соблюдаются. Надлежащее заполнение реестра помогает поддерживать в работо-

способном состоянии необходимую для развития экономики правовую и финансовую инфраструктуру и поэтому способствует обеспечению социальной устойчивости и стабильности региона.

Автор: Сергей Савинов