Доход не гарантирован
Классический подход к инвестированию на фондовом рынке предполагает кропотливый труд, который может принести среднему инвестору не так уж много денег. За первые 20 лет третьего тысячелетия рост котировок акций в США – государстве с самым развитым фондовым рынком – составлял в среднем чуть больше шести процентов в год. При этом среднестатистический инвестор на фондовом рынке там получил доходность всего 4,25 процента годовых. Возможно, эти данные сильно поубавят энтузиазм тех, кто хочет быстро обогатиться.
Уместно вспомнить, что инвестиции не предполагают гарантированного результата. Чем больше денег человек хочет заработать, тем больше риск для своих сбережений он на себя берет.
Игра для миллионов не предполагает больших усилий со стороны ее участников. Чтобы решить эту проблему, инвесторов во время пандемии «подсадили на иглу»: заработали целые онлайн-фабрики инвестиционных идей. Готовые наборы инструментов для вложения денег предлагает клиентам каждое из «большой пятерки» приложений для фондовой игры: Тинькофф, ВТБ, Сбер, Открытие и Альфа.
Если что-то не устраивает, вокруг океан других вариантов приобретения финансовых активов. Они везде, начиная с сайта брокера и заканчивая десятками каналов в социальных сетях. За инвестора все сделали. Остается только прикинуть, что лучше, или посмотреть, на что «клюют» друзья, – и вперед. При этом далеко не все осознают, что большинство сетевых «гуру» никем не регулируются и ни за что не отвечают. В результате уже сейчас отмечается, что среди начинающих инвесторов все больше не тех, кто делает сбережения, заботясь о послезавтрашнем дне, а тех, кто реализует таким образом свою зависимость от азартных игр.
Постепенно исчезает и количественный ценз на сумму, достаточную для начала инвестиций на фондовом рынке. Уже не нужно иметь много денег, чтобы купить акции, облигации или, скажем, паи биржевых фондов. Для этого достаточно иметь несколько тысяч рублей, или даже еще меньше. Например, чтобы получить доступ на биржу через приложение МТС, хватит и 100 рублей. Представить себе такого сторублевого инвестора непросто. Но некоторые приложения для начала даже предлагают клиентам бесплатные акции. Все на рынок! Каждый может испытать свою удачу.
Как отметил Уоррен Баффет, один из наиболее известных в мире инвесторов, чье состояние в лучшие годы превышало 100 млрд долларов, онлайн-брокеры широко используют в своей работе «инстинкт игрока», присущий современному обществу. Так сейчас происходит на биржах во многих странах мира. Россия не исключение: количество физических лиц, имеющих брокерские счета на Московской бирже, за март 2021 года увеличилось на 754,5 тыс. человек и превысило 11 млн. Большинство из владельцев таких счетов – 5,6 млн – «записалось» в инвесторы в 2020 году, используя для этого, как правило, соответствующие мобильные приложения. Это стало просто, доступно и позволяет многим зарабатывать хорошие деньги.
В марте 2021 года активность частных инвесторов на бирже была максимальной: сделки совершали более 1,8 млн человек по сравнению с 606,7 тыс. человек в марте прошлого года. Частные инвесторы вложили в марте в российские акции на Московской бирже 14,6 млрд рублей, в облигации – 58 млрд рублей, в биржевые фонды – 11,3 млрд рублей. Доля частных инвесторов в объеме торгов акциями составила 39 процентов, облигациями – 15 процентов, на срочном рынке – 44 процента, на спот-рынке валюты – 13 процентов.
Подавляющее большинство активных инвесторов на бирже остались в плюсе в 2020 году. Например, 65 процентов клиентов Сбербанка, которые самостоятельно совершали сделки в приложении «Сбербанк Инвестор» и открыли брокерский счет в 2020 году, получили прибыль. Среди клиентов, открывших счет в банке до 2020 года, в плюсе остались 75 процентов. В «ВТБ Капитал Инвестиции» удачливых инвесторов оказалось 66 процентов, а в «Тинькофф Инвестиции» — от 71 до 76 процентов, в зависимости от стажа работы на фондовом рынке.
С другой стороны, очевидно, что подавляющее большинство новых брокерских счетов принадлежит тем, кто только начинает знакомиться со сферой инвестиций и может допустить некоторые необязательные ошибки. Главные плюсы нового формата инвестиций – это простота и удобство. В частности, не нужно тратить время на поездку в офис брокера для подписания бумаг. Сам процесс покупки и продажи ценных бумаг также реализован максимально просто и интуитивно понятно, так как осуществляется с банковского счета через мобильное приложение. Потенциально более высокая доходность также является плюсом, ведь основная аудитория пользователей подобных сервисов – это держатели банковских вкладов.
Независимо от опыта в инвестициях, данные сервисы, на наш взгляд, заслуживают внимания, однако нужно подчеркнуть ряд нюансов. В первую очередь, следует крайне внимательно относиться к тем инструментам, которые предлагаются для покупки. Предупреждение о рисках, которое по закону должно быть в рекламе инвестиций, размещается там не просто так. Действительно, купленные акции могут дешеветь после покупки, принося потери, а не прибыль. Доходность в прошлом, которая является основным способом привлечения внимания, не может выступать гарантией прибыли в будущем.
О чем молчат брокеры
Доступ к фондовому рынку инвестору предоставляет лицензированный брокер, к примеру, те же Сбербанк, ВТБ, Открытие или Тинькофф. Когда клиент покупает активы на фондовом рынке, брокер выступает только посредником и не имеет доступа к персональному счету. Записи о том, что тот или иной акционер владеет ценными бумагами, хранятся в депозитарии, который, в свою очередь, также имеет лицензию Центрального банка РФ. Поэтому у вас нет шансов проснуться утром и узнать о том, что ваш банк резко свернул свою брокерскую деятельность и исчез с вашими инвестициями в неизвестном направлении. Риски банкротства и обмана со стороны лицензированного брокера минимальны.
Но, несмотря на это, фондовый рынок отнюдь не золотая антилопа среди инвестиций. Тот, кто говорит, что зарабатывает 100 процентов годовых, торгуя акциями, скорее всего обманщик, имеющий свою выгоду в привлечении новых клиентов на биржу. Другими словами, хоть инвестор и не рискует стать жертвой прямого мошенничества, но и от убытков он вовсе не застрахован.
Ни один брокер никогда не скажет клиенту всей правды о том, что прибыль для инвестора зарабатывает бизнес. Финансовые посредники – брокеры, банки, инвестиционные и финансовые советники, консультанты, доверительные управляющие – эту прибыль уменьшают, забирая у акционера или держателя корпоративных облигаций часть прибыли. То, что инвестор получает в итоге, – это та прибыль, которую для него заработал бизнес, минус то, что забрали у него финансовые посредники.
Проблема здесь в том, что интересы финансовых посредников не совпадают с интересами инвестора. Они заботятся, в первую очередь, о своей собственной прибыли, а не о вашей. Вследствие этого может происходить навязывание ненужных услуг, продажа ненужных активов, продажа услуг и активов по завышенным ценам из-за высоких комиссий и неудобных тарифов, а также стимулирование частых операций, приводящих к потере капитала. Конечно, мы не утверждаем, что все без исключения крупнейшие банки, оказывающие брокерские услуги, используют подобные методы. Но любому пользователю инвестиционного мобильного приложения следует обращать внимание на подобные каналы утечки денег.
Важно понимать, что посреднику совсем не важно, насколько успешно торгует клиент. Он берет свою комиссию с вашего оборота или фиксированную стоимость за свои услуги. Даже если неудачливый инвестор потеряет все свои деньги, что маловероятно, или закроет счет после первых убытков, на его место придут двое новых соискателей быстрого обогащения. Чем активнее инвестор, тем больше ртов он кормит. В большинстве случаев бездействие на фондовом рынке гораздо выгоднее для инвестора, чем чрезмерная активность.
Как работает мобильная биржа
Инвестирование через мобильное приложение по функциональным и техническим параметрам ничем не отличается от инвестиций, осуществляемых через предустанавливаемые на компьютер или доступные через веб-браузер торговые платформы брокеров. Плюсом мобильного приложения для инвестиций является, соответственно, мобильность компактного смартфона или планшета, которые можно взять с собой и иметь доступ к брокерскому счету в любом месте, где есть Интернет.
При использовании мобильного приложения можно выделить его простоту и удобство – интерфейс приложения прост для понимания и использования его функций, не нужно осуществлять дополнительных настроек, но можно менять некоторые параметры. Удобно проводить торговые операции ввиду простоты их осуществления и отслеживать состояние инвестиционного счета. Мобильные приложения есть у большинства крупнейших российских брокеров. Дополнительная плата непосредственно за использование приложения не взимается.
Однако удобство мобильности смартфона далеко не первостепенная необходимость для каждого. Инвесторам, которые вкладывают средства на долгий срок для накоплений на пенсию, образование детей или дорогостоящие покупки, не нужно ежедневно или в течение дня просматривать котировки ценных бумаг, совершать сделки и отслеживать состояние своих счетов. Им достаточно раз в месяц ознакомиться с состоянием счета и выставить поручения на сделку через приложение или компьютерную версию торговой программы.
Отличительной особенностью приложений является наличие функции робоэдвайзинга. Так называют программы, которые предоставляют индивидуальные инвестиционные рекомендации на основе заданных инвестором параметров в отношении его инвестиционных целей, отношения к риску и ожидаемой доходности. Программа на основе полученных сведений об инвесторе может совершать сделки по приобретению ценных бумаг автоматически без участия инвестора, либо только давать советы по приобретению тех или иных ценных бумаг. В последнем случае клиент сам решает, следовать ему полученной рекомендации или нет. Функции робоэдвайзинга есть у мобильных приложений: «Тинькофф Инвестиции» и «ВТБ – Мои инвестиции». У некоторых брокеров данная функция представлена только на сайтах.
Широкую популярность на западе набирают инвестиционные мобильные приложения, которые не взимают комиссии за использование приложения, ведение и обслуживание инвестиционного счета, либо взимают минимальные 1 доллар США в месяц – это американские Robinhood и Acorn. К сожалению, граждане России этими приложениями воспользоваться не смогут – счета в Robinhood и Acorn открывают только резидентам США.
Осторожно, стартап!
Инвестировать посредством мобильных банковских приложений можно только в крупные солидные предприятия, зарегистрированные на бирже. Тем, кто хочет рискнуть в расчете на баснословные барыши, интереснее вкладывать деньги в стартапы – принципиально новые бизнеспроекты, которые могут как быстро раскрутиться, так и моментально прогореть.
С 1 января 2020 года в Российской Федерации вступил в силу Федеральный закон № 259-ФЗ «О привлечении инвестиций с использованием инвестиционных платформ и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации». В народе он получил название «закона о краудфандинге».
Краудфандинг, или «народное финансирование» (от английских слов сrowd – «толпа» и funding – «финансирование»), на практике существует в нашей стране уже не первый год. Так называют привлечение средств для реализации проектов или развития бизнеса с помощью интернет-площадки в роли инвестиционной платформы. Развивается он и в нашей стране. Если в 2016 году этот рынок составил 6,2 миллиарда рублей, то в 2020-м он уже превысил 15,2 миллиарда рублей. Согласно прогнозу ЦБ РФ, через пять лет объем сделок на рынке краудфандинга вырастет до триллиона рублей в год.
До недавних пор эта деятельность законом не регулировалась, что, конечно, было препятствием для более широкого использования краудфандинга в целях инвестирования. Теперь эти возможности появились. Согласно закону, движение безналичных денежных средств в виде инвестиций происходит в рамках специальных инвестиционных платформ в Интернете на основе соответствующих договоров. Привлекать инвестиции могут организации или индивидуальные предприниматели, которым организатор инвестиционной платформы оказывает услуги по привлечению инвестиций. Инвесторами могут быть как юридические, так и физические лица, которым оказывается соответствующее содействие. Инвестирование может осуществляться тремя способами: предоставление займов, приобретение ценных бумаг или утилитарных цифровых прав.
Сегодня в России действует уже около полусотни инвестиционных платформ. Они быстро развиваются в силу объективных экономических причин. Во-первых, регулярное повторение финансовых кризисов, как в конкретной стране, так и глобальных масштабах, приводит к тому, что люди опасаются хранить свои сбережения в банках. Население теряет доверие к банковской системе в целом. Так, по некоторым данным, на руках у граждан России сейчас скопилось около 15 триллионов рублей, которые можно было бы привлечь в экономику страны. Во-вторых, во всем мире непрерывно снижаются процентные ставки по депозитам, в некоторых случаях даже до минусовых показателей. В итоге доходность депозитов падает, и люди либо более активно тратят свои деньги, либо ищут новые инструменты для их сохранения и приумножения.
Еще одной причиной развития этого инструмента стали жесткие условия кредитования юридических лиц. Получение займа в коммерческом банке для многих компаний превращается в нереальную задачу. Выходом становится обращение на инвестиционную площадку, где можно получить требующиеся средства у частных инвесторов.
Однако если у банка есть отдел финансового мониторинга, который рассматривает все заявки, взвешивает риски и принимает решение: выдать заем или нет, то рядовой частный инвестор с небольшой суммой провести подобный аудит либо не умеет, либо не может себе позволить. Кроме того, кредитные организации имеют средства и возможности взыскать заемные средства в случае просрочки или невозврата кредита. У краудинвестинговых площадок таких возможностей нет. Они размещают у себя практически любые проекты, берут комиссию и не несут никакой ответственности.
Это может быть выгодно мошенникам или бездарным предпринимателям, желающим получить по-быстрому денег. Это также выгодно самим площадкам, ведь они как посредники берут свой процент и не несут никакой ответственности. В итоге – высокий риск, связанный с тем, что проекты могут не достичь своей бизнес-цели. Зарабатывают на краудинвестинге в основном сами платформы, выступающие в роли посредника.
Дмитрий Чернов