С февраля банк ВТБ начал продажу на Московской бирже уникального инструмента – субординированных облигаций. К приобретению предлагается сразу четыре выпуска бумаг с фиксированной и плавающей ставкой купона в долларах США и евро. Фиксированная ставка купона составляет 5% годовых в долларах и 3,75% годовых в евро, размер первого купона по флоутеру – SOFR + 4,5% годовых в долларах и EURIBOR + 4,15% годовых в евро. Размещение выпусков продлится до 24 марта включительно.
Основное новшество бумаги – ее привязка к курсу доллара и евро, что позволяет защитить свои сбережения от риска колебания валютных курсов при сохранении доходности на уровне, который демонстрируют рублевые депозиты. При этом валютные депозиты в банках дают сейчас доходность менее 1%, а облигации такого эмитента как ВТБ отличаются крайней надежностью, не меньшей, чем депозит в крупном банке.
Все это в комплексе обеспечило большую популярность бумагам – по итогам первого месяца было продано бумаг более чем на 42 млрд рублей, из которых большую часть купили клиенты PrivateBanking. Порог входа для покупки нового выпуска субординированных облигаций ВТБ достаточно высок. Он составляет $150 тыс. или 125 тыс. евро. Впрочем, одновременно с этим размещением для клиентовквалифицированных инвесторов доступно приобретение паев фонда с активами на базе субординированных выпусков. В этом случае минимальный порог входа составляет уже 500 тыс. рублей. Это делает облигации доступными для более широкого круга инвесторов.
По результатам размещения наибольший интерес инвесторов вызвали бумаги с фиксированным купоном.
– Мы наблюдаем укрепление тенденции активного вовлечения VIP-клиентов в инвестирование с целью сохранения и приумножения своего капитала, – говорит старший вице-президент, руководитель PrivateBanking ВТБ Дмитрий Брейтенбихер. – Наш инвестиционный портфель за 2020 год увеличился более чем на 70% и сейчас превышает 1,2 трлн рублей. Этому способствует как новая модель продаж, так и выпуск инструмента, способного удовлетворить даже инвестора с консервативным риск-профилем. Объем продаж субординированных облигаций на сегодня отвечает нашим ожиданиям, поскольку они обеспечивают большую доходность по сравнению с депозитами. Сейчас ставки по валютным депозитам находятся на достаточно низком уровне, а вложения в корпоративные евробонды или суверенные еврооблигации РФ не всегда позволяют обеспечить желаемый уровень доходности. Поэтому субординированные облигации ВТБ являются оптимальным инструментом для инвестирования части валютных накоплений.
Новая бумага обладает очень интересной конкурентной характеристикой. Она содержит дополнительную премию в размере около 1% годовых по отношению к рыночным бенчмаркам. Это обеспечивает владельцу ценной бумаги полную компенсацию расходов на НДФЛ от валютной переоценки даже при сценарии ослабления курса рубля на 50% за каждые пять с половиной лет или на 100% за каждые восемь лет владения облигацией.
Гибкая работа с клиентами и расширение продуктовой линейки дает свои результаты. ВТБ остается одним из признанных лидеров на рынке PrivateBanking. За последние три года инвестиционный портфель этого направления банка увеличился более чем в пять раз, демонстрируя наличие стабильного интереса VIP-клиентов к инвестированию.
– В 2018 году мы разработали, а в 2019 году внедрили умную модель продаж инвестиционных продуктов, которая основана на индивидуальных стратегиях, оценке инвестиционных ожиданий и отношения к риску. За 2020 год более полутриллиона рублей было направлено в инвестиционные продукты, – комментирует Дмитрий Брейтенбихер. – Такая динамика роста показывает, что клиенты доверяют нам все больше и больше средств на формирование и наращивание своего инвестиционного портфеля. За те же последние три года доля инвестиционных продуктов в общем портфеле увеличилась более чем в два раза. Для нас это показатель доверия нашей профессиональной экспертизе.
Доверие лучше всего демонстрируют цифры: за последние три года произошел двукратный рост количества обсуживающихся в категории PrivateBanking в ВТБ клиентов, портфель средств под управлением вырос с 1,3 до 2,7 трлн рублей.
В материале упомянуты продукты и услуги, оказываемые Банком ВТБ (ПАО)