Сети 4G, по словам экспертов, в ближайшее время переполнятся и не смогут давать должное качество и скорость передачи данных – еще несколько лет назад среднее потребление трафика составляло 2,5 Мб в месяц на активного пользователя, а сегодня средний пользователь потребляет уже 7,5 Гб.
По прогнозам, к 2020-2021 гг. средний абонент будет качать уже 29 Гб, а контент станет настолько «тяжелым» и функциональным, что рано или поздно встанет вопрос о технологии, которая сможет справляться с растущими запросами. Поэтому мир активно шагает в 5G. Связь пятого поколения уже заработала в Южной Корее и двух городах США – Чикаго и Миннеаполисе.
Но главный мотив внедрения 5G – не развлечения. Ключевой момент заключается в том, что развитие технологий, которые позволят достичь новых высот цифровой индустрии, даст новый пользовательский опыт. Большая пропускная способность сетей, высокие скорости и малое время отклика сделают возможным повсеместное внедрение роботов и интернета вещей (IoT).
По словам генерального директора «Вымпелкома» Василя Лацанича, «чем быстрее растет проникновение Интернета и инвестиции в сети, тем быстрее растет и ВВП страны. Так было в России несколько лет назад, особенно в эпоху бурного развития 4G».
И государство, и бизнес, и операторы связи единодушны в том, что необходимо скорейшее внедрение сетей пятого поколения. Но проблема заключается в том, что базовые для 5G частоты 3,4-3,8 ГГц заняты связью военного назначения.
Заместитель директора Департамента государственной политики в сфере связи Денис Ляшенков заявил, что в апреле 2019 года принято решение по выделению радиочастотного ресурса для создания пилотных зон сети пятого поколения. Сейчас это три основных диапазона: 3,4-3,8, 24 и 29 ГГц, но пока о выделении целых городов для применения технологий на этом диапазоне говорить нельзя. Так, на диапазоне 27 ГГц пока выделено 400 МГц на всех операторов при потребности более чем в 400 МГц для каждого.
Позиция ФАС созвучна регулятору. Заместитель руководителя ФАС России Анатолий Голомолзин отметил важность предоставления возможности участия всего телекоммуникационного сообщества в развитии новых услуг связи. «Задача состоит в том, чтобы изначально сохранялись условия конкуренции. И мы не можем принимать какие-то решения, направленные на то, чтобы какой-то один оператор обслуживал эту единую инфраструктуру», – подчеркнул спикер.
Мнение операторов выразил президент МТС Алексей Корня: «Важно понимать принципы регуляторики для 5G: равный доступ, понятные и прозрачные правила (вроде исторически сложившихся конкурсных процедур). В любом случае операторы должны быть пользователями этого спектрального ресурса».
Однако для развития 5G сегодня свободного ресурса недостаточно. И топ-менеджеры телеком-компаний единодушны в том, что расчистка частот быстро не произойдет.
О мировых тенденциях в области 5G и варианте необходимого решения для России рассказал генеральный директор Tele2 Сергей Эмдин: «Если мы не хотим отстать, мы должны расчищать спектр 3,4-3,8 ГГц, поскольку именно здесь появится экосистема, появится оборудование. Именно в этом диапазоне мы проводим тестирование, и у нас уже есть первый опыт. Но пока нет четкого понимания, как будет идти этот процесс. Диалог, конечно, есть, но многие вопросы остаются открытыми. К примеру, мы хотели сделать «пилоты» в самом ближайшем будущем, но вчерашнее решение Минкомсвязи РФ ставит под вопрос их внедрение. Надеюсь, это решение будет тактическим, и вопрос в ближайшее время разрешится. С точки зрения того, как отрасли подойти к 5G, несмотря на все наше желание развивать прямую и открытую конкуренцию, действительно есть объективные проблемы. В спектре 3,4-3,8 свободно всего 400 МГц, соответственно на четыре игрока частот мало. Несомненно, хорошее решение – шеринг в виде инфраструктурного оператора или ведомого оператора в том или ином регионе. И как альтернатива – диспропорциональное распределение спектра. Либо будем ждать, когда в этой международной экосистеме появятся альтернативные виды спектра. Это задержит процесс развития сети пятого поколения в России, а 5G – это не только телеком, но и вся цифровая экономика».
О необходимости государственной программы, нацеленной на освобождение ресурса, говорил и президент МТС Алексей Корня: «Исходя из прогнозов роста трафика, суммарно нам нужно на всех операторов от 400 до 600 МГц в спектральном ресурсе 3,4-3,8 ГГц и до 1 МГц в высоком спектральном ресурсе 27-29. Это основная задача, которая стоит перед всеми нами».
– Сейчас активно идет дискуссия вокруг частот, но это первый шаг, – отметил первый вице-президент «Ростелекома» Владимир Кириенко. – Ключевой момент – развитие технологий, которые позволят достичь новых высот цифровой индустрии, дадут новый пользовательский опыт. И здесь мы не должны выбирать альтернативную ветку развития. Мир идет в определенный спектр. Можно его расширить, но в целом мы понимаем, что эти технологии сосредоточены в 3,4-3,8. Если мы пойдем альтернативной веткой, начнем искать там, где светло, где проще расчистить спектр, то у нас высокие риски. Первый риск связан с тем, что мы можем изолировать себя от технологических преимуществ, разработок, которые уже апробированы в других странах. Поэтому, в первую очередь, нужен поиск оптимального диапазона совместно с регулятором, с государством. Мне кажется, мы близки к этому. А дальше – кропотливая работа по поиску баланса и технологических решений по расчистке этого диапазона.
Что касается равного доступа для всех операторов, сегодня уже существует апробированная история обмена магистральными волокнами и любым типом инфраструктуры, которая позволит существенно сэкономить. Мы соревнуемся не друг с другом, а с рынком – за время выхода на этот рынок. Если мы сможем оптимизировать собственные затраты, то сможем предложить идеальный баланс в соотношении инвестиций и модели взаимной аренды, и это приведет нас к успеху. Мы должны сами себе поставить некий дедлайн и в 2019 году решить и утвердить подход к расчистке интересующих нас диапазонов.
Недостаток спектра толкает нас к развитию экономики партнерства. Так, мы создали совместное предприятие с Мегафоном по внедрению 5G. Безусловно, Tele2 тоже присоединяется к этому направлению. Уверен, мы можем решить эту задачу вместе.
Но проблема не только в регуляторике и отсутствии спектра. По словам Василя Лацанича, «экономическая ситуация в отрасли ухудшается с каждым днем. Телеком бизнес сейчас растет на единицы процентов, что уже, в принципе, не бьет инфляцию. Сегодня мы больше всего говорим о радиоуслугах. Но надо понимать, что на радио операторы зарабатывают самые большие деньги, то есть приобретают технологии, предоставляют услуги. В среднем мы имеем рост ниже инфляции при более-менее стабильной валюте, но тем не менее с долгосрочной тенденцией к ослаблению. Мы стоим на пороге технологического перевооружения, входа в 5G, необходимости платить за частоты и новое оборудование. Фактически мы находимся в цугцванге. Любое следующее движение только ухудшает наше положение».
По словам спикера, стоимость базовых услуг в России дешевле, чем в любой другой развитой и среднеразвитой стране мира, а по цене Интернета для потребителя Россия находится на 12-м месте снизу в списке из более чем 200 стран.
– Вроде бы, очень хорошо для населения. Но на самом деле индустрия не способна нормально инвестировать. И мы, конечно, до сих пор прикрываемся фиговым листом, рассказывая, что инвестируем достаточно, строим тысячи базовых станций… Но, если провести линию немного вперед, мы поймем, что просто упираемся в отсутствие денежной массы у операторов, необходимой для продолжения качественного инвестирования. И вы знаете, что нам помогает? Регуляторика. Частот нет, поэтому можно не спешить инвестировать», – прокомментировал Василь Лацанич.
Цифровизация диктует изменения в модели развития телеком индустрии. Перестройка бизнеса, изменение ментальности – ключевой вызов для отрасли сегодня. Традиционный бизнес по предоставлению голосовых услуг, передаче сообщений и данных постепенно уходит в прошлое, ставя перед компаниями новые задачи и открывая возможности для роста. Операторы уже сегодня активно работают на рынке больших данных, которые дают возможности для скоринга, верификации, мониторинга, а также гео-аналитики. Постепенно операторы связи превращаются в операторов сервисов, а будущее отрасли напрямую связано с коллаборацией.
– При изменении модели потребления и технологических изменениях, которые происходят на рынках, мы ищем тот набор сервисов, который с нашей точки зрения наиболее комплиментарен, созвучен с базовым сервисом, - рассказывает президент МТС Алексей Корня. - Мы выделили для себя несколько направлений, которые хорошо ложатся в бизнес-модель оператора. Например, покупка банка. Теперь мы можем полностью сложить сервисы финансов и телекомов в новую сущность телеком-банкинга и попробовать этим завоевать сердца клиентов.
Второе направление – Entertainment – это приобретение крупнейших в России билетных сервисов Ticketland и Пономиналу.ру и выход на рынок киберспорта. На рынке билетных операторов мы уже наводим порядок - отменили комиссию, которая почему-то была нормой и предложили покупать билеты на концертные и театральные события без дополнительных платежей. Мы запустили собственную киберспортивную стриминговую платформу WASD.TV, которая будет конкурировать с крупными мировыми платформами. Еще одно направление, которое требует большого фокуса - цифровые сервисы для B2B. Это интернет вещей. В прошлом году мы запустили первую в стране федеральную сеть стандарта NB-IoT (Narrow Band IoT), которая является основой для таких проектов как Smart city, умные дома, цифровое ЖКХ и всевозможные системы мониторинга и контроля. Она запущена в 50 регионах страны, даже на уровне районных центров. МТС – единственный оператор, который публично показывает карту покрытия сети интернета вещей. И четвертое наше направление – создание некой экосистемы для дома, домашние сервисы, которые мы делаем на базе нашего фиксированного бизнеса. МТС предлагает застройщикам целый спектр услуг для создания умных домов и умных кварталов. Запрос на развитие умных городов растет с каждым годом. МТС подписала соглашения о развитии smart-city в 13 регионах страны и реализовала в Татарстане в городе Арск первое в России комплексное решение умного города. Это те сегменты, которые мы для себя определили интересными, на которых мы фокусируемся в развитии добавочных сервисов, чтобы соединить их с телекомом и дать клиенту больше, выиграть его лояльность.
Компания Tele2 выбрала в качестве стратегии lifestyle enabler и развивает партнерские сервисы с лидерами из нетелеком секторов. Фокусируясь на знаниях об абоненте как ключевом конкурентном преимуществе, оператор может точно отнести абонента к определенному сегменту и определить текущий контекст событий. В результате предложить клиенту именно то, что ему нужно.
– Мы видим себя как Smart Gateway между нашими клиентами и партнерами, – комментирует генеральный директор Tele2 Сергей Эмдин. – Мы даем возможность абонентам получить нужные им не операторские сервисы.
И стратегия оказывается выигрышной для всех трех сторон. В отличие от коллег по рынку, которые инвестировали в определенные направления и потому вынуждены фокусироваться именно на них, Tele2, работая по так называемой asset-light business model, может позволить себе создавать проекты по всем направлениям и тем самым максимально удовлетворять запросы клиентов. Финансовые и операционные результаты компании по итогам 2018 года говорят об успешности выбранной стратегии lifestyle enabler.
По словам Сергея Эмдина, отрасль может развиваться еще быстрее при более активной позиции регулятора, например, в сфере интернета вещей и MobileI D. Mobile ID – это высокотехнологичная замена существующих решений двухфакторной авторизации. Технология открывает н овые возможности для пользователей любых цифровых сервисов и унифицирует различные способы авторизации. Она значительно экономит время и упрощает абонентам покупку электронных билетов и банковские транзакции. Важно, что мобильный ID не только максимально облегчает процесс идентификации, но и гарантирует безопасность операций с мобильного телефона. Технология уже успешно работает более чем в 30 странах, в том числе в Великобритании, Франции, Испании, Италии, Финляндии, Китае, Бразилии. Там, где технология имеет регуляторную поддержку, она развивается динамичнее. В России решение реализовано операторами в едином стандарте международной ассоциации GSMA. Компания Tele2 считает технологию перспективной и полностью готова к ее внедрению. В 2019 году планируется запустить тестирование пилотного проекта Mobile ID для портала Госуслуг при участии Минкомсвязи.
IoT (интернет вещей) – еще одна мега-перспектива для операторского сообщества. Из успешных кейсов можно привести совместный проект Tele2 и Ростелеком с Nokia и, аналогично, с Ericsson – на основе интернета вещей для сервисов ЖКХ в Москве. Результаты тестов доказали эффективность автоматизации передачи показаний: энергосбытовые компании получат высокий экономический эффект, а пользователи – комфорт при расчетах за электричество.
У операторов связи много совместимости в продуктовых векторах: Big Data, мобильное ТВ, финтех-приложения, интернет-коммерция, MobileID, интернет вещей, умные города, кибербезопасность и многое другое. Рынок безграничен, и его хватит на всех. И это новая реальность телекома.
– Цифровые услуги растут очень быстро, – считает Василь Лацанич, – но должного веса еще не набрали. И в ближайшее время не наберут, потому что им нужно большое финансирование. Тем не менее успехи, которые на сегодня есть и у технологий в целом, и у телекома, вселяют очень большие надежды.
– Телеком продукты, которыми мы славимся, на которых мы зарабатываем деньги, в силу прогресса превращаются в базовые атрибуты, – отмечает генеральный директор «Мегафона» Геворк Вермишян. – И нам, прижатым к пропасти, жизнь диктует уходить в цифровые сервисы и в другие «не телеком продукты», для которых сфера телекома является фундаментальной платформой. И мы придем к тому, что в будущем наши клиенты базовую услугу connectivity будут получать бесплатно.
Телеком индустрия – единственно оставшаяся индустрия с трилионными оборотами, в которой существует высокая конкуренция между частными и государственно-частными компаниями. Жесткая среда провоцирует развитие и постоянно толкает отрасль в поиски новых моделей. Будущее индустрии несет определенные риски, но оно, однозначно, интересно и глобально.
Автор: Елена Санникова
-----------------------------------------------------------------------
Реклама
С приходом весны началась активная подготовка к весенне-полевой компании. В севооборот с 2018 года введут коноплю. Об этом было принято решение на заседании комитета.