– Действующая финансовая система, буквально «наросшая» на реальном производственном секторе экономики и направленная на стимулирование фиктивного спроса, рушится, – отметил Михаил Хазин. – Спад на фондовых рынках приводит к сокращению стимулирования частного спроса. И тогда экономическая система очень быстро сжимается к исходному масштабу. Затем становится еще меньше, ведь в процессе расширения реальный сектор деградировал – развивалось что-то не такое нужное, но более доходное. Кажется, что ее можно поддержать; но если понимать внутренние механизмы, становится очевидным, что эта система может существовать только в условиях постоянного роста! Вертолетная раздача денег ситуацию не изменит. Это суть нынешнего кризиса.
Управляющий ГК «ИТ-АРБ Про», эксперт по стратегическому управлению Сергей Макшанов, заявил, что изменение формата или полное прекращение работы бизнеса, связанное с корона-вирусом, – это полбеды. Летом и в начале осени бизнес получит примерно три месяца передышки, а потом, весьма вероятно, его ждет вторая серия коронакризиса. А дальше в экономике начнется рецессия. Макшанов отметил, что впервые в истории 40% компа-ний существенно ограничены решениями своих государств, и представил свои списки «наиболее пострадавших» отраслей.
Что же делать? Эксперты советуют действовать не по отраслевой специфике, а по ситуации, в которой оказалась компания. Можно попытаться выжить через «анабиоз» – взять паузу, рассчитать стоимость перезапуска компании, оценить, стоит ли инвестировать в неприбыльные активности, направленные на удержание клиентов, или лучше сэкономить, а клиенты сами вернутся. Продумать диверсификацию – стоит ли инвестировать в создание нового бизнес-направления или лучше сэкономить и не рисковать, а дождаться оживления экономики. Другая стратегия – максимальный уход в онлайн, что, помимо сохранения выручки, позволит увеличить территориальный охват, а в будущем – и долю рынка. Только здесь не нужно ничего делать впопыхах – если открывать интернет-магазин, то его стоит делать как следует, «на века», чтобы клиенты не слетели с крючка, как только вернется офлайн. Ну, и так далее.
А оценить шансы на выживаемость бизнеса можно с помощью матрицы «Важность продукта – платежеспособность клиента».
Как реагируют рынки и отрасли
Приемлемый уровень генерации выручки:
Существенное снижение выручки, но есть шансы быстрого восстановления:
Падение и медленный возврат:
Сергей Савинов