– Дмитрий Николаевич, сегодня на территории Удмуртии реализуются 11 национальных проектов. Какие из них находятся в сфере ответственности вашего министерства?
– Как руководитель я отвечаю за реализацию в регионе трех федеральных проектов, которые вошли в нацпроект «Жилье и городская среда»: «Жилье», «Формирование комфортной городской среды» и «Обеспечение устойчивого сокращения непригодного для проживания жилищного фонда». Кроме того, в сфере ответственности нашего министерства находится работа по проекту «Чистая вода», который входит в состав нацпроекта «Экология».
– С первыми тремя все понятно – для вашего ведомства они профильные. А причем здесь экология?
– Федеральным проектом «Чистая вода» предусмотрены мероприятия по строительству и реконструкции либо модернизации объектов питьевого водоснабжения. Проект нацелен на то, чтобы увеличить долю населения республики, обеспеченного качественной питьевой водой из систем централизованного водоснабжения. То есть за шесть лет мы должны улучшить качественные показатели питьевой воды примерно для
50 тысяч жителей Удмуртии. Бюджет проекта – порядка 2 млрд рублей, из которых 1,2 млрд – это федеральное финансирование, остальное – из республиканского бюджета и внебюджетных источников. Финансирование программы идет по нарастающей. В прошлом году нам предоставили из федерального бюджета 38 млн рублей. В этом году мы за счет региональных средств должны разработать проектно-сметную документацию на все объекты, строительство и реконструкция которых в рамках «Чистой воды». В 2021 году нам предстоит освоить не менее 289 млн рублей федеральных и региональных средств.
– В чем значимость этого проекта?
– Он относится к числу тех проектов, которые обеспечивают повышение качества жизни. Я считаю, что он очень нужен республике, потому что состояние системы водоснабжения, особенно в районах – вопрос проблемный. Существуют удаленные населенные пункты, где эта система далека от идеала. Хотя проблемы на самом деле есть и в городах – они связаны с износом сетей и оборудования. У территорий мало рычагов для их решения, а механизмов федеральной поддержки, кроме реализации конкретных проектов в рамках подготовки к событиям федерального или мирового масштаба, за последние десятилетия не было, и все, что делалось, – это несистемные мероприятия.
– Программа больше рассчитана на города или на сельские населенные пункты?
– В основном, конечно, целевых показателей будем добиваться за счет городов. Если говорить об уже выполненных объектах, а это закольцовка водоснабжения верхней зоны города Ижевска и строительство повысительной насосной станции в Воткинске, то, завершив их, мы обеспечили качественным водоснабжением сразу 28 тысяч человек за относительно небольшие по сравнению с объемом всей программы деньги. Тем не менее мы понимаем, что работа должна быть сбалансированной и нам в большей степени надо заниматься районами.
– Расскажите подробнее об этих двух объектах. Почему было необходимо заниматься ими в первую очередь?
– Они стали первыми, потому что по ним была готова проектно-сметная документация. Закольцовка была необходима для обеспечения свободной циркуляции в сетях, чтобы вода не застаивалась в тупиковых ветках. Это улучшение качества водоснабжения более чем для 8 тысяч человек. Помимо этого, строительство сетей дает возможность развития жилищного строительства в северо-восточной части Ижевска и на территории сел Октябрьский и Первомайский Завьяловского района.
Повысительная насосная станция в Воткинске позволила обеспечить качественное водоснабжение 20 тысяч жителей нагорной части города. До этого в пиковые часы потребления, утром и вечером, объема воды просто не хватало, чтобы поднять до высшей точки, то есть душ уже было не принять. Проблема обсуждалась много лет подряд, на каждых выборах давались обещания, но решить ее не получалось. Сегодня этот вопрос снят.
Объем финансирования составил около 90 млн рублей с учетом средств республиканского бюджета, причем их доля была выше, чем федеральных, хотя обычно такие проекты финансируются преимущественно за счет федерального бюджета. Но мы пошли на изменение пропорции, потому что любое участие федерального бюджета в решении вопросов коммунального хозяйства воспринимаем как благо.
– Какие еще крупные объекты планируется выполнить в ближайшие годы?
– Сейчас готовится документация по трем объектам – в Можге, Камбарском и Воткинском районах. В Можге существуют проблемы и с водоснабжением, и водоотведением. В этом году занимаемся водозабором за счет софинансирования из республиканского и муниципального бюджетов. Но там наиболее актуален вопрос с очистными сооружениями канализации. Сейчас эта работа активизирована. Построена первая очередь – механическая очистка, остается биологическая очистка. Несмотря на то, что город небольшой, проект очень дорогой – необходимо 477 млн рублей. Работа по этой теме на уровне Правительства России главой республики уже проведена, и ожидается, что скоро будет подписано соглашение о выделении средств из федерального бюджета.
Проблемы с очисткой сточных вод на самом деле существуют во многих районных центрах республики. Из-за этого муниципалитеты вынуждены выплачивать штрафы на десятки миллионов рублей. Мы думаем, как решить эти вопросы за счет концессионных соглашений, привлечения федеральных средств, софинансирования инвестиционных программ. И очень рассчитываем на то, что часть из них получится закрыть за счет включения Удмуртии в число участников федерального проекта «Оздоровление Волги», который направлен на сокращение отведения в реку Волгу загрязненных сточных вод в результате строительства, реконструкции и модернизации очистных сооружений.
– Но Удмуртия не входит в бассейн Волги. Это реально?
– Сегодня в этом проекте участвует порядка 10 субъектов федерации. И планируется масштабировать его еще на 13 регионов, где имеются притоки Волги. У нас это Кама и Вятка. В Вятку впадает Чепца, и это уже история про Балезино, где у нас одна из ключевых, самых «искрящих» проблем с очистными. Цена вопроса, если использовать старую проектно-сметную документацию, – 300 млн рублей. Но технологии меняются, за 5-6 лет они ушли вперед и удешевились. Сегодня мы модернизируем проектные решения и за счет новых технологий надеемся выйти на 130-150 млн рублей. Остро стоит вопрос и в Каракулино. Там все сливается напрямую в Каму. «Оздоровление Волги» – это 3-4 млрд рублей только федеральных средств и порядка 4,5 млрд с учетом софинансирования из республиканского бюджета и средств инвесторов – коммунальных предприятий. Поэтому в ближайшие годы нас ждет колоссальная модернизация. А вообще у нас в республике только оцифрованных проблем коммунального характера, связанных именно с водоснабжением и водоотведением, примерно на 20 млрд рублей.
– Откуда такой ворох проблем?
– Сети не ремонтировались даже не годами, а десятилетиями. Процент износа критичный. Именно поэтому в Ижевске, например, одна за другой рвутся трубы, причем магистральные. Для нас эти проблемы и так были ясны, но сейчас они стали видны всем. Поэтому повышение тарифа на 30 процентов с 1 июля 2020 года – это необходимая мера, которая позволит начать реализацию масштабной инвестиционной программы. Мы не можем уповать на какие-то внешние силы, которые уберегут нас от проблем либо каким-то образом решат их без нашего участия. Но здесь нужно понимать, что сразу этот вопрос не решить, это работы не на один год.
При этом мы понимаем, что стучаться нужно во все двери. К примеру, совсем недавно Фонд содействия реформированию ЖКХ нам одобрил проект софинансирования инвестпрограммы по реконструкции системы теплоснабжения в п. Новый. Пока это единственный и беспрецедентный случай за последние годы в практике модернизации коммунальной инфраструктуры Удмуртии, где 60% средств готово вложить государство. 40% – вклад инвестора. Но это действенно для небольших населенных пунктов. А в таких городах, как Ижевск, с населением более
500 тысяч человек, все привязывается к экономике, к возможности возврата средств за счет тарифных источников. Но бывают и особые случаи, когда удается доказать, что инфраструктурные ограничения мешают развитию города. И в отношении Ижевска у главы республики получилось это сделать.
– Что это за особый случай?
– Реконструкция 26-го коллектора и главной канализационной насосной станции № 3. Коллектор был построен еще в 1983 году, но никогда не эксплуатировался. В советские годы этот проект не довели до конца, оставалась буквально «последняя миля», но, видимо, тогда это не ставили в приоритет. В 2008-2013 годах коллектор обследовали и попытались восстановить, но не смогли. И сейчас отсутствие возможности для повышения объема стоков существенно сдерживает жилищное строительство, причем как физически – некоторым застройщикам отказывают в предоставлении разрешения на строительство, так и финансово – в первую очередь, это связано с высокой стоимостью технологического подключения к сетям водоотведения. ГКНС-3 позволит разгрузить действующие ГКНС, особенно во время весенних паводков, когда все сети работают на пределе. Когда этот вопрос был актуализирован, Александр Бречалов прошел множество высоких кабинетов. Уже получены все необходимые визы. В этом году мы заканчиваем проектирование, проходим госэкспертизу и в 2021 году ожидаем выделения федеральных средств. А это 1 млрд рублей, который будет направлен на качественное улучшение и модернизацию системы водоотведения Ижевска. И наш случай не просто особый – он беспрецедентный!
– А концессионерам, которых в сфере ЖКХ в республике уже немало, вы планируете каким-то образом помогать?
– Наша позиция – поддерживать инициативы. Мы создаем условия, но, в первую очередь, ждем инициативы от самих концессионеров. К слову сказать, в республике достаточно много инвестпрограмм. И мы стремимся к тому, чтобы их реализация не приводила к резкому увеличению тарифов для населения. Характерный пример – модернизация теплового хозяйства в поселке Новый Воткинского района. Проект реализуется в рамках концессионного соглашения, но мы привлекаем средства федерального и регионального бюджетов. Чтобы население не почувствовало большой нагрузки тарифной составляющей, будем компенсировать ее из регионального бюджета в рамках закона № 55-РЗ. Компенсация части тарифного решения из бюджета предусмотрена и концессионным соглашением по водоснабжению в городе Глазове. На тех же принципах планируется передать в концессию водоснабжение в городе Воткинске. Решение уже принято и найдет отражение в бюджете республики. Философия этих проектов заключается в том, что мы должны не только поддерживать качество услуги в конкретный момент, но и создать такой задел, чтобы в ближайшие 15-20 лет вопрос больше не возникал. Мы видим, что эта сфера становится все более и более привлекательной для бизнеса, для инвесторов, потому что созданы прозрачные механизмы, и у того, кто вкладывает инвестиции, есть понимание, каким образом они будут компенсироваться. Федеральный бюджет, кстати, очень хорошо поддерживает подобные проекты.
– Прошлым летом в Ижевске был запущен проект по замене лифтов в многоквартирных домах. Как он реализуется, и насколько это востребовано?
– Не все его раскусили, но инициатива есть. В прошлом году в рамках программы софинансирования установлено 14 лифтов. Все – в Ижевске. В этом году к программе присоединились еще Воткинск и Сарапул. Из бюджетных средств финансируется 20 процентов затрат; 30 процентов – за счет средств, имеющихся на спецсчетах граждан, остальные 50 процентов собственники выплачивают в рассрочку – от 3 до 5 лет. В целом нагрузка на квартиру получается в районе 10-12 рублей на квадратный метр в месяц. Мы понимаем, что для многих это существенное увеличение платы. Но это цена качества жизни. Когда ресурс лифта выработан, его необходимо останавливать, и такие случаи в городе есть. Сам собой этот вопрос не решится. Готовы ли собственники обменять свои деньги на комфорт, решают они сами. Мы же можем поддержать тех, кто готов на софинансирование. Запрос на это есть, и программа продолжается.
– В Ижевске при участии Фонда содействия реформированию ЖКХ стартовала программа по энергоэффективному капремонту многоквартирных домов. Сколько получено заявок?
– Пока заявились два дома в Ижевске, которые прошли полный путь от голосования собственников и расчетов до проведения энергоэффективного капитального ремонта. Оба дома установили автоматизированные узлы управления с системой отопления с погодным регулированием. А это при теплых зимах последних лет даст ощутимый эффект экономии. Оба провели ремонт теплосетей внутри дома. В одном из домов плюсом отремонтировали окна в подъездах, провели работы по ремонту и замене сетей ГВС. Итог: из Фонда содействия реформированию ЖКХ они получат обратно 80% своих затрат. Фонд одобрил нашу заявку на 3,6 млн руб. То есть механизм действует, и им нужно пользоваться. Кстати, просчитано, что размер годовой экономии на оплату коммунальных ресурсов в этих домах после капитального ремонта составит 2,3 млн руб.
– Один из главных показателей эффективности работы управляющих организаций – удовлетворенность потребителей качеством оказанных услуг. Сегодня совершенствованию на этом направлении способствует переход на новые технологические платформы – внедрение ERP систем, мобильных приложений, автоматизированных контрольно-измерительных устройств. Как далеко республика здесь продвинулась? Может ли Минстрой как-то стимулировать этот процесс?
– Мы видим, что у бизнеса появляется эта клиентоориентированность, и она проявляется уже не на уровне процедур типа обратной связи, а на уровне сервисов. Мы все понимаем, что сегодня телефон бывает в наших руках намного чаще, чем любой другой предмет, он является коммуникатором и в ближайшее годы таким и останется. И вполне логично, что все наши заботы о домашнем хозяйстве – не только получение платежки или оплата по ней – должны быть в удобной форме. Более того, мы эти коробочные решения вписываем в решение городских проблем в ближайшей перспективе. Человек идет, видит переполненный бак с отходами или заужение проезжей части из-за неубранного снега – фиксирует и отправляет через мобильное приложение, а потом в регламентированные сроки получает отчет о решении вопроса. И ему не нужно идти в управляющую компанию или отдел благоустройства, в администрацию района, стоять в очереди и писать заявление. Уже есть регионы, в которых электронная форма заменяет обращение граждан на бумаге. И за бездействие можно привлечь к административной ответственности.
Сейчас мы находимся на этапе выбора между несколькими ИТ-решениями, которые позволят автоматизировать процессы на городском уровне. Это муниципальная услуга, внедрением которой мы озадачены, в первую очередь, в Ижевске, а затем в других городах. Понятно, что основным организатором процесса здесь должен быть город. А министерство выполняет, в первую очередь, методологическую функцию – мы подсказываем, как сделать правильно, как унифицировать, чьим опытом можно воспользоваться, потому что все это – существующие решения, которые уже используются в крупных корпорациях. Они нацелены на то, чтобы сократить цепочку, по которой информация передается до непосредственного исполнителя, чтобы он как можно быстрее приступил к выполнению задачи с помощью своего инструментария. И мы в целом готовы к их применению. Естественно, активными участниками этого процесса должны быть коммунальные предприятия. И мы будем их привлекать. Помимо этого, мы знаем, что сейчас растет запрос на получение качественной информации по начислениям платежей – интересна не квитанция из расчетного центра как таковая, а именно информация, на основании которой можно делать выводы, сколько и за что мы платим. И есть инициатива управляющих компаний, которые, в принципе, готовы ее предоставлять. Сейчас идет проработка этой задачи – важно определить, на какой платформе, кем и как эта услуга будет реализована, поскольку здесь возникают вопросы конфиденциальности и безопасности.
– Это вопрос того, чтобы потребитель получал качественную информацию?
– Совершенно верно. Это государственная услуга в качественно ином формате.
Автор - Сергей Савинов.