• 28 декабря 2019 13:24
  • 2 305
  • Время прочтения: 8 мин

Городская среда. Баллы за качество

Городская среда.
Баллы за качество
Современные города соревнуются в конкуренции за человеческий капитал. Выигрывают те, в которых создается благоприятная среда для развития и реализации интеллектуального и творческого потенциала человека. Существует даже такое утверждение: чем умнее город, тем он привлекательнее для умных людей. Причем «умность» здесь определяется не только и не столько глубиной цифровой трансформации, сколько продуманностью инфраструктуры, эффективностью ее работы и комфортностью проживания в целом. То есть качеством городской среды. О том, что это такое и как его улучшить, – наш разговор с главой города Ижевска Олегом Бекмеметьевым.

Слагаемые качества

– Олег Николаевич, в национальном проекте «Жилье и городская среда» есть такой показатель, как индекс качества городской среды. Портал индекс-городов. рф называет его инструментом для оценки качества материальной городской среды и условий ее формирования. Как его рассчитывают?

– Порядок расчета и перечень индикаторов, то есть конкретных цифровых показателей, приведены в соответствующей методике, утвержденной приказом Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства РФ. В перечне содержится 41 индикатор. Выражаются они в баллах, и максимальная сумма, которую можно набрать при расчете индекса, равна 360. Ижевск набрал 180 баллов, то есть ровно половину. Это означает, что город находится в зоне положительного восприятия жителями и руководством страны результатов той системной работы по формированию комфортной городской среды, которую мы целенаправленно ведем. Конечно, можно назвать этот подход несколько формализованным, но именно так Минстрой оценивает все города России. Есть и другой способ оценки качества – собирать и анализировать отзывы людей, которые каждый день ходят по его улицам, пользуются транспортом, получают коммунальные услуги. Из этой информации складывается не менее, а может быть даже более важный показатель – то, как город воспринимают и расценивают сами горожане. Интересен и такой аспект, как мнение людей, которые живут в других городах страны и даже за рубежом и получают информацию о нашем городе из различных источников.

– Это вы о людях, которые уехали из Ижевска, но не хотят терять с ним связь?

– Не обязательно. Это еще и о тех, кто находится в поиске ответа на вопрос, где им будет лучше жить. Таких людей с каждым годом становится все больше. Причем если несколько лет назад практически все говорили, что лучше там, где выше зарплата, то сейчас ситуация меняется, и люди в первую очередь смотрят, насколько комфортно в городе в целом, и уже на второе место ставят, сколько денег будут получать. Оценка комфортности, прежде всего, дается по качеству городской среды. Формируется она не только исходя из качества дорог, тротуаров, озеленения, наличия парков, скверов, инфраструктуры, связанной с социальной и культурной жизнью – школ, детских садов, театров, музеев, но еще и из того, как выстроена транспортная логистика, можно ли добраться без пробок из одного конца города в другой или от работы до дома. Для людей с ограниченными возможностями здоровья важным элементом становится доступность городской среды. Внешний облик города, градостроительная политика, архитектура – это тоже составляющие, из которых складывается впечатление от города.

– А что отражают индикаторы официального индекса?

– На перечисление всех показателей уйдет много времени, поэтому остановимся на самых актуальных для нашего города.

«Доля озелененных территорий общего пользования». В 2017 году в Ижевске было обустроено единственное общественное пространство – бульвар Гоголя. В 2018 году – парк имени Кирова, началась реконструкция Центральной площади. 2019 год – уже 7 общественных пространств. На 2020 год мы обсуждаем

10 объектов. Это хороший тренд.

«Переселение населения из аварийного жилья». В городе 908 семей ждут этого момента. Необходимо расселить более 38 тыс. кв. м. Хорошо, что снова стартовала федеральная программа, и в 2019-2020 годах мы осуществим переселение 2150 кв. м. И дальше пойдем нарастающим темпом.

«Процент жилого фонда, обеспеченного централизованными услугами тепло-, водо-, электроснабжения и водо­отведения». По доле охваченного жилого фонда с этим у нас все в порядке. А с точки зрения качества самих сетей... Они стареют, и текущая зима, к сожалению, началась с аварий. Стоит отметить, что, заходя в концессию по теплосетям, мы, конечно же, ожидали снижения количества порывов. И оно происходит. Если сравнить со статистикой четырехлетней давности, то мы увидим, что количество аварий снизилось на 45%. Но они все равно имеют место быть. Поэтому работа по модернизации теплосетей должна продолжаться. «Ижводоканал» сейчас формирует инвестиционную программу, и это тоже важный момент – мы работаем над качеством сетей.

«Разнообразие функций в жилой зоне». Это созвучно с общественными пространствами, которые включают в себя не только прогулочную зону, но и спортивно-рекреационную, коворкинговую, зону уличного питания. Любые локальные функции, которые востребованы у горожан, должны быть реализованы на этих пространствах. Если, допустим, есть водоем, то при достаточной толщине льда можно устраивать каток. Этой зимой, кстати, в нашем городе будет 17 катков. Самый длинный – в парке им. Кирова, более 400 метров. Я уверен, что в новогодние каникулы там будет очень много горожан.

«Доля улично-дорожной сети, обеспеченной ливневой канализацией». Мы уже не раз озвучивали эти планы, и в 2020 году будем изыскивать средства в объеме 120 млн рублей на 37 самых плохих «ливневок», которые нужно ремонтировать. Параллельно думаем о том, как скорректировать и актуализировать имеющийся проект на всю систему ливневой канализации. Она, к сожалению, в городе бесхозяйная, надо сделать ее хозяйной. Я не оговорился – это правильный термин. Скорее всего, хозяином будет определен муниципалитет, потому что вряд ли кто другой возьмет ее в свои руки.

«Доля площади города, убираемой механизированным способом». Мы ее увеличиваем – покупаем 12 комбинированных дорожных машин, которые добавятся в парке у всех подрядчиков, из них 6 – в муниципальном предприятии.

«Загруженность дорог». На сегодняшний день мы находимся на стадии формирования стратегии пространственного развития. Следующим шагом будет новый генплан, в котором на научной основе будут сформированы подходы к развитию транспортной инфраструктуры. Города-миллионники стоят в пробках. Нам нужно этого избежать. И еще есть все шансы сделать это качественно.

«Индекс пешеходной доступности». В стратегии пространственного развития это тоже учитывается. Акцент, в первую очередь, ставится на том, чтобы сделать более качественной имеющуюся сеть тротуаров.

– Пешеходные дорожки – это так называемая последняя миля. Если тротуар будет чистым и удобным, то снизится нагрузка на транспортную инфраструктуру – зачем проезжать пару остановок на автобусе или ехать в булочную на машине, когда приятнее пройтись пешком…

– Точно! 509 км городских тротуаров требуют к себе внимания, и это нужно понимать. Как и то, сколько тротуаров у нас отсутствует, я говорю про Первомайский и Ленинский районы, где даже асфальта нет, есть просто направления движения. Там нужно делать качественную проезжую часть, сразу думая о тротуарах, потому что это вопрос безопасности.

– Когда появляются дороги и тротуары, сразу возникает вопрос с уличным освещением…

– Да, есть и такой индикатор, как «Доля освещенных улиц, проездов, набережных». Мы объявили долгожданный конкурс на концессию в отношении объектов наружного освещения. Он долгожданный, прежде всего для меня как главы города, потому что, не перекладывая проблему на кошельки горожан, мы наконец-то решим вопрос и сделаем хорошее освещение всего города, качественное, одноцветное. Мы заложили очень высокие требования по техническим характеристикам, но я надеюсь, что они исполнимы. И мы уверены, что найдется инвестор, который сможет заменить все светильники и построить новые светоточки – городу их не хватает, дополнительно нужно еще более 8 тысяч.

Красиво или надежно?

– Многие решения, которые сегодня предлагаются, то же освещение, или обустройство общественных пространств, по-современному эффектны. Но возникает вопрос: а насколько они эффективны? И какой из этих критериев важнее?

– Эффектность и эффективность – термины добрососедствующие, хотя они говорят о разном. С точки зрения экономики, эффективность – это о том, как быстро сделанные вложения будут обеспечены возвратом денежных средств. А эффектность несет эмоциональную составляющую – насколько качественно, функционально и востребовано то, что сделано. Понятно, что когда мы говорим о комфортной городской среде, монетизация не всегда достижима. Возьмем для примера Птичий сквер. Площади там небольшие. Если поставить нестационарный торговый объект, где будут продавать кофе, чай, пирожные, великих доходов от реализации мы не получим. На содержание этих денег, наверное, будет недостаточно. Поэтому на таких пространствах речь идет не столько об эффективности, сколько об эффектности. Но они востребованы у горожан, и это говорит о том, что мы получили качественный результат. Эффектность не менее важна, а где-то даже и превалирует над эффективностью.

– Говоря об эффективности, было бы правильным, на наш взгляд, учитывать не только возможность возврата инвестиций, а еще и такие параметры, как надежность, прочность, долговечность, чтобы не пришлось в скором времени снова тратить на это деньги.

– Это тоже очень важно. Когда мы заключаем контракты на формирование общественных пространств, мы говорим о гарантийном периоде обслуживания, в течение которого подрядчик обязан за свой счет возместить недостатки, которые возникнут по его вине. Конечно, долговечность зависит не только от того, насколько «прочен гранит». Возьмем Центральную площадь. Ее проходимость резко возросла. К ней появился интерес не только у пешеходов, но и у велосипедистов, скейтеров. И даже дрифтующие автомобили уже дважды фиксировали, к сожалению. Надо четко понимать, что какими бы ни были материалы, даже самыми вандалоустойчивыми, небрежное отношение нас самих, горожан, к этому месту притяжения может привести его в упадок за считанные месяцы или годы.

– В прошлом году на Центральной площади положили первую пробную дорожку, а весной плитка оказалась поврежденной, потому что лед скалывали.

– Сейчас с ледорубом вы там никого не увидите. Я живу рядом с Центральной площадью и каждый день смотрю, сколько людей за ней ухаживают, какими инструментами они работают. Мягкие щетки, пластиковые лопаты – ломиков и железных скребков у них точно нет. Да, есть механизированные операции, без которых не обойтись – все-таки ее площадь более 40 тысяч квадратных метров. Мы сейчас встраиваемся в экосистему нового пространства. Люди, которые занимаются его содержанием, понимают, какого отношения оно требует к себе, какие технологические операции нужно включать, чтобы качественно его убирать.

– То есть обустроенное пространство еще и меняет мышление.

– Безусловно. Мы знаем, что подрядчик изучил все инструкции по уходу за новыми материалами, рассчитал, какая нужна техника, сколько людей, как заезжать, с какой скоростью двигаться, как поливать, какой использовать материал для посыпки. Учитывались многие факторы. Подрядчик предложил использовать мини-технику, которая соответствует эксплуатационным характеристикам площади. Более того, она проворнее и чистит быстрее. Мы видим, что подход к этой работе уже иной.

В режиме диалога

– Как город может повлиять на застройщиков, чтобы убедить их уделять больше внимания вопросам повышения качества городской среды? Или их не надо убеждать?

– Да порой даже и не надо. Сами все понимают. Но мы продолжаем диалог с застройщиками, начатый с целью того, чтобы сделать результаты их труда еще более эффективными для горожан и всего города. Каждая стройка – это бизнес-проект. Застройщик понимает, что инвестируемые средства должны быстро вернуться. Когда жилье хорошо продается? Когда квартира в качественно построенном доме, окна выходят на красивое пространство, вокруг все благоустроено, в шаговой доступности детские сады, школы, что важно для молодых семей. Есть где погулять, на велосипеде покататься, спортом позаниматься. Это все то, о чем мы разговариваем с нашими уважаемыми застройщиками. Без этого диалога будут построены только квадратные метры, и таких случаев у нас достаточно. В уже готовых жилых комплексах приходится решать проблемы, которые получил город из-за того, что не были, например, учтены особенности рельефа, и вся вода с окрестностей стекает во двор. Это решаемые вопросы, но ими нужно не заниматься постфактум, а предвосхищать. Мы должны понимать, каким будет освещение в строящемся микрорайоне, как будут располагаться улицы, как пешеходы будут ходить по тротуарам, переходить улицы, как будут проезжать машины, где будут располагаться магазины, школы, детские сады, что будет, когда пройдет ливень. Все это важно и достигается только путем переговоров. Убеждать уже не надо, нас слышат. И когда мы привносим такие элементы, мы настолько погружаемся в детали, что достигаем достаточно глубокой степени детализации проработки вопросов. Это делается для того, чтобы индекс качества городской среды в Ижевске повышался. 360 баллов – это и максимально возможное значение, и наша цель.

– А в этот индекс входят заборы, которыми жители огораживают территории новых жилых комплексов?

– Это больная тема. Не везде это выглядит безобразно, но все равно есть случаи, когда заборы проходят через тротуары, перегораживают пешеходный поток. Запретить такие действия законодательно мы не можем. Здесь пока работает только убеждение. Если будем молчать, то ни к чему не придем – каждый сделает по-своему, и это породит массу конфликтных ситуаций. Это тоже в диалоге решается.

– И в этот диалог нужно вовлекать горожан?

– Без них никак. Если мы не станем советоваться с жителями города и строить только так, как это видим мы, будет точно плохо. Именно поэтому мы и мастер-классы проводим, и круглые столы, и общественников привлекаем. Степень вовлеченности пока, может быть, не такая всеобъемлющая, но мы достигаем хороших результатов. Я уверен, что если еще больше вовлекать людей в этот процесс, и они будут приходить охотно, с желанием, то не будет тех конфликтов, которые возникают постфактум. И мы достигнем эффекта, от которого всему городу будет только лучше.

Автор - Сергей Савинов.