С задачей команда справилась
– Расскажите об итогах реализации регионального проекта «Акселерация субъектов МСП» в 2019 году в части обучения предпринимателей по программе «Бизнес-Акселератор». Достигнуты ли целевые показатели?
– «Акселерация субъектов МСП» – это мероприятие региональной части федерального проекта, который, в свою очередь, является частью нацпроекта «Малое и среднее предпринимательство и поддержка индивидуальной предпринимательской инициативы».
При создании и запуске акселерационной программы мы ставили перед собой три цели: увеличение выручки компаний-участников, новые рабочие места и рост налоговых отчислений. С этой задачей наша команда справилась.
– Какое значение придается этой программе, можно ли назвать ее одним из флагманов регионального проекта?
– Безусловно. В рамках нацпроекта по поддержке МСП у нас есть много инструментов в помощь бизнесу. Это бесплатные консультации по бизнес-планированию, бухгалтерскому учету, налогообложению, трудовым отношениям, экспорту, различные образовательные мероприятия, связанные с ведением предпринимательской деятельности.
Но бизнес-акселератор – это прикладной курс, главная особенность которого – результат здесь и сейчас. То есть предприниматель пришел на практикум, получил знания, тут же внедрил их на своем производстве и показал конкретный результат. Это позволяет наглядно видеть результаты нашей работы с МСП. В частности, средний рост выручки участников трех потоков бизнес-акселератора составил 20 процентов, а новых рабочих мест создано более 300.
– Какие планы на 2020 год? Сколько будет организовано потоков и по каким направлениям?
– Я сейчас не назову конкретной даты, но точно могу сказать, что четвертый поток бизнес-акселератора в 2020 году будет. Мы планируем сохранить прежний формат обучения: участники из различных сфер бизнеса на потоке, «возраст» компании не менее года, оборот не менее 5 млн рублей.
Отраслевого деления конкретно на бизнес-акселераторе по-прежнему не будет – будем брать компании из любых отраслей. Например, на третьем потоке бок о бок комфортно обучались представители компаний, которые занимаются строительством, производством, розничной торговлей, переработкой сельхозпродукции, производством и продажей продуктов питания, ИТ, SMM, медициной, ведут деятельность в области средств массовой информации.
Мы получили новое продвинутое предпринимательское сообщество
– Какие результаты показывают участники бизнес-акселератора после обучения? Можно ли признать их удовлетворительными?
– Обучение в первом потоке прошли 104 компании. Рост выручки компаний-участников по итогам 6 месяцев 2019 года (по отношению к аналогичному периоду прошлого года) составил 258,5 млн рублей. Суммарно они создали 76 новых рабочих мест.
На втором потоке мы обучили 106 компаний, рост выручки которых по итогам семи месяцев 2019 года (по отношению к аналогичному периоду прошлого года) составил 65,3 млн рублей. Создано 179 новых рабочих мест.
Выпускниками третьего потока также стали 106 компаний с общим итоговым ростом выручки 144,9 млн рублей. Создано 132 рабочих места.
Отдельно отмечу, что акселерационная программа позитивно отражается на экономике Удмуртии в целом. Рост налоговых отчислений от участников бизнес-акселератора составил 56 млн рублей.
Поставленных целей – роста и выручки и рабочих мест – мы добились. Есть куда расти, что дорабатывать, наш бизнес-акселератор – живой механизм, который мы будем совершенствовать.
Тут надо понимать еще одну вещь – некоторые знания и навыки, которые мы дали бизнесу сейчас, требуют времени, чтобы вырасти во что-то грандиозное. Если в компании, например, после нашего обучения изменилась структура управления, сам подход к управлению, то свои плоды это даст чуть позже. Поэтому цифры, которые я назвал выше, не окончательные. Все они – результат изменений именно за время обучения. Дальше будет только лучше.
– Вызывает ли опыт Удмуртии по реализации программы интерес у других регионов? Будет ли он масштабирован?
— В октябре я был на обучении, организованном Минэкономразвития Российской Федерации и Университетом Синергия, где выступил перед представителями 22 субъектов РФ. Рассказывал, как мы делали бизнес-акселератор: как писали образовательную программу, подбирали спикеров, трекеров, составляли методики отслеживания эффективности участников. На наш взгляд, это отличный кейс по развитию малого и среднего предпринимательства, и мы решили, что им нужно делиться.
В первые после моего выступления часы мы получили больше 10 запросов от регионов, готовых перенять наш опыт. Это Амурская, Самарская, Свердловская, Новосибирская и другие области. И обращения продолжают поступать. Пока невозможно точно сказать, как будет проходить это масштабирование, когда это будет. Но, повторюсь, запрос есть, и сейчас мы его прорабатываем.
– Планируете ли вы разрабатывать новые программы или проводить дополнительные сессии для тех, кто уже участвовал в бизнес-акселераторе?
– У нас была идея делать преакселерацию, то есть обучение для небольших компаний, не дотягивающих по обороту. но там есть свои нюансы, поэтому над идеей мы активно работаем. Создав бизнес-акселератор, мы сами запустили процесс, если можно так сказать, самообразования предпринимателей.
Что это такое? Например, кто-то из наших учеников постиг воронку продаж и разбирается в этом вопросе не хуже тренеров. Теперь он готов делиться опытом и совершенно бесплатно помогает тем, у кого в процессе внедрения воронки появились дополнительные вопросы или какие-то трудности. И так по всем направлениям. Выпускники бизнес-акселератора постоянно собираются вместе на такие вот консультации, где обмениваются опытом, помогают друг другу. Это какое-то новое продвинутое предпринимательское сообщество внутри предпринимательского сообщества, и это очень круто.
Команда сделала акселерационный продукт федерального уровня
– Как менялось отношение к акселератору у предпринимательского сообщества в течение года? Набирать следующие потоки было легче или тяжелее?
– Набирать компании для обучения на третьем потоке нам было уже проще, поскольку предпринимательское сообщество Удмуртии хоть и большое, но информация в нем распространяется очень быстро. Участники первых двух потоков сумели добиться конкретных успехов, делились этим со своими друзьями из бизнеса, те рассказывали своим друзьям – и вот такое «сарафанное» радио помогло набрать третий поток.
Отмечу, что второй поток мы проводили летом, когда, казалось бы, активность большей части бизнеса падает, все уезжают в отпуска и учиться не будет вообще никто. Но у нас не только набралось 100 участников, но еще и посещаемость была практически 100 процентов. Уже сейчас мы ежедневно получаем вопросы о том, будет ли продолжение программы.
– Какие направления оказались наиболее востребованными и интересными для предпринимателей? Корректируются ли программы обучения в соответствии с их запросами?
– На самом деле так можно сказать обо всех направлениях. По отзывам могу отметить большую обратную связь на сложные бизнес-процессы, например, воронку продаж, о которой рассказывал Алексей Верещавин, потому что продажи и прибыль нужны всем компаниям без исключения.
Востребованным стал практикум по масштабированию от Евгения Щепина, потому что расширение производства и выход на новые рынки также потребность большей части компаний республики. К этому практикуму мы подошли основательно и пригласили в качестве спикеров тех, кто уже продает франшизы и может подробно рассказать о практической стороне вопроса, позвали руководителя Центра поддержки экспорта Валерию Антоненко, которая поделилась механизмами выхода за рубеж и рассказала о доступных бизнесу мерах господдержки.
– Что нового будет в 2020 году?
– В новом году несколько изменится методика отбора участников в сторону поиска наиболее заинтересованных в быстром развитии компаний, а также будет дано больше времени на внедрение инструментов.
Сейчас практикумы проходят еженедельно, соответственно, на внедрение новых методик у участников есть семь дней. В будущем мы будем давать участникам больше времени, в зависимости от пройденной темы. Это позволит тщательнее проработать материал, без спешки внедрить новые инструменты. В результате эффективность обучения повысится.
– Что дал акселератор тем людям, которые непосредственно заняты организацией процесса? Есть ли признаки личностного роста?
– Была с нуля сформирована команда, которая, как оказалось, может сделать акселерационный продукт федерального уровня. В регионе появилась команда трекеров, которые могут сопровождать бизнесы с точки зрения постановки целей и внедрения бизнес-инструментов, а также сформирована организационная структура управления акселератором, которая может провести эту программу в десятках регионов России.
Автор - Андрей Егоров.