– Ольга Викторовна, давайте поговорим об инвестициях. Ряд экспертов отмечают, что в последнее время наблюдается снижение уровня инвестиций в регионы. Как обстоят дела в Удмуртии?
– В 2023 году прирост инвестиций в основной капитал в целом по всем отраслям экономики составил у нас 166 млрд рублей. Это плюс 20 миллиардов к 2022 году.
– А в процентах?
– Порядка пяти процентов. И в основном, что нас очень радует, инвестиции направляются в сферу обрабатывающей промышленности.
Конечно, большие вливания сейчас осуществляются в оборонную промышленность. Металлургия и все, что с этим связано, сейчас максимально обеспечены инвестиционными вложениями. При этом мы видим, что по итогам 2023 года поднялся объем инвестиций и в пищевую промышленность. Она была на шестом месте, а сейчас на пятом по объему инвестиций среди отраслей.
Радует, что примерно 70 процентов вложений, которые делают наши предприниматели, наш бизнес в экономику, – это собственные средства, 30 процентов – привлеченные средства, фактически доля бюджетных вливаний очень небольшая. Поэтому все, что связано с инвестиционной активностью, мы оцениваем позитивно.
Правда, в пересчете на одного человека мы в Приволжском федеральном округе находимся пока на 8-м месте. Темпы роста инвестиций в соседних с нами регионах несколько выше, чем наши, нам есть к чему стремиться. И я полагаю, что работа, которую мы ведем по организации промышленного парка в городе Глазове, особой экономической зоны в Ижевске будет способствовать росту инвестиций в экономику Удмуртской Республики.
– Инвестиции, о которых вы говорили, – это активность местных предпринимателей? Или бизнесу из других регионов Удмуртия тоже интересна?
– В основном это наши предприниматели. Мы, в первую очередь, ищем, так сказать, «пророков в своем отечестве», и стараемся создать для них максимально комфортные условия. Но при этом для тех, кто решил работать в нашей республике, по-прежнему действует ставка УСН 1 процент, это хороший стимул, чтобы реализовывать свои бизнес-идеи именно здесь.
– Удмуртия известна развитой IT-сферой, машиностроением, можно отметить успехи в перерабатывающих отраслях, в сельском хозяйстве. Правительство предпринимает какие-то меры, чтобы росли инвестиции именно в эти направления?
– По этим направлениям у нас давно ведется системная работа. Например, есть свои постоянные меры поддержки агропромышленного комплекса, которые транслируются с уровня федерации и дополняются региональными мерами. В таких важных отраслях, как металлургия, микроэлектроника, радиоэлектроника, пищевая промышленность, тоже есть меры поддержки, связанные с федеральными структурами. Здесь, в первую очередь, надо отметить Фонд развития промышленности, который предоставляет «дешевые» деньги для инвестиций, Региональный фонд поддержки малого и среднего бизнеса, который также предлагает льготные кредиты и займы. Есть гарантийные фонды, которые предоставляют гарантии со стороны нашего региона. Кроме того, существуют прямые субсидии. Например, сейчас мы работаем над строительством сети электрозарядных станций на территории Удмуртской Республики. По этому направлению есть капексы, то есть предоставление субсидий на затраты, которые понесены предпринимателями, организующими эту сеть. В разных сферах предусмотрены разные меры поддержки, они реализуются ежегодно, на системной основе. Для предпринимателей очень важно, чтобы они были именно стабильными.
Со своей стороны, мы стараемся дополнительно улучшать условия бизнеса на территории региона. В 2023 году, например, мы приняли решение о предоставлении земельных участков за 1 рубль с последующей возможностью выкупа за 10% от кадастровой стоимости. Это тоже дает возможность комфортного входа на территорию Удмуртской Республики.
Начали работу по офсетным контрактам. Первый такой контракт, я думаю, будет заключен уже в 2024 году. Он связан с инвестиционными обязательствами в сфере пищевой промышленности и поставками продукции местного производства в социальные учреждения.
– То есть это, условно говоря, гарантированный сбыт?
– Да, совершенно верно. Офсетный контракт это подразумевает. В дальнейшем распространим эту работу на другие отрасли.
Также в 2023 году мы приняли всю необходимую нормативную базу для СЗПК – соглашения о защите и поощрении капиталовложений. На федеральном уровне эта мера поддержки в прошлом году уже реализовывалась, в 2024 году мы планируем «приземлить» ее на территории нашего региона. Такое соглашение предусматривает фиксирование условий, связанных с налогами и обязательными платежами при вхождении в инвестиционный проект. Кроме того, стороны таких соглашений со стороны бизнеса имеют право на получение капексов, то есть на возмещение от 50 до 100 процентов прямых понесенных затрат. Первое такое соглашение мы рассчитываем заключить тоже в 2024 году.
– Теперь хотелось бы обсудить такой актуальный вопрос, как импортозамещение. Наблюдается ли здесь рост инвестиций, и в производство какой продукции были вложены средства?
– По словам наших предпринимателей, которые бывают в рамках бизнесмиссий в других регионах Российской Федерации, запрос на продукцию импортозамещения на внутреннем рынке настолько велик, что мы можем все свои возможности направить на удовлетворение этого спроса. В первую очередь, речь идет об электронике, об отраслях, связанных с металлургией. Есть конкретные кейсы сотрудничества с крупными российскими производителями, когда продукция, произведенная на территории Удмуртской Республики, используется ими в качестве комплектующих, как пример можно привести АО «ОДК-Климов», известного разработчика и производителя авиационных двигателей и систем управления.
Хорошие показатели у «Шарканского трикотажа» и других предприятий текстильной промышленности. За первые два месяца рост к прошлому году составил порядка 40 процентов. У нас сейчас появилась отличная возможность заместить те бренды, ту продукцию, которая прежде доминировала на российском рынке, и мы ею успешно пользуемся.
– Реализация программы комплексного развития сельских территорий отразилась в целом на инвестиционной привлекательности Удмуртии?
– С 2020 года в рамках этой программы на территории нашей республики было вложено около 5 млрд рублей. Из них полтора миллиарда рублей – на территории Шарканского района. И мы видим, что есть положительные результаты, в том числе в плане увеличения численности населения Шаркана.
За это время мы сдали много объектов социальной сферы, но, к сожалению, не все из них сегодня заполнены на сто процентов. Это говорит о том, что надо удерживать людей на территории нашего региона, улучшать демографию. В этом году мы строим 17 объектов в пяти районах – Шарканском, Воткинском, Увинском, Вавожском и Селтинском, и в каждом из этих районов ожидаем изменения миграционных, демографических показателей. Понятно, что это будет не по итогам 2024 года, а спустя определенный период времени, когда люди смогут воспользоваться этой инфраструктурой.
– Что именно там будет построено?
– В Воткинском районе это система водоснабжения и спортивный комплекс в поселке Новом. В Увинском районе ведем капитальный ремонт сельской среднеобразовательной школы, сметная стоимость порядка 200 млн рублей. В Селтинском районе идет ремонт детской школы искусств на 250 мест, правда, желающих заниматься уже более 300, нужно будет еще расширяться. В Селтах же строится лыжероллерная трасса с лыжной базой, это хороший вклад в развитие спортивной инфраструктуры.
В Вавоже тоже будет построена лыжероллерная трасса, кроме того, будет создана комплексная система водоснабжения одного поселка внутри Вавожа. Все это очень важные для людей объекты, которые значительно меняют качество жизни.
– А что с жилищным строительством?
– Есть хорошая программа строительства жилья на условиях социального найма. В прошлом году мы по ней построили 84 дома на 85 семей. Очень хороший проект был реализован в Сарапульском районе, в селе Кигбаево. Там построен фактически целый поселок для сельских тружеников, работающих на этой территории.
Также в 2023 году мы ввели в эксплуатацию поселок Чайка в деревне Удмуртские Ключи Глазовского района по запросу СПК «Коммунар».
При этом, конечно, мы понимаем, что таких проектов нужно еще больше. Только в рамках этой программы в Удмуртии необходимо строить еще 120-150 домов, чтобы улучшить жилищные условия не только работников сельского хозяйства, но и социальной сферы.
– В Кигбаево строительство велось за счет средств собственника предприятия?
– Условия программы подразумевают, что 80 процентов затрат на строительство домов берет на себя государство, федеральный и региональный бюджеты. Остальные 20 процентов внесла компания "Русская Нива". Все дома на сегодня уже заселены, они предоставлены сотрудникам "Русской Нивы", один дом – работнику социальной сферы. Такой подход – хорошая возможность обеспечить кадрами те социальные объекты, которые у нас сегодня строятся на территории Удмуртской Республики. И еще в пользу этой программы хочу сказать, что условия позволяют через 10 лет осуществить выкуп дома или квартиры за один процент стоимости.
– То есть буквально, если ты работаешь, например, сельским учителем, получить подарок?
– Совершенно верно. Мы посчитали на примере одного из домов в Кигбаево – стоимость выкупа дома площадью 90 квадратных метров через 10 лет составит 67 тысяч рублей.
– Сейчас между регионами серьезная конкуренция и за инвестиции, и за трудовые ресурсы. Многие наши работодатели жалуются, что соседний Татарстан оттягивает работников. Как удается этому противостоять?
– Действительно, проблема такая существует. Например, немало жителей Алнашского, Можгинского, Граховского районов уезжают работать в Алабугу. Чтобы изменить эту тенденцию, мы стараемся улучшить качество жизни на этих территориях. В частности, в Граховском районе в Старой Игре и Верхней Игре построим детский сад, ФАП, спортивный зал, чтобы люди оставались там жить.
Трудно в короткий срок кардинально переломить ситуацию, но в целом у Удмуртии прекрасные возможности для того, чтобы развивать свою территорию. Пожалуй, наше главное преимущество – компетентные кадры, способные организовывать и поддерживать работоспособность серьезных оборонных производств. Сегодня, когда идет настоящая "охота за головами", это особенно важно.
С точки зрения логистики Удмуртия не самый удачный регион, но при этом по нашей территории проходит Транссибирская магистраль, у нас есть Кама, которую называют рекой семи морей. И мы стараемся этим воспользоваться. Так, в Глазове сейчас прорабатывается проект транспортно-логистического центра, который позволит обеспечить прямую врезку в Транссибирскую магистраль. Это позволит существенно увеличить грузопоток на северной ветке. Пропускная способность центра – порядка 150 тысяч контейнеров в год, проект реализуется по согласованию с РЖД.
– Традиционно в экономике Удмуртии важную, если не доминирующую роль играли полезные ископаемые. В этом отношении есть какие-то изменения?
– Сегодня 56 процентов валового регионального продукта республики – это продукция, связанная с добычей полезных ископаемых и с промышленным производством. Значительную долю поступлений в региональный бюджет, с учетом обстоятельств, сейчас обеспечивает оборонная промышленность. Наша задача – в ближайшие два-три года предпринять максимум усилий для развития гражданского производства, чтобы выходить на рынок с востребованными, конкурентоспособными продуктами. Отличные перспективы есть у пищевой промышленности, у радиоэлектроники, у химического производства, и мы поддерживаем предпринимательские инициативы по этим направлениям, смотрим, как можем обеспечить инвестиционные проекты инфраструктурой. Уже сейчас обсуждаем с Министерством образования, как удовлетворить потребности будущих производств в кадрах.
Результаты планомерной, системной работы по повышению инвестиционной привлекательности республики не только в сегодняшних достижениях. Думаю, они еще более полно проявятся через два-три года, когда мы введем в эксплуатацию промышленный парк в Глазове, особую экономическую зону "Ижевск", когда мы начнем работу еще по трем государственным промышленным паркам на территории Удмуртской Республики. Вот тогда мы сможем по-настоящему оценить, что сделано для экономического развития Удмуртии.
Александр Фролов