• 03 апреля 2019 04:00
  • 534

Корпорация развития Удмуртской Республики. Поддерживаем экспорт. Выращиваем экспортеров

Корпорация развития Удмуртской Республики. Поддерживаем экспорт. Выращиваем экспортеров
Помогать бизнесу выходить на зарубежные рынки и вести внешнеэкономическую деятельность – одна из задач Корпорации развития Удмуртской Республики. Об услугах, которые можно получить в рамках государственной поддержки субъектов малого и среднего пред-принимательства, рассказывает руководитель экспортного направления Валерия Антоненко.

– На какую поддержку со стороны государства могут рассчитывать экспортеры?

– Мы выделяем три направления поддержки экспорта:

консультационная, в рамках которой мы оказываем экспертную поддержку и сопровождение начинающим и опытным экспортерам, столкнувшимся с вопросами при заключении экспортных сделок, такими как валютные расчеты, внешнеторговый контракт, возмещение НДС, таможенное оформление и логистика, поиск и проверка зарубежных партнеров, а также переводы презентационных материалов на иностранные языки;

организация промо-мероприятий с целью продвижения экспортеров: бизнес-миссии, коллективные стенды на зарубежных выставках Made in Udmurtia, приемы иностранных делегаций, размещение на маркетплейсах, например, Alibaba и eBay;

образовательная поддержка, где мы обучаем начинающих экспортеров азам экспортной деятельности в рамках Школы экспорта и проводим мастер-классы для уже опытных экспортеров.

Также в Удмуртии на базе Корпорации развития действует точка присутствия РЭЦ, через которую можно получить специальные меры поддержки экспортеров: субсидии затрат на логистику, международную сертификацию и защиту интеллектуальной собственности; а также финансовые продукты:

предэкспортное и пост-экспортное финансирование, гарантии и страхование.

Для разных экспортных проектов востребованы разные меры поддержки, и мы считаем важным развивать все направления поддержки. Кроме того, как правило, лучший эффект дает комплексная поддержка.

Именно потому в этом году мы запустили Новый проект – ЭКСПОРТНЫЙ акселератор.

– Валерия Михайловна, экспортные акселераторы – явление для Удмуртии относительно новое. Какие цели и задачи ставятся, и какие лучшие практики при этом используются? За счет чего достигаются результаты?

– В этом году в рамках акселерационной программы в Удмуртии будет представлено 3 акселератора. Бизнес-акселератор, сельскохозяйственный акселератор «Я – Фермер!» и экспортный акселератор. Их представят в рамках отдельной презентации 19 февраля. Если говорить об основной цели, то она заключена в самом значении слова. Это скорость! Ускорение развития проекта, в нашем случае – экспортного. Мы зачастую понимаем, что нашим проектам не хватает драйва, слишком много времени уходит на подготовку, и идеи буксуют. Для толчка нужны мощные экспертные знания и сильная команда. Именно формированием классных экспортных команд мы и будем заниматься.

Применим лучшие практики экспортных акселераторов, реализованных «Сколково», Российской венчурной компанией, компанией «Сплат» и Российским экспортным центром. В каждом из них есть свои сильные стороны. Мы постарались взять самое лучшее и сформировать вместе с нашими экспертами уникальную программу. Основные ориентиры – увеличение экспортной выручки в два раза в течение года после реализации проекта. Это амбициозная задача, но совершенно точно реальная! Секрет в тех инструментах, которыми наши эксперты будут делиться с участниками проекта, а также в форматах командной работы.

– На какой основе формируются списки планируемых на год мероприятий? Какие направления в приоритете?

– В приоритете мероприятия, которые интересны нашему бизнесу как инструменты для продвижения: поддержка размещения на маркетплейсах, бизнес-миссии, выставки, приемы иностранных делегаций. В их рамках мы презентуем экспортные возможности республики в целом, а также организуем переговоры с потенциальными заказчиками.

– Расскажите о принципах, по которым формируется география бизнес-миссий. Как подбираются участники, какие требования к ним предъявляются, по каким критериям оценивается эффективность миссии и каждого конкретного участника?

– Критериев выбора направлений несколько. Самые важные – это:

запросы бизнеса;

перспективность экспортного рынка, наличие экспортных ниш;

степень сложности входа на рынок;

политические предпосылки для развития экспорта;

сложности при самостоятельном выходе на рынок.

Как правило, интерес бизнеса есть к тем государствам, на рынки которых сложно выйти самостоятельно, и поэтому нужна поддержка на государственном уровне. Зачастую это восточные страны, где очень сильна иерархическая структура, и административная поддержка помогает компании получить определенный статус и закрепиться на рынке.

Основной критерий эффективности любой бизнес-миссии или выставки – это количество установленных бизнес-контактов и заключенных контрактов. Мы мониторим результаты в течение года после мероприятия, ведь иногда переговоры могут идти очень долго, и это стандартная ситуация.

– Почему сейчас вообще стоит экспортировать?

– Несмотря на то, что мы живем в крупнейшей стране мира, доля рынка России в мировом масштабе занимает, по оценкам экспертов, не более 2%. Это означает, что, работая только в пределах российского рынка, бизнес теряет около 98% потенциального сбыта. С учетом текущего курса рубля многие виды российской продукции становятся действительно конкурентными за рубежом. А если учесть, что есть экспортные направления, где не требуется специальная регистрация продукции, таможенное оформление и специальная языковая подготовка, например Казахстан и Беларусь, можно сказать, что экспортировать можно и нужно всем. Простой пример – мебель. В нашем регионе производится много качественной и конкурентоспособной мебели. При этом внутренний рынок несколько сужается в силу снижения покупательской способности, а внешний показывает стабильный рост сразу по нескольким направлениям – это и Казахстан, и Европа, и даже Китай.

– Трудно ли быть экспортером?

– Если говорить об экспорте сложного продукта в дальнее зарубежье – это, безусловно, непросто, но если продукт не требует затратных сертификационных процедур и экспортируется в страны ближнего зарубежья, то это не намного сложнее, чем поставки по России.

– Какие рынки для экспортеров из Удмуртии могут быть перспективными?

– У нашего бизнеса совершенно точно могут быть перспективы на любом рынке. Но на некоторые выйти будет сложнее, потребуется больше ресурсов. Гораздо сложнее поставить продукт в Иран, и относительно несложно – в Казахстан.

– Если говорить о результатах, что считаете своим несомненным достижением, а в чем есть недоработки, и как решаются эти вопросы?

– Достижение – это то, что за прошедшие годы мы собрали команду искренне заинтересованных в экспорте специалистов и системно выращиваем новых экспортеров. Самое ценное для нас – когда бизнес вместе с нами впервые выходит на зарубежные рынки. Вместе с нами активно развивали свои экспортные направления компании «Финко», «Танцующие», которые сегодня сами могут стать наставниками для будущих экспортеров.

Недоработки мы отслеживаем путем получения постоянной обратной связи и стараемся их устранять. Иногда бывают очень сложные вопросы, связанные с разрешением на ввоз продукции, и они отнимают значительное время. Иногда мы не успеваем комплексно подготовить компанию к выставке. Будем стараться такие моменты решать с помощью акселерации. Уверена, что комплексный подход в работе с экспортными командами даст свои плоды – экспортные контракты.

Если говорить о цифрах, то в 2018-м с нашей помощью было заключено 59 экспортных контрактов на общую сумму более 150 млн рублей, среди которых 7 контрактов экспортеров, впервые вышедших на зарубежные рынки.

– Кто входит в команду направления поддержки экспорта УР? Как она подбирается?

– Мы заинтересованы в специалистах, разбирающихся во внешнеэкономической деятельности, знающих иностранные языки и принципы маркетинга. Шанс войти в состав есть у любого человека, обладающего необходимыми навыками и, как говорят, с горящими глазами. В нашей команде мы ждем только заряженных на успех оптимистов.

-------------------------------------------------------------------------------
Реклама

Мебель трансформер постепенно, но очень уверено входит в нашу жизнь. Особой популярностью пользуются подъемные кровати. Они удобные, практичные и современные. Большой выбор кроватей представлен в интернет-магазине «Siesta». Высокое качество, много разных моделей.