– Виктор Александрович, работа по импортозамещению – это непростой процесс промышленного перехода. Как вам представляется перспектива?
– Для начала приведу в пример несколько цифр. В январе-феврале 2022 года предприятия Удмуртии отработали с положительной динамикой. Республиканский индекс промышленного производства составил 124%, что заметно выше среднероссийского показателя. Начало этого года отмечено серьезными заказами и высокой потребностью в персонале. И по предварительным данным за март, ситуация в промышленном секторе сохранилась на должном уровне. В целом республиканская промышленность, и по экспортной продукции в том числе, хорошо развивается.
С другой стороны, появились проблемные моменты. Использование комплектующих зарубежного производства еще до недавнего времени для нас было привычным делом. Но в связи с санкционными ограничениями на поставку ряда комплектующих мы сталкиваемся с проблемой – заказ есть, а выполнить его сложно. К примеру, стоматологическая отрасль испытывает недостаток импортных материалов, имплантов и так далее. Трудности испытывает автопром. Ижевский автозавод встроен в глобальную структуру мировых автопроизводителей. Исходя из этого, многие цепочки поставок были завязаны на европейские, американские, азиатские предприятия. Среди них есть те, кто отказался от сотрудничества. В какой-то степени это критично для выпуска текущей модификации автомобиля. В таком же положении оказались наши предприятия, связанные с микроэлектроникой, радиодеталями. Заводы, выпускающие продукцию механообработки, также испытывают затруднения. Сейчас через службы закупок идет активный поиск альтернативных поставщиков необходимых компонентов – это первый вариант решения данной проблемы.
Второй вариант – это организация собственного производства. Если вдаваться в определение термина «импортозамещение», то его правильно трактовать как локализация производства, потому что заместить импортный товар вполне возможно как самим продуктом, так и услугой по его замещению. Если это организовать на полностью подконтрольной территории, мы будем застрахованы от рисков извне, так как это экономически предсказуемая площадка. Могу с уверенностью сказать, что наши предприятия уже приступили к решению задачи по импортозамещению, то есть к организации производства недостающих комплектующих и материалов, востребованных на территории России.
– Как отлажено взаимодействие республики с федеральным центром по вопросам импортозамещения?
– В первой декаде апреля Глава Удмуртии Александр Бречалов встречался с заместителем Председателя Правительства России Дмитрием Чернышенко. Особое внимание на встрече было уделено вопросам импортозамещения продукции радиоэлектронной промышленности. Дмитрий Николаевич тогда отметил, что у нашей республики большой потенциал – более 20 предприятий готовы обеспечить поставку комплектующих и материалов для различных отраслей промышленности страны. Одна из первоочередных задач – восстановление разорванной из-за санкций цепочки поставок, а также замена иностранных продуктов отечественными аналогами. У нас отработан контакт с Минпромторгом России в части координации совместных действий по сбору потребностей в импортозамещающей продукции.
– Какие механизмы, связанные с импортозамещением, уже заработали?
– Сегодня на двух совмещенных площадках Газпромбанка и Государственной информационной системы промышленности (ГИСП) создан Сервис импортозамещения. Это информационный ресурс, на котором размещаются потребности и возможности всех промышленных предприятий страны. В ближайшее время появится возможность заключения электронных контрактов. Сервис станет к тому же торговой площадкой, которая будет выполнять роль посредника в закупках между заказчиками продукции и производителями. Это потенциальная площадка контрактации.
Второй момент: мы еще в предыдущие годы выстроили работу по взаимодействию с крупными заказчиками, такими как «Лукойл», РЖД, «Россети», КамАЗ и другими. Мы оперативно запросили в крупных компаниях списки их потребностей на перспективу. Госкорпорации и крупные предприятия дали обратную связь, что необходимы насосы, двигатели с точными характеристиками, запасные части, расходные материалы и так далее. Уже есть «первые ласточки» – планируем визит технических специалистов и их оценку наших возможностей под производство импортозамещающей продукции, это будет в третьей декаде апреля. Нам есть что показать и предложить.
– Есть такие уникальные виды продукции, которые производятся исключительно в одном месте. Редкая специализация, как у нас, к примеру, циркониевое производство в Глазове. Как предприятия, выпускающие эксклюзивную продукцию, ощущают себя в нынешних условиях?
– Примеры производства изделий из циркония, молибдена, вольфрама говорят о том, что никакие санкции не в состоянии регулировать спрос на редкоземельные тугоплавкие металлы российского производства. И мировая экономика не сможет полноценно развиваться без нас.
Хочу отметить продукцию обособленного подразделения компании «НИКАПЕТРОТЭК» в г. Камбарке. Компания производит химические реагенты, которые применяются в нефтедобывающей и нефтеперерабатывающей промышленности. Продукты компании получили широкое распространение в сфере нефтепромысла, интенсификации добычи нефти, транспортировки нефти, газового конденсата и нефтепродуктов. Сегодня здесь трудятся порядка 230 человек, предприятие стабильно работает и развивается. В частности, «НИКАПЕТРОТЭК» готовится запустить новый цех, в котором будет выпускать один из компонентов, необходимый для производства противотурбулентной присадки на совместном предприятии ПАО «Транснефть» и «НикаПетротэк» – ТранснефтьСинтез. Объем инвестиций в проект составит 100 млн рублей. Уже сейчас смонтирована первая очередь с базовой производительностью 40 тонн в год. Производство одного из исходных химических компонентов для выпуска противотурбулентной присадки позволит заменить аналогичную продукцию из Великобритании. Это отличный пример импортозамещения. В дальнейшем запланировано масштабирование технологии и запуск «второй очереди» с общей производственной мощностью уже 66 тонн в год.
На республиканском уровне у нас разработана и внедрена программа субсидирования научных и опытно-конструкторских работ – НИОКР. Мерилом уникальности в данном случае является рынок и востребованность. Поэтому наш формат поддержки предполагает компенсацию затрат в размере 40%, в случае если успешное проведение НИОКР ведет к запуску реального производства.
Много вопросов было по поводу сохранения производства электрокардиостимуляторов на Ижевском механическом заводе. Минпромторг, как орган, который проводит промышленную политику в регионе, настоял на сохранении этого направления. А сегодня в результате санкций кардиостимуляторы ИМЗ практически не имеют конкурентов. Более того, мы договорились о расширении объемов выпуска жизненно важной продукции с дальнейшей поставкой в регионы России, Беларусь и Казахстан.
– Виктор Александрович, экономические санкции – это на самом деле шанс для дальнейшего развития отечественной промышленности?
– В самом начале введения ограничений было тяжело эмоционально их воспринимать, но это ощущение быстро прошло. Мы понимаем, как будет строиться экономика в данных условиях. Поэтому сейчас мы докапитализируем региональный фонд развития промышленности (РФРП). Александр Владимирович Бречалов одобрил выделение 100 млн рублей по просьбе Минпромторга УР на эти цели. Мы готовы выдавать кредитные средства под инвестиционные проекты. Уже подключаются предприятия, выпускающие продукцию гражданского назначения, нефтедобывающее оборудование.
Правительством Российской Федерации выделено более 40 млн рублей в целях софинансирования расходных обязательств субъектов Российской Федерации, возникающих при реализации дополнительных мероприятий по финансовому обеспечению деятельности (докапитализации) региональных фондов развития промышленности в рамках региональных программ развития промышленности (Распоряжение Правительства Российской Федерации от 14 апреля 2022 года № 884- р). Данная мера позволит компенсировать 90% затрат на уплату процентов по кредитным договорам.
Когда верстался номер
Федеральный фонд развития промышленности (ФРП) представил рейтинг эффективности работы региональных фондов за 2021 год. В топ-10 вошел Удмуртский фонд развития предпринимательства, который выполняет функции регионального фонда развития промышленности. Рейтинг оценивает фонд главным образом по работе с заявителями, а также по финансированию и сопровождению проектов. По этим показателям республиканский фонд уже не первый раз входит в десятку лучших.
Константин Ижболдин