Через лес – к росту экономики
Первоначальный вариант «Стратегии развития…», появившийся два с половиной года назад, был отправлен на доработку с учетом национальных целей развития нашего государства, утвержденных Президентом РФ Владимиром Путиным в прошлом году. Среди этих целей – создание комфортной и безопасной среды, а лес играет в ее создании важнейшую роль. Новый документ, учитывая проблемы и задачи лесопромышленного комплекса, решает их без ущерба для экологической составляющей. Он призван сделать лес более прибыльным, увеличить его вклад в ВВП, но делает это с учетом природоохранной функции леса. Там левый бродит Сделает ли эффективной лесную отрасль новая стратегия развития?
Следует вспомнить, что всего год назад завершилось действие аналогичного предыдущего документа. Речь идет о принятой в 2008 году «Стратегии развития лесной отрасли на период до 2020 года». При этом к нынешнему году лесная промышленность пришла в худшем состоянии, чем она была в 2008 году. Если тогда доля лесного комплекса в ВВП страны составляла 1,3 процента, то в Стратегии-2030 ставится задача увеличить вклад лесного комплекса в ВВП с 0,5 до 1,5 процента. То есть, несмотря на все усилия и заявления, за предыдущие десять лет ситуация не только не выправилась, но и значительно ухудшилась. При этом доля продукции глубокой переработки в общем объеме производства отрасли продолжила падать, хотя ставка изначально делалась на развитие этого направления.
– Это комплексный документ. Его главные цели – повысить эффективность лесной отрасли. Удвоить ее вклад в ВВП страны. Способствовать дальнейшему развитию нашей экономики. В том числе в рамках достижения национальных целей и решения других задач, которые были определены президентом, – заявил Председатель Правительства РФ Михаил Мишустин, комментируя принятие стратегии. – Разумеется, в документе есть и существенная природоохранная составляющая. Она закрепляет переход к интенсивной модели ведения лесного хозяйства. Прежде всего, за счет эффективной организации выборочных рубок и уходу за лесами на основе наиболее успешных моделей.
Обеспечить успех новой стратегии должен ряд мер, в числе которых стимулирование внутреннего рынка лесной продукции, развитие перерабатывающих мощностей, поддержка развития лесной инфраструктуры и лесной науки. Уже через десять лет должно ежегодно строиться не менее двух тысяч километров дорог круглогодичного действия для бесперебойной поставки леса на переработку, это в четыре раза больше, чем сегодня.
Чтобы обеспечить эффективный контроль за лесопользованием и справедливый доступ к сырьевой базе, стратегия предполагает поэтапную централизацию полномочий по предоставлению лесных участков. Правила предоставления лесных участков пересмотрят, а заодно пройдет ревизия ранее заключенных договоров аренды на предмет выполнения требований лесного законодательства. С нарушителями предлагается договоры расторгать, а новые договоры на заготовку древесины заключать с компаниями, которые имеют мощности по переработке древесины.
Стремясь переориентировать промышленность на глубокую переработку российского леса внутри страны, правительство предусматривает шаги для стимулирования спроса на продукцию из древесины. Одной из мер станет развитие деревянного домостроения за счет строительства жилых домов и объектов социально-культурного назначения с использованием деревянных конструкций в объеме не менее 20 процентов. Другой пример – развитие альтернативной энергетики с использование отходов лесной промышленности в качестве биоэнергетического сырья.
Продолжится развитие механизмов льготного кредитования. Документ, в том числе, предполагает полноценное внедрение ипотеки на деревянное домостроение. Хотя такая возможность сегодня существует, это направление очень плохо развито, поскольку банки не хотят выдавать кредиты под еще не построенные дома.
Экспорту приказано закругляться
Достижение целей, поставленных в новой «Стратегии развития лесной отрасли на период до 2030 года», участники рынка в первую очередь связывают со скорым введением запрета на экспорт необработанного леса. Напомним, прошлой осенью Владимир Путин поручил с 1 января 2022 года ввести полный запрет на вывоз из страны необработанной или грубо обработанной древесины.
Вывоз за границу необработанного круглого леса уже четверть века является характерной особенностью российской лесной отрасли. Объем экспорта вырос с 20 миллионов кубометров в 1998 году до 51 миллиона кубометров по итогам 2006 года. Правительство России было вынуждено начать борьбу с хищническим вывозом кругляка, установив фактически заградительные экспортные пошлины. В 2019 году они выросли с 25 процентов от стоимости продукции до 40 процентов, в 2020 году достигли 60 процентов, а в 2021 году поднялись до 80 процентов.
На первый взгляд, это принесло результат. Доля кругляка в экспорте снизилась, а более маржинальных пиломатериалов возросла. В 2019 году, по данным Федеральной таможенной службы, из России вывезено 16 миллионов кубометров необработанного леса, а по итогам прошлого года – около 13 миллионов кубометров. Самые большие объемы необработанных лесоматериалов отправили в Китай, Финляндию, Швецию, Японию и Казахстан. При этом кругляк занимает в физических объемах порядка 80 процентов от общего экспорта российской древесины, в то время как в денежном выражении это меньше половины от общей суммы контрактов в 12,3 миллиарда долларов США в год. Впрочем, это только официальная статистика.
В реальности же объем экспорта кругляка, в первую очередь нелегального, оценить невозможно до сих пор. Например, только в первом полугодии прошлого года выявлено 6800 фактов незаконной рубки. Это более полумиллиона кубометров древесины и вред бюджету, оцениваемый почти в 4 миллиарда рублей. В целом по стране, считают в «Гринпис Россия», на долю «черных лесорубов», которые вообще ничего не платят государству, кроме взяток чиновникам, приходится каждый пятый кубометр вырубленного леса.
Власти понимают масштаб проблемы, для чего, собственно, и разработана новая стратегия. Что же даст экономике грядущий запрет на вывоз? Прежде всего – удешевление стоимости сырья для российских производителей, углубление уровня переработки, а значит, расширение внутреннего рынка со всеми вытекающими последствиями. Как следствие, увеличится прибавочная стоимость в доле экспорта (вывозить будут пиломатериалы, которые прошли промышленную обработку), возрастет деловая активность на приграничных территориях.
Но многие участники рынка считают полный запрет на экспорт круглого леса опасным шагом, который может негативно отразиться на работе отрасли, особенно на Дальнем Востоке. Местные компании уже сейчас жалуются на отрицательную маржинальность бизнеса из-за заградительных экспортных пошлин на необработанный лес. По мнению некоторых лесопромышленников, полный запрет экспорта приведет к обратному эффекту: переработку за отведенный президентом срок наладить невозможно, так что большая часть леса станет еще более «серой», а доходы бюджета упадут. Правительство, впрочем, собирается помогать предприятиям. В частности, Владимир Путин уже поручил запустить программу льготных кредитов.
Также лесопромышленники настаивают на том, чтобы в новом запретительном законе было более четко прописано определение «грубо обработанной древесины», иначе под запрет могут попасть и некоторые виды пиломатериалов. Также смущает слишком короткий срок на введение запрета на экспорт необработанной древесины. Лесопромышленники опасаются, что в результате запрета экспорта снизятся объемы заготовки древесины, а это грозит неконтролируемым ростом цен на сырье.
Не только сажать, но и ухаживать
Изменения обещают как собственно лесному хозяйству (учет леса, охрана от пожаров, лесовосстановление), так и лесной промышленности (производство бумаги, древесных плит, целлюлозы, переработка макулатуры). Ведь, как показала фактически не выполненная предыдущая стратегия, если собственно лесная отрасль работала за счет больших запасов леса и их банальной вырубки, то переработка фактически выпадала из поля зрения как властей, так и инвесторов. В последние же годы власти переработкой озаботились, но возникла другая проблема: восстановление лесного хозяйства.
– Лесная промышленность показывает хорошую динамику роста, но лесное хозяйство – наоборот, – отмечает министр природных ресурсов и экологии РФ Александр Козлов. – Например, в промышленности добавленная стоимость на товары увеличилась на 5,2 процента, рост занятости составил 23 процента. А в лесном хозяйстве в это время кадровый дефицит, большой разрыв между площадями восстановленного леса и насаждениями, которые гибнут в пожарах, от болезней или просто срублены.
Лес, конечно, может не только возобновиться, но и вырасти сам. Однако таким же ценным с точки зрения лесозаготовителей, каким был до вырубки или пожара, он станет только лет через 100-150. Хоть какую-то отдачу от стихийно развивающегося леса можно получить не раньше, чем через пять-шесть десятилетий. Другое дело, когда будущий лес находится под опекой. В случае своевременного ухода за молодняком первые плоды трудов можно будет использовать лет через 30-40, а полноценную замену утраченному лесу мы получим лет через 60, что в 2,5 раза быстрее, чем в отсутствие какого-либо ухода.
– Одно из важнейших направлений новой стратегии – пересмотр подходов к восстановлению лесов, – комментирует заместитель Председателя Правительства РФ Виктория Абрамченко. – По стране накоплено более 35 миллионов гектаров, на которых не проведено лесовосстановление. Стратегия предусматривает повышение роли региональных государственных лесохозяйственных учреждений. Они должны стать профессиональными исполнителями лесохозяйственных работ, в том числе по компенсационному лесовосстановлению. Это позволит уже к 2024 году качественно восстанавливать 100 процентов вырубленных или погибших лесных насаждений.
Сейчас в нашей стране, по мнению экологов из «Гринпис Россия», происходит подмена понятий. Посадка саженцев, а нередко и просто ее имитация, выдается за достигнутый результат. Согласно официальным отчетам, общая площадь лесовосстановления сейчас составляет около 900 тысяч гектаров в год, в том числе искусственного – около 180-200 тысяч гектаров. Но надо понимать, что за этими цифрами стоят маленькие саженцы, которые еще не скоро можно будет назвать лесом. Хозяйственно ценные леса вырастут здесь только через несколько десятков лет при условии хорошего ухода.
– Сейчас государство стимулирует лишь посадку саженцев и в первые три года после нее уборку травы, чтобы она не затянула посадки, – констатирует директор лесных программ Всемирного фонда дикой природы (WWF) в России Андрей Щеголев. – Дальше молодой лес продолжает расти сам по себе, и есть риск, что ценные породы, вроде ели и сосны, забьют береза и осина. Они растут быстрее, а для продолжения роста хвойных пород необходимо проводить рубки ухода, убирая лиственный полог. Дальше надо проводить рубки прореживания. Это когда хвойному лесу 40-60 лет. И только после этих стадий мы подходим к финальной рубке. Чем лучше мы ухаживаем за лесом в эти промежуточные периоды, тем больше и лучше по качеству древесины мы получим в финале. Это как выращивать морковь на грядках, где также надо убрать сорняки и проредить ростки, иначе урожая не будет. Лесопосадки без ухода – деньги, закопанные в песок.
Гоняясь за большими цифрами и красивой отчетностью, чиновники на местах не задумываются, что их ложь вредит не только лесу, но и лесному хозяйству. Вопервых, огромные силы и средства (несколько миллиардов рублей в год) ежегодно тратятся на посадку леса там, где никто потом за ним не ухаживает. Всю эту «энергию» можно было бы направить на качественный уход за уже подрастающими лесами. Во-вторых, истощаются лесные ресурсы страны. Чтобы сохранить объемы заготовки, под топор пойдут леса, совсем не предназначенные для вырубки. Наконец, в-третьих, отрасль упускает свои возможности. Полноценное лесное хозяйство дает больше рабочих мест, чем просто заготовка древесины. И эти места не исчезают по мере вырубки леса, а рабочие поселки не вымирают от безработицы. Больше всего рабочих рук требует именно уход за молодыми лесами.
Спасительная цифра
Цифровые технологии открывают новые перспективы в использовании и последующем восстановлении лесных угодий. Но пока по темпам цифровизации лесопромышленный комплекс отстает от многих отраслей промышленности.
– Сейчас лесная промышленность – это три с половиной миллиона деклараций, заявлений и другой бумажной отчетности, потому что в отрасли нет электронного документооборота, – сетует глава Минприроды РФ Александр Козлов. – Разработанная стратегия развития до 2030 года построена по принципу «какие действия необходимо совершить, чтобы исправить текущую ситуацию и выйти на ключевые показатели».
Государству цифровизация помогает улучшать контроль над лесным фондом и дает представление о реальном состоянии лесов. В частности, о том, как на них влияет деятельность предприятий, какой объем леса и на какой территории перерабатывается, куда и когда лесные ресурсы транспортируются, сколько лесопользователей ведут активную деятельность, вся ли она прозрачна и законна. В Стратегии-2030 Минприроды констатирует, что сейчас у властей нет полных цифровых данных о российских лесах.
В перспективе вся информация будет вноситься в специально созданную систему, которая станет основным способом борьбы с контрафактом. Такая система, в принципе, уже существует. С 2016 года всю древесину в стране начали учитывать с помощью системы ЛесЕГАИС. Все сделки с древесиной, а с 1 июля 2017 года и с пиломатериалами, регистрируются в электронном виде. В январе 2021 года, по данным Рослесинфорга – всероссийской организации, специализирующейся на решении лесоучетных и лесоустроительных задач в интересах государства, – объем сделок с круглым лесом, зарегистрированных в ЛесЕГАИС составил 54 млрд рублей, на 23 процента больше, чем в январе 2020 года.
Статистика ведется в обновленной системе ЛесЕГАИС, которая в дальнейшем должна трансформироваться в Федеральную государственную информационную систему лесного комплекса (ФГИС ЛК). Эксперимент по прослеживаемости оборота древесины с помощью электронной системы был запущен восемь месяцев назад на территории четырех пилотных регионов – Архангельской, Вологодской, Иркутской и Тверской областей. Если все пройдет успешно, модернизированная система заработает по всей стране.
Уже сейчас система имеет самостоятельное значение для сбора, анализа, обработки и контроля лесозаготовительной деятельности при реализации мер по борьбе с контрафактом, хотя начало ее полноценного функционирования запланировано на 2023 год. Сейчас система находится в процессе тестирования и наладки. Стоит ожидать, что в результате она все-таки будет способствовать улучшению бизнес-климата в отрасли, позволит обеспечить достоверный учет качественных и количественных характеристик лесных ресурсов, снизит ущерб от нелегальных рубок.
– Говоря о цифровизации лесного хозяйства и о развитии цифровой платформы, мы не подразумеваем просто замену бумажных документов электронными, – поясняет заместитель руководителя Федерального агентства лесного хозяйства Иван Советников. – Эту ошибку мы допускали раньше, когда вводили автоматизированную информационную систему «Государственный лесной реестр» и прочие подобные системы. Ошибкой было то, что мы пытались оцифровать изначально малоэффективный процесс. Условно говоря, мы обмен факсами переводили в обмен электронными письмами. Сейчас мы идем по принципиально другому пути. Говорим не о цифровизации лесного хозяйства, а о его цифровой трансформации. Это, в первую очередь, подразумевает под собой изменение подхода. Мы сначала анализируем процесс, потом меняем его, убираем лишние элементы, дублирующие функции, оптимизируем и только после этого переводим его в цифру.
Иными словами, сейчас система «Цифровой лес» будет ориентирована не на упрощение работы мелких чиновников, а на государственные услуги и взаимодействие власти с бизнесом и гражданами. Цифровая платформа объединит все процессы лесной отрасли. В Рослесхозе не берутся отдельно заниматься, например, государственным лесным реестром или лесопожарными системами. Все службы и управления будут работать в едином цифровом пространстве.
Еще одной проблемой лесной отрасли, с которой могли бы помочь справиться цифровые технологии, являются пожары. По оценкам Института статистических исследований и экономики знаний НИУ ВШЭ, ежегодно огонь уничтожает около 1 процента площади лесного покрова. В российских масштабах это 7-10 миллионов гектаров, что в 100 раз превышает, к примеру, территорию Москвы.
Сегодня объективные площади пожаров учитываются в государственной системе мониторинга ЛесЕГАИС. Ее появление несколько сгладило проблему с учетом и оценкой пожаров, но полностью не решило. Ведь в реальности, чем больше в районе пожаров, тем сильнее попадет районному начальству. Поэтому для чиновников самый дешевый и простой метод борьбы с пожарами – скрывать факты возгораний. Внедрение ЛесЕГАИС мешает это делать: если раньше расхождение между реальными площадями пожаров и теми цифрами, которые отражались в официальной статистике, было десятикратным, то после появления системы государственного мониторинга разница всего в два раза.
Полноценного способа борьбы с пожарами в России пока что не придумали, но уже научились решать некоторые задачи из этой области. Например, обнаруживать место возгорания, оценивать ущерб, площадь пожара, объем поврежденных лесных ресурсов и земель с помощью мониторинга снимков со спутников, дронов или беспилотников. В настоящее время разрабатываются решения, способные справиться с прогнозированием и предотвращением возникновения лесных пожаров.
По мнению экспертов, наиболее подходящим вариантом для этого является проведение космического мониторинга с помощью группировки низкоорбитальных спутников. В отличие от спутников на геостационарной орбите, расположенных на высоте 36 тысяч километров над поверхностью Земли, низкоорбитальные спутники находятся значительно ближе и могут фиксировать маленькие очаги горения.
Дмитрий Чернов