министр строительства, жилищно-коммунального хозяйства и энергетики Удмуртии Дмитрий Сурнин
Максимально честно о концессии, о первом положительном и негативном опыте, преимуществах и перспективах перехода на новый формат аренды сетей в интервью «ДК» рассказал министр строительства, жилищно-коммунального хозяйства и энергетики УР Дмитрий Сурнин.
– Дмитрий Николаевич, сегодня в сфере ЖКХ Удмуртии активно осуществляется переход на концессию. И для начала хотелось бы обратиться к истории. Как все это начиналось? Где и когда впервые было реализовано концессионное соглашение в республике?
– Одной из знаковых ситуаций, показавших необходимость реформ, что впоследствии и привело к переходу на концессионные соглашения, стали проблемы с теплоснабжением в Ижевске 2015-2016 года. Тогда в результате ЧС в столице республики сразу несколько десятков домов остались без отопления в зимний период. Арендатор муниципальных тепловых сетей вместе с администрацией города не справились, так это назовем. Поднялся большой шум и в прессе, и вплоть до федеральных органов власти.
Рассматривались разные варианты решения: создание муниципальной компании, передача аренды сетей другому лицу, разделение зоны ответственности между несколькими арендаторами и другие. В итоге, после длительных обсуждений 19 декабря 2016 года договор был перезаключен с той же компанией, но уже в виде концессионного соглашения. В то время я, будучи депутатом, выступал категорически против такого решения. На мой взгляд, было крайне рискованно и опасно доверять той же фирме, которая только что провалилась.
Но мое отношение изменилось по прошествии нескольких лет. Дело в том, что концессионное соглашение отличает жесткость законодательно закрепленной и прописанной в договоре нормативной риторики. Конечно, свою роль сыграло и желание повысить эффективность работы со стороны арендатора, а впоследствии концессионера – компании ООО «Удмуртские коммунальные системы» (в настоящее время филиала ПАО «Т Плюс»).
Мероприятия, заложенные в соглашении, стали исполняться. Изменилось и отношение сторон, и ответственность, и сам подход. Конечный результат – аварий и жалоб стало меньше, состояние вверенного имущества (теплосетей) улучшилось.
– Вы сказали об определенном риске, на который в 2016 году пришлось пойти руководству республики. А как сегодня проходит отбор компаний-концессионеров, чтобы минимизировать эти риски?
– Каждое концессионное соглашение – это большое число участников со стороны правительства, со стороны концедента: муниципалитет, Минфин, Минстрой, Минэкономики, вице-премьеры, председатель правительства, глава и другие. Здесь очень много степеней защиты, которые контролируют процесс передачи объектов на концессию и последующее исполнение обязательств.
Можно ли сказать, что исключены абсолютно все риски? Нет. У нас есть пример города Сарапула, где объектом концессии также выступала система теплоснабжения. Здесь концессионером стала ООО «Губахинская энергетическая компания», г. Пермь. Со стороны муниципалитета на соглашение возлагались большие надежды, но, к сожалению, они не оправдались. Были задержки, неисполнения обязательств, задолженности. В результате концессия с ООО «ГЭК» сейчас находится в процессе расторжения, а помимо этого, было возбуждено несколько уголовных дел.
Это не означает, что текущая ситуация с теплоснабжением в Сарапуле хаотичная. Все прогнозируемо и находится под особо пристальным контролем Правительства УР. На сегодня создан МУП, изменяется схема теплоснабжения, чтобы вывести сети из ведения ООО «ГЭК».
– Почему такой, теперь уже негативный, опыт не остановил переход на концессионные соглашения в других муниципалитетах?
– С точки зрения федеральных трендов, в какой-то момент концессия стала условием получения субсидий. И если мы хотим привлекать для обновления сетей федеральные средства, то обязаны этим общим трендам следовать.
На сегодня у нас около 40 концессионных соглашений по республике. В том числе в некоторых районах и поселениях реализуется, как мы ее называем, «псевдоконцессия». Речь идет о соглашениях в рамках концессии, но без дополнительного вливания инвестиций. В таком случае обновление и ремонт сетей осуществляется только за счет повышения тарифа.
Классический тип соглашения – двухпозиционный, он также ведет к незначительному росту платежей, но сам ремонт и обновление сетей осуществляется за счет заемных средств. К сожалению, повышение тарифов – это необходимость. Дело в том, что никаких местных, республиканских и даже федеральных средств не хватит, чтобы привести в соответствие абсолютно все нуждающиеся в обновлении сети.
При этом практический опыт показывает, что простое вливание средств неэффективно. Поэтому для концессионера выставляются очень жесткие рамки всех технических регламентов. Их несоблюдение ведет к расторжению соглашения. По сравнению с концессией, договор аренды зачастую предполагал более мягкие условия.
министр строительства, жилищно-коммунального хозяйства и энергетики Удмуртии Дмитрий Сурнин
– Помимо заемных средств, в рамках перехода на концессию предусмотрены и прямые субсидии?
– Да, часть затрат на обновление сетей компенсируется за счет республиканских и федеральных средств. В качестве примера можно привести концессию в поселке Новом – это сильное выверенное решение, принятое на уровне республики.
Поселок, где проживают около 6 тысяч человек, находился в рискованной ситуации – уже этой зимой люди могли остаться без отопления. Старая котельная расположена в двух километрах от населенного пункта, имела удручающее состояние и находилось в собственности предприятия-банкрота.
Депутаты Госсовета правильно оценили масштаб проблемы и заложили определенную долю – порядка 15-20 миллионов, чтобы компенсация затрат не была полностью переложена на население. Да, рост тарифа был достаточно заметным, но не критичным. Здесь надо учесть, что коммунальные платежи в поселке на момент концессионного соглашения были ниже, чем в целом по республике.
Но самое главное, был преодолен возможный коллапс. В этом году проект перешел уже на стадию физической реализации. Остался последний этап – закольцевать систему теплоснабжения в домах, и это уже сделано примерно на 50%.
– Получается, что даже при финансовой помощи федерального и республиканского правительства мы приходим к неизбежному росту тарифов?
– Тариф играет ключевую роль, поскольку от этого зависит интерес инвесторов. Часто повышению платы препятствуют общественный запрос, какието политические решения. Но это имеет свои последствия. Например, на «Ижводоканал» тариф не поднимался в течение нескольких лет, и предприятие уже находилось на грани банкротства. Соответственно страдало качество водоснабжения, качество водоотведения, включая канализацию. А риски, вызванные износом сетей, с каждым годом продолжали расти.
Несколько федеральных компаний, как мы их называем, «купцы», проявляли активный интерес и предлагали взять предприятие на концессию. Но был и другой выход, который в итоге был реализован, МУП «Ижводоканал» разработал инвестиционную программу самостоятельно и взял заемные средства для обновления и ремонта сетей. Для предоставления кредитов от банков необходим был выход на положительный баланс, что было достигнуто за последние 3-4 года.
В данном случае такой вариант оказался более эффективным и был дешевле для населения, чем передача на концессию. Поэтому нельзя говорить о том, что Правительство УР всегда выбирает вариант концессионного соглашения. Для каждой конкретной ситуации принимается наиболее эффективное решение.
– А какие внешние, федеральные, компании сегодня стали концессионерами Удмуртии?
– Основные это ООО «РОСАТОМ» в Глазове и ПАО «Т Плюс» в Ижевске. Оба оператора очень надежные, постоянно модернизируются и исполняют свои обязательства.
При привлечении внешних инвесторов есть свои риски и сложности, как для муниципального образования, так и для самих компаний. Муниципалитет не может передать концессионеру имущество, если оно документально не закреплено. Нередко к концессии муниципалитет подходит буквально ни с чем, потому что соответствующая документация устарела или отсутствует.
Еще один риск – предполагаемый рост тарифа инвестор должен согласовать с руководством муниципалитета и Правительством УР. В свою очередь, руководство республики выходит на согласование с антимонопольной службой. Все это ведет к увеличению сроков окупаемости проекта, от заключения соглашения до возвращения первого инвестированного рубля сейчас требуется минимум год. Плюс сам процесс передачи сетей на концессию занимает в среднем 9-12 месяцев. И не каждая компания готова пойти на такие долгосрочные и рискованные вложения.
– А сколько всего средств планируется вложить в реконструкцию сетей?
– Речь идет уже о десятках миллиардов. Программа ООО «УКС» – это порядка 4 млрд рублей, и она уже частично реализована. «Ижводоканал» – около 10 млрд. Здесь начало было положено в прошлом году с 250 миллионов, направленных на реконструкцию сетей. Если мы говорим о МУП «Водоканал» г. Воткинска то инвестпрограмма рассчитана на 2 млрд рублей.
Но, как я уже сказал, речь идет не только о заемных средствах. На коммунальную инфраструктуру со стороны федерального центра в 2021 году уже направлено порядка 500 млн рублей – это очистные сооружения в городе Можга и проект «Чистая вода».
Во многом благодаря главе республики Александру Бречалову мы начинаем строить главную канализационную станцию № 3 и коллектор № 26 стоимостью порядка 1,5 млрд рублей, которые планировалось ввести в эксплуатацию еще в 1983 году. Станция № 3 обеспечит возможность подключения новых домов и сведет риски нарушения в работе канализационных сетей к минимуму. Что способствует уменьшению затрат застройщиков и снижению стоимости квадратного метра жилья в новостройках.
– Остается только пожелать республике реализации этих грандиозных программ!
– Через левое плечо три раза и постучать по дереву. И чтобы все сети исправно работали уже сегодня. Пережить очередной отопительный сезон – это каждый раз головная боль. Труд всех работников ЖКХ, тех, кто проектирует, принимает решения и непосредственно занимается устранением неполадок, невероятно важен!
Поддержание сетей в рабочем состоянии – это часто опасная работа, требующая высокой компетенции, высокой самоотдачи. Настоящий подвиг устранять прорывы сетей, когда на улице -30. Поэтому искренне поздравляю всех коллег с Днем работника ЖКХ и благодарю за ваш ответственный труд! Желаю безаварийной работы и понимания граждан!
Дмитрий Горбунов