• 19 февраля 2021 16:22
  • 638
  • Время прочтения: 2 мин

Нефтедобыча-2020 – меньше и дешевле

Нефтедобыча-2020 – меньше и дешевле
Добыча топливно-энергетических полезных ископаемых в 2020 году стала одной из тех отраслей мировой экономики, по которым Covid-19 ударил сильнее всего. Спад производства, резкое снижение грузопассажирских перевозок, развитие альтернативной энергетики обвалили цены на нефть – уже в январе они рухнули на 12%, а к началу марта – более чем в полтора раза. Единственно возможным ответом стала заключенная в апреле картельная сделка стран экспортеров нефти (ОПЕК+), которая ограничила добычу с целью сохранения цены.

Россия в рамках сделки ОПЕК+ обязалась сократить добычу нефти на 2,5 млн баррелей в день, что и предопределило низкие показатели отрасли в физических объемах в 2020 году. В результате, если в 2019 году был установлен российский рекорд по добыче нефти и конденсата за весь постсоветский период (568 млн тонн), то 2020-й принес с собой антирекорд – объем добычи сократился на 8,6% к уровню предшествующего года (до 512 млн тонн), став самым низким за последние 9 лет. При этом цены на сырье хоть и выравнялись, к значениям начала года так и не вернулись. Все это предопределило низкие показатели отрасли как по России в целом, так и в ее нефтедобывающих регионах, одним из которых является Удмуртская Республика.

В Удмуртии добыча топливно-энергетических полезных ископаемых является одним из важных секторов экономики. Сегодня она обеспечивает порядка 38% валового регионального продукта, в нее направляется свыше четверти (26%) всех инвестиций. Добычу нефти в республике осуществляют 12 компаний. Крупнейшими предприятиями по добыче углеводородного сырья в республике остаются ОАО «Удмуртнефть» (входит в структуру «Роснефти») и АО «Белкамнефть» им А.А. Волкова, на долю которых приходится порядка 93% добычи нефти в регионе. Еще 7% приходится на малые нефтедобывающие компании.

По итогам 2020 года, объем добычи составил 9,4 млн тонн, или 90% к уровню 2019 года. При этом и сам тренд на снижение оказался более устойчивым, чем в целом по стране. Так, если в России 2019 год был рекордным, то в Удмуртии уже тогда нефтедобыча начала снижаться (10,5 млн тонн – 99,4% к уровню 2018 года). Кроме того, несмотря на то, что сделкой ОПЭК+, предусмотрено наращивание добычи на 0,5 млн баррелей в сутки с января 2021 года, в Удмуртии прогнозируется дальнейшее снижение объемов добычи нефти (к 2023 году до 9,5 млн тонн в год – 90% от уровня 2019 года). А значит, в нефтедобывающей отрасли республики действуют и другие негативные факторы, помимо мировых эпидемий и кризиса. Основной из них – естественное истощение природных ресурсов и высокая выработанность их запасов. Тем не менее нефтедобывающие предприятия продолжают бороться за каждый баррель. В разработку вводятся низкорентабельные запасы, за счет увеличения объемов разбуривания месторождений увеличивается коэффициент извлечения нефти на «зрелых» месторождениях. Внедряют новые технологии и методы интенсификации добычи нефти, ведутся геологоразведочные работы. Данные мероприятия не допускают более сильного снижения объемов добычи нефти.

В качестве мер повышения конкурентоспособности отечественной нефтедобычи эксперты указывают снижение себестоимости, привлечение новых, более экономичных технологий и реализацию мероприятий по импортозамещению нефтегазового оборудования. Основные задачи, стоящие перед нефтяной отраслью республики на перспективу, – сохранение достигнутых объемов добычи; повышение коэффициента нефтеотдачи; реализация программ геологоразведочных работ.

Однако совершенно очевидно, что в одиночку нефтяники России (и Удмуртии) не справятся с кризисом отрасли. Ковид лишь обнажил ранее накопившиеся проблемы, большинство из которых носят внешний для отрасли характер. Не вина нефтяников, что серьезных успехов добились производители иных видов энергии. Атомные электростанции становятся все более надежными и дешевыми в эксплуатации. «Зеленая энергетика» не без успеха настаивает на своей экологичности, а значит – соответствии «моральным» требованиям современной экономики. Нефть как энергоноситель проигрывает своим более молодым оппонентам. Но значит ли это, что нефтедобывающая отрасль должна отправиться на периферию экономики? Вовсе нет. Просто нефть должна поменять свои приоритеты – из топлива стать полуфабрикатом для десятков различных материалов и изделий. Еще полтора века назад Дмитрий Менделеев утверждал: «Топить нефтью – все равно, что топить ассигнациями». На смену нефтесжиганию должна окончательно прийти нефтепереработка. Недаром на совещании по стратегическому развитию нефтегазовой отрасли, прошедшем 1 декабря 2020 года в Тобольске, Президент РФ В.В. Путин отметил, что перспектив для роста роли нефти на топливно-энергетическом рынке практически нет, а вот использование нефти для производства изделий из нее имеет большие перспективы. Не сжигать, а перерабатывать – так должен измениться подход к этому стратегическому сырью. Ну, а развитие нефтепереработки позволит сохранять и развивать нефтедобывающую отрасль.

Андрей Солдаткин