Общемировой тенденцией социально-экономического развития является ставка на инновации, поиск «точек роста», включая создание зон с особыми условиями для ведения бизнеса. В России одним из наиболее масштабных федеральных проектов в этом направлении стала организация ТОСЭРов – экономический перезапуск небольших городов путем создания на их основе территорий с комфортными условиями для размещения современных производств и другого бизнеса.
Столь грандиозная цель на этапе обсуждения и первых опытов внедрения казалась сложно достижимой. Тем не менее ТОСЭР успешно развиваются по всей стране. И особенно приятно, что в число регионов-лидеров вошла и наша республика.
Преемственность и дальнейшее развитие
Когда новая команда руководства Удмуртии приступила к работе, процесс по получению Сарапулом статуса ТОСЭР уже шел. Высказывались опасения, что смена власти может затормозить этот процесс. Однако новой команде удалось не просто перенять эстафету, но и вывести проект на новый уровень.
Прежде всего, была выстроена эффективная работа с Министерством экономического развития РФ с целью формирования заявок по включению тех или иных видов экономической деятельности в программу ТОСЭР Удмуртии. Оперативно был выстроен диалог с инвесторами для определения потребностей запланированных проектов, прежде всего – в инфраструктуре, площадях и финансировании.
В конечном итоге ТОСЭР «Сарапул» создана в сентябре 2017 года, ТОСЭР «Глазов» – в феврале 2019 года. Но непрерывный анализ и работа над улучшением условий для реализации инвестиционных проектов в ТОСЭР Удмуртии продолжается и сегодня.
Первоначальные планы и реализация
Все планы – количество созданных резидентов, новых рабочих мест; плановые показатели по объему капиталовложений, инвестиций и выручки – были определены на стадии подготовки заявки, исходя из востребованности того или иного вида экономической деятельности на территории ТОСЭР и потребностей рынка. Были заключены «рамочные» соглашения с инвесторами о намерениях реализовать тот или иной проект. Сформировавшийся перечень потенциальных проектов и вошел в итоговый пакет заявки, на основании которой было сформировано соглашение с Минэкономразвития.
По соглашению с Минэкономразвития РФ к 2028 году на территориях опережающего социально-экономического развития в Удмуртии должны функционировать 75 резидентов, привлечено в республику свыше 20 млрд рублей инвестиций, создано 5 622 рабочих места. Плановый объем выручки за период реализации программы составит более 200 млрд рублей.
На сегодня заключено 38 соглашений на общую сумму инвестиций более 23 млрд рублей, предполагающих создание 5 628 новых рабочих мест. Общий объем выручки производств составит более 130 млрд рублей.
Из 38 резидентов: 31 в Сарапуле и 7 в Глазове. При этом 20 инвесторов привлечено во 2-м и 3-м кварталах 2020 года, в том числе 16 в Сарапул и 4 в Глазов. Большинство инвесторов – удмуртские предприниматели, однако есть и резиденты из Санкт Петербурга, Москвы и Московской области.
Сарапул в числе федеральных лидеров
Сарапул занимает лидирующую позицию в ПФО. Кроме того, Удмуртия по двум ТОСЭР занимает пятую строчку после Татарстана, Самарской области, Башкирии и Ульяновской области.
Действующими резидентами ТОСЭР «Сарапул» планируется освоить инвестиций на сумму более 22 млрд рублей и создать 5 265 рабочих мест.
На сегодня объем инвестиций по проектам, реализуемым в Сарапуле, составляет 267 млн рублей, создано 550 новых рабочих мест.
Преимущества и преференции
Для резидентов ТОСЭР на уровне федерации определен широкий спектр налоговых преференций.
В соответствии с федеральным законодательством предоставляются следующие налоговые льготы:
• ставка по налогу на прибыль первые 5 лет с момента получения прибыли – 5%, в последующие 5 лет ставка составляет 12%;
• по налогу на имущество ставка с 2,2% снижается до 0% первые 5 лет и 1,1% последующие 5 лет;
• ставка по земельному налогу установлена в размере 0% и действует 10 лет с момента регистрации ТОСЭР.
Общая сумма льгот по налогам в консолидированный бюджет Удмуртской Республики составляет свыше 15 млн рублей. Пока большинство резидентов не вышли на проектную мощность, поэтому объем льгот небольшой.
На уровне Удмуртии были обеспечены максимально комфортные условия для реализации проектов. Непосредственное содействие в получении статуса резидента оказывает Министерство экономики Удмуртской Республики и АО «Корпорация развития Удмуртской Республики». Со стороны Корпорации развития УР – это сопровождение проекта по принципу «одного окна». Со стороны Министерства экономики Удмуртской Республики – это минимальные сроки рассмотрения заявки на получение статуса резидента ТОСЭР. Последние заявки инвесторов были рассмотрены и направлены в Минэкономразвития РФ за 7 дней.
Еще одна очень популярная мера поддержки – предоставление земельного участка без торгов для реализации инвестиционного проекта. Уже предоставлено 10 земельных участков. Еще два резидента сейчас формируют необходимый пакет документов.
Инфраструктура ТОСЭР: строительство и обновление
Резидентам ТОСЭР может быть оказана дополнительная поддержка со стороны Фонда развития моногородов, что позволит обеспечить проекты необходимой инженерной инфраструктурой. А также необходимыми ресурсами в форме льготного займа до 1 млрд рублей сроком до 15 лет. На сегодня готовятся заявки на строительство инфраструктуры за счет средств ФРМ по семи проектам резидентов ТОСЭР «Сарапул» на общую сумму 650 млн рублей, из которых 500 млн рублей поступят в бюджет Удмуртской Республики. Кроме того, планируется подать заявки в ФРМ от семи резидентов на общую сумму льготного займа 2,6 млрд рублей.
В Удмуртии активно используются площади с готовой инфраструктурой. Так, например, на свободных площадях ООО «Сарапульский радиозавод» размещено производство ООО «КомАР». На площадях ООО «СП Техника» размещены ООО «СП Алькор» и ООО «Швейная фабрика». На ООО ЧМЗ также есть свободные площади, которые планирует занять один из будущих резидентов ТОСЭР «Глазов».
Правительство УР оперативно реагирует на запросы инвесторов и, в том числе, оказывает содействие в поиске свободных площадок для реализации инвестиционных проектов.
Востребованность и ассортимент продукции
Направления деятельности потенциальных резидентов разнообразны – от предприятий металлообработки и производства продукции деревообработки до проектов по оказанию медицинских услуг населению и фабрики по убою кур.
Перечень выпускаемой продукции достаточно широкий, в частности это:
• металлургическое производство;
• производство электрических изделий (приборы для измерения, интеллектуальные датчики, светильники и др.);
• обработка древесины; производство бумаги и бумажных изделий;
• производство пищевых продуктов (пектин, рапсовое масло, рыбные консервы, овощи и грибы, продукция из мяса животных и птицы и др.);
• производство текстильных изделий и одежды;
• цветочная продукция.
Одним из актуальных направлений (ввиду сложившейся ситуации) является производство одноразовой и многоразовой защитной одежды и респираторов (инициатор ООО «Фабрика Вега Спец»), а также противоаэрозольных фильтрующих респираторов с возможностью широкого применения в горнодобывающей, металлургической, химической промышленности и судостроении (инициатор ООО «СП «Алькор»).
Отдельно следует выделить сферу услуг:
• строительство логоцентра;
• строительство универсального контейнерного терминала;
• создание центра обслуживания баз данных;
• создание детского медицинского центра;
• строительство спортивного комплекса.
Экспортный потенциал
Сейчас сразу несколько предприятийрезидентов ТОСЭР готовы выйти на внешние рынки.
• ООО «Сарапульский завод растительных масел» – прошли экспортный акселератор и планируют выходить на экспорт после старта выпуска продукции.
• ООО «Сириус» – прошли экспортный акселератор и уже планируют выходить на экспорт.
• ООО «ГЛАЗОВПАК» – рассматривают выход на поставки в страны Европы: интерес к рынку Италии, Франции и Англии. Сейчас идет поиск партнеров для поставок подарочных коробок для отраслей: парфюмерия, алкоголь, кожгалантерея.
Дальнейшие планы развития
Одна из главных задач Правительства УР – привлечение новых внутренних и внешних инвесторов на республиканские ТОСЭР. По соглашению с Минэкономразвития РФ, в 2021 году Удмуртии необходимо привлечь минимум 12 резидентов и создать 559 новых рабочих мест. Кроме того, ведется активное сопровождение действующих проектов с целью минимизировать риски их несвоевременной реализации. Проводится анализ нормативно-правовой базы по совершенствованию условий для функционирования ТОСЭР на всех уровнях власти.
Подводя итоги, следует отметить, что особенностью программы является то, что одновременно с созданием «точек роста» для будущего инновационного развития она способствует комплексному социально-экономическому подъему небольших городов уже сегодня. Это создание новых рабочих мест; повышение уровня зарплат; привлечение дополнительных средств в муниципальные бюджеты; закрепление в регионах перспективных трудовых кадров и молодежи.
Комплекс мер, принимаемых сегодня Правительством УР и направленных на привлечение и поддержку резидентов, повлияет не только на благосостояние непосредственно Сарапула и Глазова, но и стабильность и развитие Удмуртской Республики в целом.
Дмитрий Горбунов