• 07 мая 2024 17:00
  • 94
  • Время прочтения: 2 мин

Владимир Невоструев вручил юбилейные медали «50 лет Байкало-Амурской магистрали» супругам Сухановым из Можги, участвовавшим в легендарной стройке

Владимир Невоструев вручил юбилейные медали «50 лет Байкало-Амурской магистрали» супругам Сухановым из Можги, участвовавшим в легендарной стройке Фото: пресс-служба Госсовета УР
06 мая Председатель Государственного Совета Удмуртской Республики Владимир Невоструев поздравил семейную пару из Можги Андрея и Веру Сухановых с юбилейной датой – 50-летием начала строительства Байкало-Амурской магистрали. Об этом сообщила пресс-служба Госсовета УР.

С 1975 по 1995 годы Андрей Никифорович служил в войсковой части в Хабаровском крае, которая относилась к БАМу, а супруга Вера Петровна работала в штабе делопроизводителем, начальником отдела кадров. В гостях у супружеской пары Председатель Государственного Совета побывал вместе с главой города Можги Эриком Уразовым и председателем Совета депутатов МО «Муниципальный округ Можгинский район УР» Галиной Корольковой.

Владимир Невоструев искренне поблагодарил Андрея Никифоровича и Веру Петровну за самоотверженный труд на строительстве БАМа, жизненно необходимой для страны транспортной артерии. Спикер республиканского парламента вручил им юбилейные медали «50 лет Байкало-Амурской магистрали». Приказ об их награждении подписал Министр обороны Российской Федерации Сергей Шойгу. Супруги поделились воспоминаниями о годах работы на строительстве железнодорожной магистрали, Андрей Никифорович занимался ремонтом крупной техники: буровых машин, экскаваторов, бульдозеров, которые использовалась на строительстве БАМа.

Супруги воспитали трёх сыновей, после выхода на пенсию в 1996 году переехали жить в Можгу.

Байкало-Амурская магистраль входит в число крупнейших железных дорог мира. Она проходит по территории Амурской и Иркутской областей, Забайкальского и Хабаровского краев, Бурятии и Якутии. БАМ стал всенародным проектом, его возведение называли стройкой века, в которой в общей сложности участвовали около 2 млн человек. Работа проходила в сложных климатических, геологических условиях. Почти 1,5 тыс. км проложено в районах вечной мерзлоты и высокой сейсмичности.

БАМ пересекает 7 горных хребтов и 11 крупных рек. Для преодоления естественных преград было сооружено 4242 моста и водопропускных сооружения. Почти каждый десятый километр БАМа проходит по мосту, а каждый сотый − в тоннеле. Из-за сложного рельефа местности более 30 км железной дороги проходит в тоннелях. Здесь находится самый длинный в России тоннель − Северомуйский. Его строили с 1977 по 2001 год, ввели в постоянную эксплуатацию в 2003 году.

Протяженность БАМа составляет 4,3 тыс. километров. Кроме экономического, строительство БАМа имело военно-стратегическое значение. Это самый короткий железнодорожный путь к портам Тихого океана, в Южную Якутию. Благодаря железной дороге сокращается путь пассажирских и грузовых поездов в Приморье, Владивосток и Находку более чем на 200 км, в Ванино − почти на 500 км, в Якутию − на 600 км, на Сахалин, Камчатку, в Магадан − на 1000 км. Пассажиры поездов, проходящих по БАМу, могут за сутки проехать из Тынды в Хабаровск, за 5 суток− до Москвы, за 6 суток − до Кисловодска.

Байкало-Амурская магистраль изменила облик огромного таежного края, вовлекла в экономику страны крупнейшие запасы полезных ископаемых и леса, обеспечила объемы грузоперевозок, укрепила внешнеэкономические связи СССР через морские порты Дальнего Востока. Вместе с БАМом появились новые поселки, города, что способствовало закреплению кадров и улучшению условий жизни в Сибири и на Дальнем Востоке, которые всегда играли особую историческую роль в развитии России и сегодня остаются стратегически важными направлениями.