Стремительно обесценивающиеся, ничем не подкрепленные бумажные ассигнации стали проблемой российской экономики уже к началу XIX века. Помимо того, что их курс постоянно менялся, фактически они представляли собой отдельную от металлических денег валюту, имевшую довольно ограниченную сферу использования (в основном, военную). Бумажно-кредитная система обращения позволяла эффективно финансировать войны, но в мирное время она тормозила экономику и заполоняла российский рынок ничего не стоящими бумажками.
В связи с этим еще М.М. Сперанский в своем «Плане финансов» 1810 года предложил постепенно изъять из экономики ассигнации и заменить их банкнотами, обеспеченными серебром (такая система денежного обращения, при которой используются монеты из одного металла, называется монометаллизмом). Ассигнации предложено было признать государственным долгом и постепенно полностью их выкупить. Но в 1812 году началась война с Наполеоном, и реформа так и не была проведена.
Всё просто – к середине XVIII века из-за постоянных войн в России возникла острая нехватка драгоценных металлов. Практически всё российское золото и серебро, добываемое на рудниках, шло на международную торговлю и на финансирование войн, а внутреннему рынку приходилось довольствоваться медными деньгами. Это сильно тормозило развитие экономики: скажем, самый обычный сбор налогов с населения превращался в сущий ад - на каждые 500 рублей налога требовалась отдельная подвода лошадей. Выпуск бумажных денег, формально приравненных к медной монете – ассигнаций – сильно упростил жизнь населению, но еще больше – государству, которое теперь вело войны исключительно на ассигнации и тем самым экономило чистое золото и серебро.
Причина всё та же – бесконечные войны. Чтобы их финансировать, требовалось много ассигнаций. И чем больше бумажных денег выпускалось, тем быстрее они обесценивались. Инфляция приобрела катастрофические масштабы: курс ассигнаций по отношению к медной монете упал со 100% в 1769 году до около 25% к 1815 году (особенно сильно на курс повлияла война 1812 года и связанные с ней расходы). Доверие населения к бумажкам, на котором в мирное время и держалась их стоимость, неуклонно падало.
Естественно, совсем без бумажных денег давно уже не может обойтись ни одна экономика мира – они гораздо удобнее металлических. Если всё упростить, то стараниями Канкрина ассигнации были просто постепенно заменены на новую бумажную валюту – государственные кредитные билеты, строго привязанные к курсу серебряного и золотого рубля. Это позволило стабилизировать экономику страны, вернуть доверие населения к бумажным деньгам и продолжить развитие русской промышленности. Позитивный эффект реформы ощущался вплоть до начала Крымской войны, которая вновь вынудила правительство печатать бумажные деньги в огромных масштабах, что ожидаемо привело к гиперинфляции и отмене свободного размена билетов на золото и серебро.
Если Вам интересен российский XIX век, читайте также статью о введении института земских начальников.