Экспертами по теме выступили представители Московского автомобильно-дорожного государственного технического университета (МАДИ) и входящей в него Ассоциации бетонных дорог России. В мероприятии также приняли участие руководители Миндортранса Удмуртии, «Управтодора», «Удмуртавтодора», главы Балезинского и Кезского районов, а также представители общественных организаций: ОНФ, «Автомобили Удмуртии», «Автомобильная Удмуртия».
Председатель правительства Удмуртии Ярослав Семенов рассказал о проблеме ремонта дорог в Балезинском и Кезском районах республики на примере трассы «Балезино-Сергино». Он напомнил, что в соответствии с поручением главы региона Александра Бречалова, в этом году предстоит большая работа по поиску решения для этих объектов.
Ярослав Семенов отметил, что в северных районах высока протяженность гравийных и грунтовых автомобильных дорог, при этом крайне высокий уровень грунтовых вод. Близкая вода и так называемые пучинистые грунты существенно ослабляют земляное полотно и дорожную одежду. В случае дороги «Балезино-Сергино» есть еще одна проблема - отсутствие системы водоотвода. Кроме того, сама дорога прежде была построена хозспособом. Вдоль трассы расположены лесные участки, уклон от которых идет в сторону дороги. В водоотводных каналах вдоль подошвы насыпи застаивается вода. Вывести ее в лес нельзя – это земли лесного фонда. Помимо этого, автодорога не продувается. Осложняют ситуацию гуляющие пучины и родники, которые возникают не только в пониженных местах, но и на подъемах. С 2018 по 2019 год на дороге «Балезино-Сергино» обустроили дорожную одежду из щебня. Это облегчило существующую проблему, но не решило ее.
Председатель республиканского правительства также рассказал, что плотность населения в северных населенных пунктах невысока. Основные виды экономической деятельности районов – это сельское хозяйство и лесная промышленность. Поэтому, даже несмотря на невысокую интенсивность движения, на дороги все равно оказывается существенная нагрузка от большегрузной техники, в частности лесовозов, молоковозов. Дорожная одежда не выдерживает, и образуются дефекты.
Ярослав Семенов отметил, что рассматривалось несколько вариантов, в том числе и капитальное строительство - асфальтобетонные или цементобетонные дороги. Но потребность в таком ремонте на севере Удмуртии составляет более 200 км. Даже если говорить об устройстве дороги IV категории, это минимум 8 млрд рублей - для бюджета республики это непомерная нагрузка. Второй вариант - устройство покрытий из щебня или готовых щебеночно-песчаных смесей, но тогда речь идет о потере несущей способности в период весенней распутицы.
Доктор технических наук и президент Ассоциации бетонных дорог России Виктор Ушаков заявил, что возглавляемая им организация готова выполнить комплекс работ по оценке транспортно-эксплуатационного состояния региональной сети дорог и разработать соответствующие рекомендации.
Напомним, дорожные службы Удмуртии ведут подготовку региональных и межмуниципальных трасс к весеннему паводку – на сегодня 60% дорог готовы к пропуску талых вод.