Селдон

В Ижевске открыли памятник Петру Можарову

13.06.2018

Накануне Дня города, 9 июня, рядом с перекрестком улиц Карла Макрса и Бородина в Ижевске был открыт памятник Петру Можарову – изобретателю и создателю первых советских мотоциклов.


Открытие памятника приурочили к 85-летию АО «Ижевский мотозавод «Аксион-холдинг» и 130-летию Петра Можарова.


Петр Владимирович Можаров родился в Тамбовской губернии в 1888 году, учился в Лейпцигском университете в Германии.


В 1924 г. Петр Можаров, родившийся в селе Саюкино Кирсановского уезда Тамбовской губернии начал с работы в «отделе оздоровления» производства на

Ижстальзаводе – занимался совершенствованием котлов и турбин, а всё свободное время отдавал своему удивительному по тем временам увлечению – мотоциклам.

Увлечение это оказалось как нельзя современным – в середине 1920-х г.г. высшее руководство страны хорошо понимало: с одной стороны, необъятные просторы СССР, бурный рост народного хозяйства требуют ускорения связи и передвижения, а с другой – многие оборонные производства в мирное время необходимо загрузить гражданской продукцией.

Надеясь заполучить себе производство первых советских мотоциклов (а борьба за это право на рубеже 1920-1930-х г.г. развернулась нешуточная)и зная об увлечении Можарова, дирекция Ижстальзавода в 1927 г. отправила его на стажировку в Германию, где он познакомился с опытом работы нескольких предприятий, в том числе завода «Байроме-Моторенборн» (будущий BMW). Можаров в Германии не только учился, через какое-то время уже он предложил немцам ряд усовершенствований для их мотоциклов и две разработанные им модели колясок, которые с небольшими изменениями используются и сегодня.

Конкуренция в европейском мотоциклетостроении была тогда исключительно высокой, и фирма, приняв и внедрив можаровские предложения, оказалась лидером рынка. «Учителя» высоко оценили предложения Можарова и подарила ему именной мотоцикл марки «МПВ-ДКВ» ручной сборки, на рулевой колонке которого имелась дарственная надпись, а на многих деталях стояли инициалы Можарова. На этом мотоцикле Можаров долгое время разъезжал по Ижевску.

В 1928 г. Можаров вернулся на Ижстальзавод и возглавил специальное конструкторское бюро, которое закупило в Германии лучшие образцы техники. На этих образцах водители под руководством Можарова совершили пробег Москва — Тифлис — Москва.

В 1929 г. за 8 месяцев Можаров сконструировал 5 моделей мотоциклов, составивших первое поколение «Ижей» - «Иж-1», «Иж-2», «Иж-3», «Иж-4», «Иж-5». И 17 сентября 1929 г. первый ижевский мотоцикл«Иж-1», собранный бригадой Иосифа Шадрина, выехал из ворот завода. Он весил 33 килограммов, имел штампованную раму, прогрессивную по тем временам карданную передачу, четырёхтактный двухцилиндровый двигатель с рабочим объемом 1200 куб.см.

В том же сентябре модели Иж-1 и Иж-4 были отправлены в мотопробег Москва- Ленинград-Харьков-Москва, доказавший состоятельность можаровского детища. 20 октября участники пробега прибыли в Москву, где в ГУМе было устроено нечто вроде выставки мотоциклов «Иж». Каждый ижевский мотоциклист получил на память большой серебряный с эмалью нагрудный знак: силуэт мчащегося мотоцикла и надпись «Всесоюзный испытательный пробег советских мотоциклов Автодора». Знак № 46 достался Можарову и был украшен гравировкой: «Конструктору советских мотоциклов и участнику пробега т. Можарову от Комитета пробега».

Преимущества Ижевска были очевидны – город располагал мощной металлургией, крупной индустриальной базой, талантливыми инженерами и конструкторами, высококвалифицированной рабочей силой. Эти обстоятельства склонили чашу весов на сторону столицы Удмуртии.

В качестве площадки для строительства завода Ижевск бы утвержден в июле 1929 г. президиумом Высшего совета народного хозяйства СССР. 6 апреля 1932г. президиум облисполкома Удмуртской автономной области постановил: «В связи с неоднократными решениями ВСНХ СССР о постройке в г. Ижевске большого мотоциклетного завода, признать необходимым и обязательным работы, связанные со строительством и организацией опытного мотозавода…».

Первый серийный мотоцикл – «Иж-7» - был выпущен в Ижевске в 1934 г. (в этот год выпущено порядка 100 машин), уже после смерти Можарова, на бывшей оружейной фабрике, давшей начало Ижевскому мотоциклетному заводу. «Иж-7» был первым ижевским мотоциклом, появившимся в свободной продаже.

Переходную модель – «Иж-8» - начали выпускать в Ижевске в 1938 г. Первая партия «восьмерок» была раскуплена в московском магазине за один день.

В 1940-х годах до конвейера довели мотоциклы «Иж-9» и хромированный, разноцветный «Иж-10». А за несколько дней до войны родился и «Иж-12» (всего было выпущено 49 этих мотоциклов).

 Скончался Петр Можаров в 1934 году в Сочи, где и был похоронен.

После обнаружения могилы Петра Можарова на одном из кладбищ Сочи существовал проект переноса его праха в Ижевск, но реализован не был.

 





комментировать

все новости




«Анаконда-тур» снова удивила!

Казино — шанс выиграть

Несмотря на то, что времена наземных игровых площадок в нашей стране давно закончились, азартные игроки и по сей день сильно рискуют собственным здоровьем, увлекаясь игрой в казино.

ООО "Анаконда". Релакс йога-тур в Индию

ООО "Анаконда". Организация бизнес-тренингов совместно с московскими вузами


Андрей Фефилов: "Для наших клиентов мы намного больше, чем просто поставщик питания"

...

Бахруз Гумбатов: "Я хочу сделать округ «Союзный» лучшим в городе"

...

Евгений Сибиряков: "Все достижения ООО "УАТ" – это заслуга исключительно всего коллектива"

...

Михаил Черемных: "Не зубрить, а мыслить – по такому принципу строится образовательный процесс в Гуманитарном лицее "

...

Яндекс.Метрика
www.izhevskinfo.ru
Купол
Полиграф
Пресс-Тайм
Управление Госэкспертизы
Разработка сайта - "Мифорс" / Дизайн-студия "Мухина"