Дмитрий Сурнин: «Отсутствие инициативы тормозит развитие города»

15.03.2018

Депутат гордумы Ижевска Дмитрий Сурнин – о роли оппозиции, принципах управления городским хозяйством, оценке работы Администрации и планах на будущее.

 
- Дмитрий Николаевич, какой вы видите роль и место  в системе городского управления вас как депутата от оппозиции и фракции КПРФ?
- Городская дума Ижевска – коллегиальный орган, ее решения во многом зависят от позиции крупнейшей фракции, члены которой не устают напоминать нам о своем численном превосходстве. Что касается нашей фракции КПРФ, то в ней состоит всего 4 депутата из 42, и, исходя из этого, мы трезво оцениваем свои возможности и степень влияния на принимаемые решения.
Иногда приходится слышать такое мнение: альтернативные фракции бесполезны, так как не могут ни на что повлиять. Я с этим мнением не согласен, поскольку городская дума является тем местом, где идет борьба идей, мнений, а в споре, как известно, рождается истина. И если какие-то рациональные и полезные предложения оппозиционных фракций учитываются при принятии окончательного решения – это и есть результат нашей работы.
 
- Тем не менее, считается, что вы, что называется, «встаете в позу», во всем противореча «генеральной линии».
- Нет, я не ставлю перед собой такой задачи – постоянно оппонировать большинству, всегда и во всем быть против. У меня есть сформулированная позиция по вопросам функционирования городского хозяйства и в целом по системе управления городом, исходя из них я формулирую свои предложения. Часто в споре это выглядит как критика наших оппонентов, но это рабочий процесс публичного общественного органа, просто не все к этому привыкли.
Вот например… В ушедшем году мы много говорили о достаточно сложном финансовом положении города: 5-миллиардном муниципальном долге столицы республики, закредитованности, предбанкротном состоянии муниципальных предприятий, в том числе, обеспечивающих жизнедеятельность города – МУП ДРЭУ, МУП СПДУ и др. Постоянное давление с моей стороны и со стороны моих коллег, главное публичное обсуждение как ситуации, так и наших предложений вынудило Администрацию города сменить ряд руководителей муниципальных предприятий. Мы с полным на то основанием считаем, что сумели подтолкнуть руководство города к принятию решений, которые, надеемся, изменят ситуацию к лучшему.
 
- Кроме ДРЭУ и СПДУ в предбанкротном состоянии находился и муниципальный трест банно-прачечного хозяйства, до недавнего времени успешно работавший. Вы, насколько известно, занимались этим вопросом…
- Управление городским хозяйством – тема очень сложная. Руководство города, как я уже сказал, достаточно ревниво относится к замечаниям и предложениям в собственный адрес. Но всегда стоит помнить, что ответственность перед горожанами несут именно депутаты, которым жители города доверили представлять их интересы во власти, а от степени эффективности использования муниципального имущества, управления им зависит качество жизни в городе.
Трест банно-прачечного хозяйства – ООО «ПТ «БПХ» - до некоторых пор был вполне успешным предприятием, имевшим на балансе имущества на миллиард рублей - это и здания, и земельные участки, в том числе в центре города, но в течение двух-трех лет превратился в убыточную структуру, которой грозило банкротство. Мы с коллегами-депутатами инициировали разбирательство, выяснив, что директор, по сути, трестом не занимался,  заключал многомиллионные контракты с теми организациями, в которых работал до этого сам  или собственниками являлись его подчиненные. Кроме того, не согласовав с руководством города сделку, он приобрел в личное пользование у ООО «ПТ «БПХ» за 800 тыс. рублей автомобиль, реальная стоимость которого составляла более 2 млн. рублей.
Все это вскрылось в результате проверки деятельности предприятия, инициированной моим депутатским запросом, по итогам разбирательства теперь уже бывший директор ООО «ПТ «БПХ» был уволен. Казалось бы, очевидные вещи – предприятия работают не эффективно, тянут за собой обязательства в виде городского имущества, но, находясь в меньшинстве, не легко добиться принятия очевидных административных мер . Все это требует от депутатов постоянного внимания, настойчивости и, что скрывать, стойкости в отстаивании своей позиции.
 
- Что еще вам удалось сделать в 2017 году?
- Думаю, смело можно говорить, как о результате, это сокращение числа заместителей глав районных администраций. Еще в начале года мы предлагали сократить должности заместителей – как в районах, так и в самой Администрации г.Ижевска. В ответ нам говорили, что сокращение – мера не правильная, что заместители эффективны, что они нужны. Однако сама жизнь убедила в том, что наше предложение было вынужденным и необходимым, а значит - правильным. В результате сокращения бюджет города сэкономил не один миллион рублей без какого-либо ущерба для системы управления городским хозяйством.
Другое предложение - по созданию конкурентной среды в такой важной сфере, как содержание городских дорог - было озвучено на круглом столе, проводимым мной с общественниками города в начале весны 2017 года. Прошлая зима наглядно показала, что работа единственного городского предприятия не эффективна, что со своими задачами оно не справляется – нет мотивации, а, соответственно, и результатов; нет развития, и более того – МУП ДРЭУ находится в предбанкротном состоянии.
Слушать нас тогда не хотели. Но сегодня, после настоятельной рекомендации руководства республики, город переходит на новую конкурентную систему уборки дорог – именно ту, о которой мы говорили в начале прошлого года.

- Какие задачи вы ставите перед собой на ближайший период, что, по-вашему, остается важным и не замеченным или недостаточно реализуемым Администрацией города, куда будут направлены ваши усилия как депутата?
- Не скажу ничего нового – Ижевск находится в непростом финансовом положении, и ему необходимо искать дополнительные источники бюджетных доходов, параллельно оптимизируя расходы и повышая эффективность своей работы. Резервы для решения этих задач имеются. 
Городу необходима ревизия всей имеющейся в его распоряжении собственности, анализ ее использования и волевые решения относительно продажи неэффективно используемого имущества, что обеспечит не только прямые доходы в бюджет, но и впоследствии дополнительные налоговые поступления. Я лично убеждаюсь, в том числе по результатам проверок контрольной палатой по моим запросам, что здесь есть резервы.  
Кстати, еще в мае месяце в рамках работы антикризисной рабочей группы я предлагал задуматься о продаже «Ижевских электрических сетей», на что получил категорический отказ от руководства города. Предприятие не платило практически ни разу отчислений от прибыли городу как собственнику на протяжении многих лет. Работает же оно не по городским нормативным актам, а по федеральным, в том числе касающимся тарифов. Город не получал никаких выгод от владения этим многомилиардным активом. Его продажа никаким образом не отразится не на горожанах, на на управлении городским хозяйством, а ситуацию с закредитованностью решит серьезно.
Если говорить об оптимизации, я уверен в необходимости сокращения должности заместителя главы города, как минимум одного, а также в оптимизации ряда управлений - как Администрации города так и районных администраций. В сегодняшней ситуации, как бы кому не хотелось, это, во первых, вынужденная мера, во вторых - повод задуматься об эффективности работы. 
Вызывает множество вопросов и работа муниципальных программ. Сегодня они носят, прямо скажем, декларативный характер и не являются по-настоящему эффективным инструментом поддержки тех или иных сфер жизни города. Программы необходимо пересмотреть и конкретизировать, четко определить их задачи и индикаторы выполнения. Это к вопросу оценок эффективности работы управлений – они просто отсутствуют системно, а часто носят субъективный характер. Не все, но часто! То же самое касается и действующей системы выполнения наказов избирателей – она не отвечает не возможностям бюджета, не реалиям времени. Я давно выступаю за реформирование системы исполнения наказов и вижу, что многие мои коллеги по городской думе задумались об изменениях, которые должны повысить эффективность использования бюджетных средств. Речь идет о значительных финансовых средствах – на исполнение наказов избирателей ежегодно выделяется 70 млн. рублей.
 
- Предложений и инициатив по улучшению работы муниципальных властей у депутатов, представляющих оппозиционные фракции, достаточно. Как к вашей позиции и позиции ваших коллег относятся городские власти?
- Разумеется, я вижу, что в некоторых исполнительных органах муниципальной власти вопросы и предложения мои и моих коллег вызывают раздражение. Довольно часто мы слышим обвинения в популизме. Это, несмотря на то, что спустя время большая часть наших предложений реализовываются, и как я уже говорил уже по инициативе нового республиканского руководства. Тут уже городские власти резво берут под козырек…это конечно не может не вызывать улыбку.
В конце концов, вынужден повторить это еще раз, городская дума – коллегиальный и публичный орган, работа которого прямо противоречит давней привычке чиновников решать наиболее важные вопросы в тишине кабинетов, без какого-либо обсуждения. Сегодня, в период экономической нестабильности такого рода действия ведут к снижению авторитета всех институтов городской власти. Существует четко сформулированный запрос общества на участие в управлении городом, и отмахнуться от него, проигнорировать – невозможно.
 
- Вы имеете в виду непосредственное участие горожан в решении проблем, связанных с точечной застройкой?
- И это тоже, но, если смотреть в целом, то необходимо признать, что у муниципалитета отсутствует работающая система взаимодействия с горожанами. Власти города обращаются к жителям, когда дело касается несущественных вопросов или вопросов, ответы на которые совершенно очевидны. А когда речь идет о действительно важных проблемах, власти ограничиваются так называемыми публичными слушаниями. В существующем виде эта процедура не вызывает доверия у горожан, свидетельствуя о неспособности власти работать в постоянном и конструктивном диалоге с населением. Удивительный парадокс: процедуру публичных слушаний вводили для того, чтобы гасить возникающие в городе конфликты, а она наоборот – их только обостряет. Необходимо ее совершенствовать, законодательные возможности для этого есть.
Но говорить нужно не только о конфликтных ситуациях, а о максимально широком участии жителей в управлении городом. Планирование территорий, обсуждение проектов застройки с учетом достаточного количества социальных объектов, парковок, зеленых зон и зон отдыха, парков и скверов. Круг вопросов, которые власти необходимо обсуждать с горожанами, очень широкий.
 
- В городе есть Общественная палата, которая и создавалась как площадка для диалога власти и общества.
- Работу этого органа необходимо перезагрузить, очевидно, что в сегодняшнем виде он не эффективен. Необходимо изменить как принципы формирования Общественной палаты, так и круг обсуждаемых в ней вопросов. Это та проблема, решением которой мы будем заниматься в ближайшее время. Требует реформирования и инвестиционный совет при главе города, в котором сегодня нет ни одного эксперта в экономике, а есть только чиновники и депутаты. В нем нет представителей городского бизнес сообщества, Общественной палаты, иных общественных и экспертных организаций типа Опоры России или представителей РАН или других представителей из академической среды.
Многое осталось за рамками разговора, но в целом вот тот круг вопросов, решением которых я и мои коллеги по фракции, будем заниматься в ближайшей время. Делать мы это будем вне зависимости от внешних обстоятельств, кадровых перемен в Администрации или чьего-то недовольства нашей работой.
 
- И все-таки, как бы вы оценили работу руководства Ижевска?
- Мы знаем главу Ижевска как человека порядочного и компетентного, его человеческие качества не вызывают сомнения – в этом его плюс. Минусом считаю отсутствие у главы города желания или умения слышать альтернативные точки зрения, вне зависимости от личных симпатий и антипатий, умения выстраивать диалог - как с горожанами так и неудобными депутатами. Также считаю недостатком отсутствие кадровой политики.  Отсюда и управление процессами происходит в режиме «случилось – устраняем», то есть отсутствует плановость в работе. Хороший этому пример – то, как республиканские власти сегодня взяли в свои руки почти все стратегические городские направления: электрические сети, водоканал, содержание городских дорог – во всех этих направлениях и происходящих в них изменениях нет инициативы городской власти. Исполнительская роль - это не то что я бы хотел видеть во главе Ижевска. Нужна инициатива, если не своя, то хотя бы условия создания предложений от горожан и предпринимательского сообщества. А этого, к сожалению, сегодня в городе нет.
 


комментировать

все новости




«Анаконда-тур» снова удивила!

Казино — шанс выиграть

Несмотря на то, что времена наземных игровых площадок в нашей стране давно закончились, азартные игроки и по сей день сильно рискуют собственным здоровьем, увлекаясь игрой в казино.

ООО "Анаконда". Релакс йога-тур в Индию

ООО "Анаконда". Организация бизнес-тренингов совместно с московскими вузами


Сергей Кривошеев: "НПЦ «Пружина» – один из самых привлекательных работодателей республики"

...

Иван Фокин: "Мы стали одними из лучших в Удмуртии по показателям цифровизации в сфере здравоохранения"

...

Павел Митрошин: "Наша цель - переход на пациентоориентированную модель развития отрасли"

...

Аркадий Гаврилов: "Мы оказываем медицинские услуги, не имеющие аналогов в Удмуртии"

...

Яндекс.Метрика
www.izhevskinfo.ru
Купол
Полиграф
Пресс-Тайм
Управление Госэкспертизы
Разработка сайта - "Мифорс" / Дизайн-студия "Мухина"