Селдон
2019

Михаил Хомич: Меняем парадигму и избавляемся от иллюзий

Поддержка экспортеров стала одним из основных трендов государственной политики в области экономики. Указание регионам ориентироваться на развитие экспорта дано на самом высоком уровне – Президентом России. Как с поручением Владимира Путина справляется Удмуртия? 
Об этом наш разговор с постоянным представителем Главы Удмуртской Республики при Президенте Российской Федерации – заместителем Председателя Правительства Удмуртской Республики Михаилом Хомичем, который состоялся сразу после проведения первого в России мастер-класса «Выход на экспорт по каналам электронной торговли», прошедшего в Ижевске с участием представителей электронных площадок Alibaba и eBay и Российского экспортного центра.

– Михаил Викторович, недавно вы назвали экспорт одним из трех основных направлений работы постпредства Удмуртии в Москве. Какие задачи стоят? Что уже реализовано?

– Я бы расширил этот вопрос, поскольку развитие экспорта – это задача республики, а постпредство – всего лишь один из инструментов ее реализации, и не самый, кстати, ключевой. Если говорить о практических вещах, то, в первую очередь, у нас есть показатели роста несырьевого неэнергетического экспорта. По итогам первых десяти месяцев 2018 года – около 140%, больше, чем в два раза. Это очень хороший рост.

– На чем базируется этот рост?

– Здесь несколько причин. Например, настрой предпринимателей. Если вы помните, одним из первых девизов, озвученных главой республики, был такой: «Удмуртия – часть глобального мира». И если сначала это казалось невероятным лозунгом, то сейчас мы видим, как меняется отношение предпринимателей к экспорту. Я пришел на это интервью с мероприятия, которое мы провели совместно с Центром поддержки экспорта УР, где увидел более сотни (!) предпринимателей. В основном – малый бизнес. Само понятие «малый бизнес – экспортер» еще лет семь назад было чем-то невероятным. Ну как малый бизнес может быть экспортером? А сейчас только в Удмуртии десятки таких примеров. Поэтому рост несырьевого экспорта в республике связан, в том числе, с экспортными контрактами малого и среднего бизнеса.

– Какая роль в этом принадлежит руководству республики? Что можно считать его заслугой?

– За то, что растет экспорт – спасибо предпринимателям. Это их активность. Относительно всего остального, я бы говорил не о заслугах, а о том, что мы делаем, и что, может быть, кому-то действительно помогает.

Начнем с того, что наш Центр поддержки экспорта – один из лучших в России. И это не мои слова, а рейтинг Российского экспортного центра. Удмуртия там в тройке.

Мы очень дорожим взаимоотношениями с партнерами, с РЭЦ, всегда с ними на связи, и поэтому некоторые серьезные проекты первыми в России появляются именно в Удмуртии. Мы, например, один из пилотных регионов по внедрению экспортного стандарта. И это не просто так. Команда во главе с Валерией Антоненко работает очень профессионально. Второе – мы много вкладываем в образование и уже сделали несколько образовательных проектов по экспорту. Третье – это все, что касается бизнес-миссий и зарубежных поездок. Можно сказать, что они перестали быть политическими и получили четкий упор на экономику. Бизнес-миссии – только для предпринимателей.

– Чиновники в них не участвуют?

– Я как чиновник, который так или иначе курирует это направление, езжу, но не всегда. Просто в некоторых странах реально важно, когда делегацию возглавляет представитель правительства, без этого никуда. Но никаких чиновничьих делегаций – это просто исключено. Нужно понимать, что такие поездки – это не туризм, а достаточно тяжелые мероприятия. И, поверьте, любая бизнес-миссия – это работа.

– Чем и как государство может поддержать предпринимателей, которые хотят выйти на зарубежные рынки, – консультациями, помощью в упаковке и продвижении, поиске надежных посредников и перспективных ниш на рынке? Что еще?

– Многое вы перечислили. На сайте Центра поддержки экспорта УР – десятки услуг, начиная с различных форм консалтинга: и про долю рынка, и про конкурентов, и про ценообразование. РЭЦ помогает в сертификации, субсидирует услуги по доставке. Опять-таки мы организовываем бизнес-миссии – участие в некоторых выставках стоит дорого, а в рамках миссий предприниматели фактически оплачивают только дорогу и проживание.

Помимо этого, мы изучаем международный опыт. Например, выяснили, что бразильский центр поддержки экспорта помогает с дизайном. Это важно, потому что даже если товар хороший, но по упаковке не проходит, то его не купят за границей. У нас есть идея, начиная с 2019 года, привлекать местных подрядчиков, из Удмуртии, которые будут по льготным ценам помогать с дизайном, а мы субсидируем бизнесу часть этих затрат.

– Помогать только с упаковкой? Дело в том, что в Удмуртии в свое время начинали заниматься развитием промышленного дизайна, но этот тренд как-то заглох. А то, как выглядит сам продукт, не менее важно чем то, как он упакован.

– Возможно, что и центр промышленного дизайна у нас появится, но сначала займемся упаковкой. Этот проект сейчас структурируется.

- Что республика поставляет на экспорт?

– Большой процент – это вооружение. Но если посмотреть детально, мы поставляем абсолютно разные вещи: и лес, и мебель, и то, что называется неклассифицированными товарами. Есть совершенно необычные предметы экспорта. Например, одежда для таких изящных видов спорта, как гимнастика, – чемпионы Европы по художественной гимнастике заказывают ее в Удмуртии.

– А если рассматривать географию поставок?

– Номер один – страны СНГ. Много идет в Нидерланды – эта страна является своеобразным хабом. Отправляем в Германию, Новую Зеландию, Аргентину, немного в Монголию. Если говорить о небольших объемах, то благодаря электронным платформам единичные поставки есть практически везде. Даже не веришь, что продукцию из Удмуртии можно встретить почти в любой точке мира.

– Как идут дела с Китаем? Помнится, год назад эта тема продвигалась с большим энтузиазмом.

– С Китаем у нас достаточно слабый товарооборот. И я не очень доволен темпами его роста. Мы рассчитывали на семь контрактов с начала года. Может, и сделаем, но не в том объеме, как хотели. В Китае, как оказалось, даже думать оскорбительно о быстрых победах. Они просто мыслят другими категориями – сто лет, двести, а тут приезжают удмуртские предприниматели и говорят, что за год захватят рынок...

– То, что малый и средний бизнес начал смотреть в сторону внешних рынков, конечно, здорово. Но основа производства в республике – это крупные предприятия, в первую очередь, оборонно-промышленного комплекса. Есть ли какие-то планы по поддержке экспортных программ в ОПК?

– Давайте разговоры об оружии все-таки выведем в отдельную плоскость. Но у оборонных предприятий есть задачи по конверсии. И они очень амбициозные. Поэтому совместно с РЭЦ мы придумали такой продукт, как обучение экспорту компаний ОПК. И по итогам этого акселератора мы должны выйти на экспортные контракты. Казалось бы, чему ты можешь научить большие предприятия? Но быть конкурентными в глобальном мире не так просто.

– Они привыкли работать по-другому.

– У тех, кто работает по госзаказу, изначально не было такой задачи. А на рынке нужно уметь конкурировать. Именно поэтому мы начали такой проект, это первый подобный опыт в России.

– Обратная связь есть? Глаза у людей горят?

– С этим сложнее. Вот вы спрашиваете, а у меня перед глазами встают эти листки с обратной связью. Могу сказать, что пока относятся по-разному. Для кого-то это просто непонятная история. Когда ты отправляешь пятого заместителя четвертого начальника шестого отдела, это показывает твое отношение к экспорту. У нас же требование, чтобы приходили только руководители, которые отвечают за экспортное направление. Поэтому красивого ответа, что все счастливы, не будет. Одни делают домашние задания и пишут мне раз в два дня, как они продвигаются, другие более формально подходят к вопросу. Это как в школе, как в любом процессе обучения. Но могу привести очень хороший пример. 

На сегодняшнем мастер-классе ко мне подошел предприниматель. Он делает пропитку для дерева. Говорит, что год назад впервые услышал про экспорт, зашел на сайт, увидел там информацию, и вот прошел год, и он уже экспортер, хотя никогда об этом не думал, спасибо вам. Я отвечаю: стоп, а давайте напишите об этом. Потому что когда мы ходим и убеждаем, что нужно учиться экспорту, создавать экспортный акселератор, мы все равно чувствуем дистанцию – ты разговариваешь с предпринимателем, а он к этому относится, как к словам человека из власти, который что-то там приукрашивает и т.д.

А когда сам предприниматель начинает говорить, что это реально работает, можете не верить чиновникам, но у меня получилось, то складываются истории, которые меняют среду.

Сначала в эти программы обучения будут впрягаться двадцать процентов, потом сорок, потом пойдут первые контракты, а потом и все остальные поверят.

– У республики есть новая амбициозная задача – экспорт продукции предприятий агропромышленного комплекса. С АПК, наверное, еще сложнее, чем с ОПК?

– Возможно, акселератор для АПК будет следующим шагом. Сейчас эти компании могут учиться экспорту на общих основаниях. Образовательных программ хватает. И мне нравится, что наши сельхозпроизводители и производители продуктов питания подключаются к этому тренду. Я только что вернулся из Шанхая, где прошла большая выставка. И туда летали представители группы компаний «Комос». Мы познакомили их с руководителем представительства «Опоры России» в Шанхае, который вывел на рынок Китая уже шесть компаний из России, в том числе помог заключить контракт между сетью Starbucks в Китае и российскими пищевиками, которые сейчас поставляют туда печенье. Начали присматриваться, вместе думать. Может, ничего и не получится – все иллюзии по моментальному захвату Китая я оставил еще год назад. Но мне нравится, что крупные компании АПК присоединяются.

А дальше и малый, и средний бизнес подтянутся. Кстати, мероприятие с Alibaba и eBay – как раз про малый бизнес, потому что через электронные площадки вы можете выйти на рынок того же Китая даже с одной поставкой. Продадите на тысячу долларов – невеликие деньги для экономики республики – но вы уже попробовали. Сегодня, кстати, рассказывали потрясающие истории: ребята, которые отправляли через eBay запчасти на 100 евро, сейчас вышли на оборот в 50 млн евро в год. То есть там можно вырасти как угодно.

– Каким образом использование электронных торговых площадок может увеличить объемы экспорта? Что там надо знать и чему научиться?

– С одной стороны, все очень просто, а с другой – сложно. Вот вы делаете очень классный журнал. Со стороны может показаться, что писать и компоновать статьи – это легко, но вы-то знаете лучше меня, что делать хороший журнал – это бесконечный труд. Вот так же и с электронными площадками. Разместить объявление о продаже на рынке Китая стоит 0 рублей 0 копеек. Это можно сделать хоть сегодня вечером – например, выставить стакан. Но шансов, что вы его продадите, тоже почти ноль. Зарегистрироваться и пытаться что-то продвигать вы можете сами. Но по факту, если вы хотите делать классно, продвигаться по всем правилам, на системной основе, то это уже серьезная работа.

И у вас два пути – либо занимаетесь этим сами, либо нанимаете консультанта, который вам помогает. И оба пути неправильные. Если будете делать все самостоятельно, то не останется времени на то, чтобы развивать бизнес. А если наймете консультанта, то ему ваш бизнес так или иначе будет параллелен. Поэтому идеальная комбинация – разобраться в основах, начать, и уже потом привлекать команду, которая будет заниматься этим на системной основе. Сегодня этому учил Илья Кретов из eBay. И ему сильно вторил Борис Нейман из Alibaba. У них немного разные модели бизнеса, но в целом история одна и та же.

И знаете, было приятно, когда выяснилось, что на eBay около 200 аккаунтов из Удмуртии. Есть компании, которые торгуются на Alibaba. И это те, кто может других подтолкнуть вперед. Одна девушка из Екатеринбурга за месяц вышла на 31 новую страну, никогда этим не занимаясь прежде. И в этом прелесть онлайн площадок.

Я не говорю, что это панацея, но это немножко расширяет границы. И ты уходишь от таких вопросов, как сертификация, – там человек продает человеку. Но сейчас электронные площадки так выросли, что потеряться там очень легко. Перед мастер-классом мы с Главой Удмуртии Александром Бречаловым и с генеральным директором eBay в России Ильей Кретовым обсуждали проекты, которые еще можно сделать. Всего пока сказать не могу, но по обучению точно будет большой тренд. Будем массово учить удмуртские компании. Это если говорить о планах на 2019 год.

– Получится?

– Загадывать не будем. Вы знаете, когда идет такой рост, то и ошибок, как правило, совершается немало. Нам есть чем гордиться в отношении экспорта. Это направление в Удмуртии развивается успешно. Хотя сложно требовать экспортной ориентированности от республики, которая долго была закрытым регионом. 

И это объективная реальность. Сейчас мы пытаемся менять эту парадигму, но делаем это не резко. Нельзя сделать счастливым человека против его воли. У нас нет задачи, чтобы все побежали на экспорт. Мы довольны текущим темпом. Он, по крайней мере, позитивный. Надеемся, что будем разгоняться.

Сергей Савинов

Корпорация развития Удмуртской Республики. Поддерживаем экспорт. Выращиваем экспортеров>>>


Комментировать




Армия-2019
Ольга Попова: "В этом году исполняется 100 лет УРО ПРЗ РФ"

...

Александр Шаклеин: "В гематологической лаборатории 1 РКБ используется современное высокотехнологичное оборудование"

...

Нагим Каюмов: "Благотворительная деятельность стала социальным кредо с момента создания нашей компании"

...

Светлана Ровенская: "На ИЭМЗ «Купол» создана многоуровневая система развития кадрового потенциала"

...

Яндекс.Метрика
www.izhevskinfo.ru
Купол
Полиграф
Пресс-Тайм
Управление Госэкспертизы
Разработка сайта - "Мифорс" / Дизайн-студия "Мухина"