Селдон
2018

Мусорное «дно»

С 1 января 2019 года в России вступит в силу «мусорная реформа», результатом которой станут изменение подходов к обращению с твердыми коммунальными отходами (ТКО) и повышение тарифов на вывоз и утилизацию мусора для потребителей. Что будет включено в тариф, и насколько республика готова к началу реформы?

Важность перемен

«Мусорным коллапсом» называет руководство России и регионов проблему с накоплением мусора, признавая, что ситуация в стране обострилась до предела. По данным Министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды Удмуртии, в республике ежегодно образуется 445 тыс. т твердых коммунальных отходов, из которых 387 тыс. т подвергается захоронению. Последняя инвентаризация показала, что в регионе насчитывается 481 несанкционированная свалка общей площадью 394 га, где накоплено в общей сложности 1,4 млн тонн отходов.

– Это не просто разбазаривание наших земель и источник антисанитарии. Все гораздо серьезнее. Дело в том, что при проникновении атмосферных осадков в бытовые отходы образуется ядовитый свалочный фильтрат (вещество 4-го класса опасности), которое представляет собой значительную угрозу загрязнения подземных вод, – говорит Денис Удалов, министр природных ресурсов и охраны окружающей среды УР. – Чтобы рекультивировать все несанкционированные свалки Удмуртии, по нашим расчетам, необходимо 4,8 млрд рублей. Но проблема еще и в том, что мелкие свалки, которые муниципалитеты либо члены экологических движений устраняют обычными санитарными мероприятиями (уборкой или субботником), в скором времени вырастают как грибы на тех же самых местах. Поэтому нам как воздух необходима такая система, чтобы весь образующийся мусор доезжал до полигонов, а не оседал в оврагах и лесопосадках.

За необходимость срочного проведения реформы выступает и руководитель регоператора по обращению с ТКО в Удмуртии ООО «Спецавтохозяйство» Иван Маринин. Именно регоператор будет заниматься всеми «мусорными» вопросами – от сбора до утилизации. По словам Маринина, в стране и республике никогда не было комплексного подхода к обращению с отходами ни со стороны бизнеса, ни со стороны населения. И к мусорному коллапсу привело именно отсутствие централизованной системы управления отраслью. В результате «мусоровоз не приезжает, мусорных контейнеров нет, мусоросортировочных заводов нет». Иван Маринин считает, что потребуется несколько лет активной работы, чтобы достичь цивилизованного уровня обращения с отходами.

– Масштаб проблемы со свалками в Удмуртии колоссальный. С квадрокоптера их было обнаружено почти 600. В реальности же их еще больше – часть свалок поросли травой, и с воздуха их просто не видно. Вывозят мусор в леса и сами жители, и мусороперевозчики, чтобы не платить полигонам за размещение отходов. У нас 40% отходов не доезжает до официальных полигонов, они все оседают на несанкционированных свалках. Когда заработает регоператор, таких ситуаций не будет. Каждый житель Удмуртии, оплачивая новую коммунальную услугу, будет уверен, что его мусор уедет на лицензированный полигон, там его рассортируют и захоронят остатки. Мы будем знать каждый килограмм мусора «в лицо», – прокомментировал «Деловому квадрату» Иван Маринин.

Впереди России всей

С 1 января 2019 года стоимость услуги по вывозу и утилизации мусора включат в платежи за ЖКУ и будут рассчитывать в зависимости от количества людей, прописанных в квартире, а не от ее площади, как раньше. Такое решение приняли власти большинства российских регионов. В Удмуртии для жителей многоквартирных домов изначально разработали тариф в 7,54 рубля на один квадратный метр, а для проживающих в частном секторе – 135,25 рубля с человека. При этом предельно максимальный тариф, который регоператор может заявить для утверждения в Министерство строительства, ЖКХ и энергетики Удмуртии, – 166 рублей с человека. По словам региональной власти, тарифы разработаны, исходя из Территориальной схемы обращения с ТКО.

Эти цифры были озвучены в конце октября, а в начале декабря на круглом столе, организованном удмуртским отделением Общероссийского народного фронта, представители Минстроя заявили о новой позиции ведомства к формированию тарифов.

– Мы создали рабочую группу, в которую вошли представители управляющих компаний, общественных организаций, ТСЖ, выслушали их мнения. Учли позицию муниципальных образований, которые также выступали за начисление платы с человека, сегодня пообщались с представителями Народного фронта. Считаем, что плата за обращение с ТКО в Удмуртии должна начисляться, исходя из расчета на человека, – заявил заместитель министра строительства, ЖКХ и энергетики УР Дмитрий Сурнин.

Новые тарифы устанавливаются в соответствии со стоимостью утилизации одного кубометра отходов и нормативами накопления мусора, которые каждый регион рассчитывает для населения и юридических лиц. Например, для жителя многоквартирного дома на Чукотке такой норматив составляет 1,2 куб. м мусора в год, а стоимость вывоза и утилизации одного куб. м мусора для регионального оператора – 777,2 рубля. Получается, что средний житель Чукотки должен заплатить за свой мусор 932,64 рубля, в пересчете на месяц – 77,72 рубля.

В Удмуртии Минстрой принял следующие нормативы: на одного проживающего в МКД он составляет 2,12 куб. м в год, для жителей частных домов – 2,46 куб. м. Тариф для регоператора на вывоз и утилизацию 1 куб. м мусора прогнозно рассчитан в сумме 647 рублей. Для сравнения, в других регионах ПФО нормативы ниже: в Татарстане – 1,94 и 2,09 за куб. м соответственно, в Самарской области – 1,95 и 2,81, в Ульяновской области чуть выше, чем в Удмуртии, – 2,3 и 2,33.

Если посмотреть другие регионы, то, например, для столицы Калмыкии Элисты определено, что тариф на вывоз одного кубометра мусора составляет 308,88 рубля, а средний житель города производит 2,4 куб. м мусора в год. Получается, что за год средний элистинец должен заплатить за утилизацию своих отходов 741,31 рубля, в расчете за месяц – 61,7 рубля.

Если взять предельный тариф (166 рублей) с человека в Удмуртии, то, по данным на 10 декабря, он один из самых высоких по России. На втором месте пока находится Ярославская область, где утвержден тариф 151,4 рубля с человека в месяц. Республика Башкортостан занимает третье место по стоимости утилизации ТКО – 140,9 рубля. Немного дешевле в Санкт-Петербурге, где тариф составляет 140,1 рубля. Замыкает пятерку «лидеров» Республика Хакасия – 138,8 рубля. Для республики Коми и Свердловской области, которые лидировали по стоимости вывоза отходов в 2018 году, новые тарифы еще не объявлены, их обещают опубликовать до конца года.

Дешевле всего вывоз мусора, как и в 2018 году, будет в Республике Дагестан – сейчас он обходится в 53 рубля в месяц на человека, и о повышении тарифов в следующем году информации пока нет.

Территориальная схема обращения с ТКО соседнего с Удмуртией Татарстана предусматривает предельный тариф в размере 124,9 рубля с человека, однако в правительстве региона опасаются устанавливать тариф выше 100 рублей из-за возможных протестов населения.

На 10 декабря тарифы по новой системе вывоза и утилизации мусора приняли 39 регионов. Еще 8 регионов, в том числе и Удмуртия, объявили, что утвердят тарифы до 20 декабря. По словам главы Минстроя Ивана Ястреба, ведомство всесторонне проверит все составляющие предложенного регоператором тарифа, учитывая «необходимую валовую выручку, которая нужна предприятию, чтобы функционировать; расходы, которые будет нести регоператор в рамках заключенных с транспортировщиками договоров по вывозу мусора, на выполнение своих обязательств».

За что заплатим

Предложенный к утверждению единый тариф на вывоз и утилизацию мусора предложила московская компания «Большая тройка», которая составляла для Удмуртии электронную территориальную схему обращения с ТКО. По расчетам компании, тариф состоит из следующих услуг регоператора: транспортирование – первое и второе «плечо», перегрузка, сортировка и обработка отходов, их обезвреживание, размещение (захоронение) мусора на полигоне и расходы самого оператора. После проведенных расчетов «Большая тройка» предложила тариф на утилизацию за одну тонну мусора в 6 472 рубля.

– В тарифе учтен налог на воздействие на окружающую среду, а также недавно повышенный налог на добавленную стоимость в 20%. Раньше все перевозчики мусора, а их в Удмуртии 160, НДС не платили, работали по «упрощенке». Это еще одна причина, почему тариф вырастет, – пояснил Артем Седов, руководитель ООО «Большая тройка».

По его словам, сейчас перед властями региона стоит задача утвердить такой тариф на вывоз мусора, чтобы регоператор имел источник средств для создания в Удмуртии необходимой инфраструктуры по обращению с отходами. Речь идет о строительстве современного мусоросортировочного комплекса рядом с Ижевском, а также мусоросортировочных и мусороперегрузочных станций во всех городах и районах республики.

В тарифе все эти мероприятия учтены. По словам Ивана Маринина, на средства от оплаты услуги по сбору мусора в 2019 году планируется начать строительство мусоросортировочного комплекса на Нылгинском полигоне мощностью 250 тыс. т отходов в год; до 2021 года создать 20 мусороперегрузочных станций в районах республики; закупить спецтехнику – мусоровозы, мульти-
лифты, мобильные пресс-компакторы, контейнеры и специальные мульды для раздельного сбора отходов – в 2019 году их в Удмуртии должно появиться больше 1000.

– Все мусоровозы будут оборудованы системой ГЛОНАСС и видеорегистраторами, будем в режиме онлайн видеть, откуда он забрал мусор и точно ли привез на полигон. А везти отходы на полигоны им будет выгодно, потому что расчет будет идти за тонны – больше отходов привезли, больше заработали. За мусор, вываленный в лес или овраг, им никто не заплатит. Мы уже провели электронный аукцион, выбрали перевозчиков, с нового года четыре компании возьмут на себя всю нагрузку по транспортировке отходов. В свою очередь, они могут привлекать дополнительные силы и технику, – прокомментировал Иван Маринин.

Кроме этого, согласно опубликованной Территориальной схеме обращения с отходами, три полигона должны быть рекультивированы, еще четыре – построены и введены в эксплуатацию. Согласно официальной информации, строительство мусоросортировочной станции в Увинском районе обходится в 55 млн рублей. В какую сумму обойдется строительство мусоросортировочных комплексов на Нылгинском полигоне, а также в северной части региона (мощностью 100 тыс. т в год), пока не разглашается. Известно лишь, что сумма контракта, заключенного республикой с регоператором «Спецавтохозяйство» на 10 лет, составляет 29,5 млрд рублей. Руководитель САХ уверяет, что расходы будут прозрачны.

– Результаты нашей работы будут в публичных отчетах, их формат сейчас определяем с правительством региона. Каждый житель Удмуртии сможет их посмотреть и убедиться, что нами соблюдаются все условия соглашения с республикой. Но могу уже сейчас сказать, что регоператор даже еще не начал официально работать, а к нам уже пришли с проверкой три федеральных ведомства, – заверил Иван Маринин.

Готовность номер один

С 1 января 2019 года все твердые бытовые отходы в Удмуртии будут вывозиться на пять действующих полигонов. Планируется, что они будут функционировать как минимум до 2020 года. Это полигоны в Можгинском, Якшур-Бодьинском, Увинском и два – в Завьяловском районе. В стадии завершения строительства находится полигон в Камбарском районе, который планируется запустить в работу в первой половине 2019 года. По мнению экспертов, в ближайшие 3-4 года этого количества полигонов будет достаточно, при условии, если будут соблюдаться все требования по сбору перемещению отходов. Согласно этим требованиям, все населенные пункты Удмуртии должны быть оснащены контейнерными площадками для сбора мусора, отвечающими всем санитарным правилам. Сегодня в большинстве сел и деревень традиционно используется «сигнальный» метод сбора мусора, который предполагает сбор ТБО мусоровозом и оповещение жителей о прибытии машины звуковым сигналом. К 1 января власти этих поселений обязаны будут создать и обустроить контейнерные площадки, стоимость каждой оценивается от 30 до 50 тыс. рублей, а впоследствии и обслуживать их. В тех населенных пунктах, где не распространен «сигнальный» метод сбора ТКО, затраты лягут на управляющие компании или жителей.

По словам многих руководителей сельских муниципальных образований, они оказались не готовы к выполнению нового требования.

– Мы начали готовиться к вступлению закона об обращении с твердыми бытовыми отходами еще в 2015 году, но нам не хватило финансовых средств на обустройство контейнерных площадок. Бюджеты районов невелики по доходам и очень прозрачны по расходам, которые контролируются Минфином, и выделить несколько миллионов рублей на обустройство площадок нереально. У нас в районе 32 населенных пункта, и даже если оборудовать по одной площадке в каждом, то это уже 1,5 млн рублей. Это требование необходимо было бы пролонгировать года на два, чтобы обеспечить его выполнение финансами, – прокомментировал Сергей Русинов, глава МО «Каракулинский район».

По мнению спикера, прежде чем начинать реформу, необходимо было вести среди населения, особенно сельского, активную просветительскую работу, поскольку много лет оно справлялось с вывозом накопленного мусора своими силами.

– В определенные дни и часы к точкам сбора подъезжает мусоровоз и забирает пакеты с мусором. Население платит за пакет объемом 30 литров – 30 рублей, 50 литров – 55 рублей, 100 литров – 80 рублей. Все очень логично и понятно. А когда мы населению рассказываем о новом, контейнерном, способе сбора мусора и что за это придется платить тариф – у людей появляется множество вопросов, – добавил Сергей Русинов.

Новые правила обращения с ТКО предполагают также, что мусоросборочные площадки должны быть оборудованы контейнерами для раздельного сбора мусора. В первый год действия реформы доля отсортированных отходов от общего объема ТКО должна составлять не менее 5%. По словам Ивана Маринина, эти контейнеры будут приобретаться за счет регоператора, т.е. на средства от оплаты тарифа потребителями, и уже сейчас в Ижевске установлено порядка 50 таких мусоросборников.

– Мы начнем с 5% со следующего года и с каждым годом будем прирастать по объему, – пояснил руководитель регоператора.

Для распределения раздельного мусора к 2021 году в республике должны быть построены сортировочные станции на всех полигонах. По словам Ивана Маринина, ожидается, что строительство будет финансировать не только регоператор, но и Правительство России в рамках госпрограммы «Чистая страна».

До 1 ноября 2019 года в России будет разработана единая электронная территориальная схема по обращению с отходами, в нее войдут данные всех субъектов страны. Она позволит определить потенциальные места для строительства мощных площадок по переработке отсортированного мусора, куда смогут направлять ТКО соседние регионы. Некоторые эксперты утверждают, что после проведения этой работы будет понятен прогноз выручки этих больших экотехнопарков, и тогда можно будет рассматривать вопрос о снижении тарифов для регоператоров и, следовательно, для населения.

Общественное мнение

На момент подготовки этого материала новые тарифы на вывоз мусора в Удмуртии еще не были утверждены. Правительство не организовало ни общественных слушаний по предстоящей реформе, ни широкого обсуждения ее в социальных сетях. Между тем среди жителей региона уже сложился ряд выводов и мнений, которые они высказали либо в социальных сетях, либо в диалоге с корреспондентом «Делового квадрата».

– Среднее фактическое накопление ТБО на сегодня по домам «Городской УК» на 40 923 жителя составляет 14,66 кг, норматив – 23,413 кг в месяц. Норматив завышен почти в два раза, – поделился на своей странице в «Фейсбуке» Рауф Кутдузов, директор 
ГК «Единая УК».

– Надеемся, что полученные от оплаты тарифов средства пойдут на развитие мощностей для досортировки и переработки отходов. Необходимо только пристально следить за тем, в какие мощности будет инвестировать регоператор. Мы считаем, что жителям Удмуртии с первого года действия новой системы необходимо предоставить право экономить на вывозе мусора за счет осознанного поведения – сокращения количества отходов и раздельного сбора отходов. Поэтому мы будем стараться убедить правительство, Министерство ЖКХ и регоператора объединить усилия для разработки схемы дифференцированной оплаты – для участников пилотного проекта уже в 2019 году, для всего населения республики – не позднее начала 2020 года, – поделился с «ДК» Максим Дерябин, активист экологического сообщества «Зеленый паровоз».

– Власти муниципальных образований не подготовились должным образом. Практически ни в одном районе не организованы контейнерные площадки, что требуется по новому закону. Но это признак отсутствия продуманных планов работы по обращению с отходами. Посмотрите сайты поселений, районов – там отсутствуют планы работы на год. Например, в Стратегии развития Малопургинского района до 2025 года, решение вопросов обращения с ТБО не обозначено. Что касается раздельного сбора мусора, то к нему в республике не готовы ни население, ни власти. Надо было вводить это новшество раньше, чтобы люди привыкли. Например, в Агрызе (Татарстан) уже сейчас действует раздельный сбор ТКО, и за счет использования жителями этого вида сбора мусора тариф для частного сектора установлен всего 52,93 рубля. А в Удмуртии предлагают установить тариф 135,25 рубля, –прокомментировал Юрий Никитин, депутат «МО «Малопургинский район».

– Приведу цифры по своему дому. За качественный ежедневный вывоз 11 контейнеров мусора наше ТСЖ «Берша-32» платило в месяц: в 2017 году – 50 тыс. рублей, в 2018-м – 72 тыс. рублей (после непонятного повышения цен полигонами). С 2019 года, если примут новые тарифы, мы будем платить за вывоз мусора 280 тыс. рублей. Увеличение в 5,5 раза. Считаю, что в решении проблемы сбора и утилизации мусора должны участвовать, в том числе и финансово, не только жители, но и бюджеты – муниципальных образований, республиканский и федеральный, – прокомментировал Анатолий Ломаев, председатель ТСЖ «Берша-32».

– Мы готовились к мусорной реформе с конца 2014 года, и вдруг российские законодатели делают чудовищный шаг назад. На прошлой неделе депутаты Госдумы во втором чтении рассматривали законопроект № 581681-7, который амнистирует очень многие виды экологических нарушений до 2023 г. Несанкционированные свалки, которые были выявлены до 1 января 2019 года и занесены в реестр, а их около 1000, предлагается легализовать. Т.е. регоператор сможет пользоваться этим реестром при выполнении своих обязанностей: вывозить ТКО не на полигоны, а на «пиратские» свалки. Кроме того, законопроект отменяет компенсацию экологического сбора (РОП), таким образом, экосбор становится просто экологическим налогом для всех производителей товаров и упаковки. Такое налоговое бремя ляжет в первую очередь на потребителей – на нас с вами. Депутаты прописали также возможность для региональных властей менять рег-оператора без конкурса.

В целом законопроект амнистирует целый букет экологических преступлений, противоречит нацпроектам «Экология», «Чистая страна», майскому указу президента. Опасаясь социальной напряженности и мусорного коллапса, чиновники спешат прикрыть свое бездействие, неподготовленность регионов законопроектами, которые развязывают руки региональным операторам, – считает Владимир Любимов, директор ООО «ЭКОР».

Мария Наумова

«Динамо» – в самом центре спортивной жизни>>>


Комментировать




Армия-2019
Татьяна Сабельникова. Врач по призванию души и сердца

...

Владимир Капеев: "Мы дорожим своими работниками, ведь это наше главное достояние"

...

Яков Крымский: "Мы являемся оператором введения Национальной системы сертификации на территории Удмуртии"

...

Андрей Саламатов: «Я всегда хотел заниматься лесом»

...

Яндекс.Метрика
www.izhevskinfo.ru
Купол
Полиграф
Пресс-Тайм
Управление Госэкспертизы
Разработка сайта - "Мифорс" / Дизайн-студия "Мухина"