Селдон
2018

АПК. Ориентир на экспорт

На прошедшем в Ижевске форуме «Сделано в Удмуртии» в рамках круглого стола «Перспективы молочного рынка и экспорт продукции АПК» ведущие отраслевые эксперты рассказали о новом направлении развития сельского хозяйства – экспортоориентированности вместо импортозамещения.

Рейтинг России

По оценке Центра изучения молочного рынка, Россия ежегодно производит 22-23 млн т питьевого молока, а ввозит из других стран – в основном из Беларуси – 4,4 млн т. За 2014-2018 годы – время действия антироссийских санкций – сельхозпроизводители увеличили выпуск товарного молока на 2,5 млн т, или на 11%. Также выросло производство сухого молока, сыров, сливочного масла. Такой устойчивый рост в молочном животноводстве зафиксирован впервые после распада СССР.

Но благополучную с виду ситуацию осложняет снижающийся спрос потребителей. Падение наблюдается последние пять лет, и в 2017 году уровень потребления составил 152 кг молочных продуктов на душу населения в год. Это в два раза ниже, чем при СССР, и более чем в два раза меньше рекомендованной ВОЗ нормы (330 кг). По статистике российского Национального союза молока, 10% самых бедных граждан России потребляют в год на одного человека 170 кг молока, а 10% самых богатых – 330 кг.

– По самым консервативным оценкам, за последние пять лет спрос на готовую молочную продукцию сократился на 12%. Это существенный фактор, который влияет на рынок. Тот факт, что отрасль в конце 2017 года столкнулась с серьезным падением закупочных цен на сырое молоко, связан с тем, что девальвационный эффект 2014 года исчерпал себя, а спрос при этом продолжил падать по причине снижения доходов населения. По оптимистичному сценарию, в ближайшие 5-7 лет потребление молока в России может увеличиться максимум на 20%, – считает исполнительный директор Национального союза производителей молока Артем Белов.

Внутренний рынок перенасыщен молочной продукцией, а роста спроса можно ожидать лишь при повышении доходов населения. Выход – искать новые рынки сбыта. Правительство России определило аграриям новый ориентир: вместо импорто-
замещения – развитие экспортного потенциала. Президент Владимир Путин поставил задачу в ближайшие шесть лет увеличить объем экспорта продукции АПК до 45 млрд долларов. По данным Минсельхоза России, в 2017 году экспорт продукции АПК составил 20,7 млрд долларов. Первую позицию в экспортной составляющей устойчиво занимает зерно (36%). Задача – увеличить поставки всех видов продукции, в т.ч. молочной, объем которых сегодня составляет 300 млн долларов (1,5% от общего объема экспорта). Россия вывозит цельномолочную продукцию, сухое молоко, сыры и творог. 90% продукции поставляется в страны СНГ, боле половины из них – в Казахстан и на Украину (ДНР и ЛНР). По оценкам экспертов, при условии открытия приоритетных для России рынков, экспорт молочной продукции может расти на 15% в год (1,8 млн т) и к 2024 году увеличиться в три раза. Востребованными станут кисломолочные продукты, сыры, творог, мороженое – на эти категории будет приходиться до 80% объема экспорта.

Потенциал Удмуртии

Федеральные эксперты отметили, что у производителей Удмуртии также есть большой потенциал для выхода на мировые рынки – регион входит в топ-3 по производству товарного молока в сельхозорганизациях. В прошлом году республика произвела 756,8 тыс. тонн молока, что на 2,9% больше, чем годом ранее, и выше показателей 1980 года. Впервые за новейшую историю АПК республики удалось остановить процесс сокращения дойного стада: за 2017 год поголовье выросло на 2 656 голов и составило на 1 января этого года 118 тыс. дойных коров.

Сегодня Удмуртия экспортирует сельхозпродукции на сумму 1,7 млн долларов. Для сравнения: Челябинская область – на 200 млн долларов. Еще весной этого года власти региона заявили, что к началу 2019 года удмуртская молочная продукция должна быть представлена на рынках за пределами России. Как сообщила на форуме министр сельского хозяйства и продовольствия республики Ольга Абрамова, чтобы выполнить поставленную президентом Путиным задачу, Удмуртия должна увеличить экспорт своей сельхозпродукции в 2,5 раза. Уже сейчас удмуртские производители победили лейкоз коров, который являлся препятствием для выхода на экспорт, и с 2019 года республиканские власти начнут искать возможности для заключения контрактов с иностранными контрагентами.

Чтобы попасть на мировой молочный рынок, бизнес Удмуртии должен представить конкурентоспособный продукт, а для этого нужно внедрять современные технологии и разрабатывать линейки продукции для категорий населения с низким потреблением питьевого молока, как это делают основные поставщики молочной продукции, стараясь занять ниши на перспективных рынках. Например, в Ирландии одна из компаний, ощутив падение потребительского спроса на питьевое молоко, стала производить из него не просто сыр, а готовую пиццу с использованием своей продукции, увеличив прибыль от бизнеса в полтора раза. По словам Михаила Мищенко, такой же подход необходимо применять удмуртским молокопроизводителям, особенно при разработке продуктов для молодежи, которая сокращает потребление молока во всех странах. Эксперты уверены, что только тот, кто сумеет найти подход к разным возрастным категориям потребителей, сможет выиграть в борьбе за новые рынки, которая в ближайшие годы будет только ужесточаться.

Мировой расклад

По данным Национального молочного союза, сегодня в мире производится 880 млн т молока, более половины этого объема приходится на страны ЕС, Юго-Восточной Азии, США, Новую Зеландию. Ведущие мировые аналитики составили четыре прогноза развития ситуации на молочном рынке на ближайшие 12 лет.

– Позитивный сценарий рассчитан с учетом отсутствия локальных или глобальных военных конфликтов и увеличения потребления животного жира и белка. В этом случае к 2030 году производство молочных продуктов увеличится до 1,2 млрд т с объемом торговли 95 млрд долларов, при этом количество дойных коров возрастет до 1,5 млрд голов. Другой сценарий, негативный, предполагает наличие военных конфликтов и увеличение потребления населением растительных жиров и белков взамен животных, – рассказал Михаил Мищенко, издатель The DairyNews, крупнейшего отраслевого СМИ.

В обоих прогнозах важная роль отводится спросу на молочные продукты с содержанием животного жира и белка, который, по оценкам экспертов, устойчиво снижается. Исключением являются страны Юго-Восточной Азии и Северной Европы, но и в них в ближайшие годы также прогнозируется сокращение потребления. Именно по этой причине уже сейчас США и страны ЕС снижают производство питьевых молочных продуктов и увеличивают объемы выпуска глубоко переработанных.

– В ближайшие десять лет на мировом рынке молочной продукции будут востребованы, прежде всего, страны Юго-Восточной Азии, где быстрорастущее население, где увеличиваются его доходы и где будет расти уровень потребления. По оценкам экспертов, основной прирост спроса будет приходиться на Китай, Египет, Иран, Корею, Японию и ряд стран СНГ. Рост импорта в этих странах составит 10-20% с оборотом торговли около 10 млрд долларов. Будут востребованы сыры, сухое цельное и обезжиренное молоко, масло, – считает Артем Белов.

По его словам, ключевыми мировыми поставщиками молочных продуктов в ближайшие 10-12 лет будут США, страны ЕС, Новая Зеландия, Австралия и Беларусь. Многие эксперты прогнозируют к 2030 году резкий рост производства молока – в два раза – в Индии и Пакистане. Россия пока не входит в топ ведущих мировых экспортеров, хотя имеет для этого потенциал: географический, человеческий, земельный, водный. Основным препятствием для отечественных производителей на мировом рынке является нежелание большинства стран заключать торговые соглашения с Россией. По этой причине остаются закрытыми рынки Северной Африки, Ближнего Востока, нескольких стран Юго-Восточной Азии и, прежде всего, Китая. Борьбу за торговлю в Китае ведет не только Россия, но и все «молочные» страны.

Путь в Китай

Торговый потенциал китайского рынка молочной продукции оценивается в 5 млрд долларов. Сегодня в Китае 32% объема потребления молока и молочных продуктов приходится на импорт, а в ближайшие шесть лет эта доля увеличится до 38%. Причина – в целом ряде факторов, которые ограничивают внутреннее производство молока в Китае: высокая себестоимость, дефицит водных и земельных ресурсов.

– За последние четыре года объем производства собственного молока в Китае снизился на 2 млн т, это 6-7% от производимого в стране молока. И для России на этом рынке существуют огромные возможности. Сегодня мы экспортируем в Китай только мороженое на сумму 5 млн долларов в год. По объемам поставок молочных продуктов в эту азиатскую страну Россия на 5-м месте после Франции, КНДР, Японии и Новой Зеландии, – прокомментировал Артем Белов.

В отличие от России, Беларусь начала экспортировать свою продукцию в страны Юго-Восточной Азии еще несколько лет назад. По данным Национального молочного союза, белорусский экспорт в третьи страны составил в 2017 году 50 млн долларов, увеличившись в шесть раз по сравнению с 2016 годом. За последние два года доступ к рынку Китая получили 47 молокоперерабатывающих холдингов Беларуси: они поставляют в основном сухое молоко и сыворотку.

– Эти успехи – результат активной позиции государства, – отметил Артем Белов.

Помощь государства

Масштабная задача – удвоить экспорт продукции АПК к 2024 году – может быть решена только совместными усилиями государства и бизнеса, отметили участники форума «Сделано в Удмуртии». Власть в лице Минсельхоза должна взять на себя функции, связанные с открытием рынков, обеспечением стабильной господдержки, выстраиванием логистики. А бизнес, в свою очередь, обязан обеспечить конкурентоспособность продукции.

В сентябре, на всероссийской выставке «Золотая осень» глава Минсельхоза России Дмитрий Патрушев представил новый национальный проект «Экспорт продукции АПК», реализация которого начнется со следующего года. Всего на выполнение комплекса мероприятий в течение шести лет будет выделено 350 млрд рублей, большая часть – 290 млрд рублей – предназначена на мелиорацию и развитие льготного кредитования предприятий.

Свыше 30 млрд рублей планируется направить на экспортно-ориентированную логистику, поскольку нынешнее состояние транспортной инфраструктуры является, по словам Патрушева, существенным препятствием для развития экспорта. Основными направлениями финансирования станут субсидирование затрат на транспортировку сельхозпродукции и строительство объектов АПК.

Мероприятия по устранению внешнеторговых барьеров получат поддержку в размере 18 млрд рублей, которые будут направлены на эпизоотический мониторинг и обеспечение безопасности, субсидирование сертификации сельхозпродукции и продовольствия. Кроме того, почти 9 млрд рублей предполагается выделить на реализацию комплекса мер по созданию системы продвижения российской продукции за рубежом, в том числе на субсидии Российскому экспортному центру, создание и продвижение федеральных и региональных брендов.

Документ определяет приоритетные для экспорта товарные группы, в которые вошла мясная и молочная продукция. По оценкам Минсельхоза России, к 2024 году отрасль может обеспечить прирост экспорта в 2,2 млрд долларов (с 0,6 млрд).

С учетом финансирования развития экспорта в 2019 году гос-поддержка АПК России превысит 300 млрд рублей.

Минсельхоз Удмуртии, со своей стороны, также разработал проект региональной программы «Экспорт продукции АПК». В нее внесены такие направления, как молочная и мясная продукция, лен и рапс (последним в Удмуртии засевается 6 тыс. га). Сейчас устанавливаются целевые индикаторы.

В министерстве планируют в первую очередь направить средства на строительство оптово-распределительных центров. Будут финансироваться также мелиорация земель, логистика, предусмотрено субсидирование процентных ставок.

Проект региональной программы «Экспорт продукции АПК» депутаты Госсовета Удмуртии должны рассмотреть до конца 2018 года.

Мария Наумова

Новая установка для АПК>>>


Комментировать




Владимир Музлов: "У нас работают лучшие в Удмуртии специалисты в области офтальмологии"

...

Тамара Казанская: "С начала года к специалистам кадастровой палаты за помощью обратились уже 427 человек"

...

Вячеслав Максимов: "Про нас даже говорят, что в Удмуртии работают настоящие кудесники"

...

Елена Садовникова: "Наши услуги очень востребованы в Глазове и в районах северного куста"

...

Яндекс.Метрика
www.izhevskinfo.ru
Купол
Полиграф
Пресс-Тайм
Управление Госэкспертизы
Разработка сайта - "Мифорс" / Дизайн-студия "Мухина"