Селдон
2018

От «умных городов» – к «умным регионам»

 В России пытаются делать «умными» не города, как на Западе, а целые регионы. Связано это с особенностями бюджетной политики.
 
Удмуртия тоже стремится присоединиться к этому тренду.

Навстречу цифровой экономике

Данные, на основе которых составляются международные рейтинги, доказывают, что между уровнем развития информационных технологий и социально-экономическим развитием государства существует прямая зависимость. По сведениям Всемирного экономического форума, индекс глобальной конкурентоспособности стран (The Global Competitiveness Index) имеет высокую степень корреляции с индексом развития информационно-коммуникационных технологий в этих странах. Из 137 государств, вошедших в этот рейтинг в 2017-18 гг., Россия занимает 38-е место. А согласно индексу развития информационно-коммуникационных технологий-2017 (ICT Development Index) наша страна находится на 45-й позиции, что ниже стран Прибалтики.

Шаги, направленные на изменение этой ситуации, федеральный центр начал предпринимать в 2016 году, сразу после того, как Владимир Путин в Послании Федеральному собранию заявил о том, что для перехода «на новый уровень развития экономики, социальных отраслей нам нужны собственные передовые разработки и научные решения».

– Необходимо сосредоточиться на направлениях, где накапливается мощный технологический потенциал будущего, а это цифровые, другие, так называемые сквозные технологии, которые сегодня определяют облик всех сфер жизни. Страны, которые смогут их генерировать, будут иметь долгосрочное преимущество, возможность получать громадную технологическую ренту. Те, кто этого не сделает, окажутся в зависимом, уязвимом положении. Сквозные – это те, которые применяются во всех отраслях: это цифровые, квантовые, робототехника, нейротехнологии и так далее, – заявил Владимир Путин.

Тогда же Президент России предложил «запустить масштабную системную программу развития экономики нового технологического поколения, так называемой цифровой экономики».

«В ее реализации будем опираться именно на российские компании, научные, исследовательские и инжиниринговые центры страны», – подытожил глава государства.

По следам послания в короткий срок были приняты два базовых документа: «Стратегия развития информационного общества в РФ на 2017-2030 гг.» и программа «Цифровая экономика РФ», включенная в перечень основных направлений стратегического развития страны. Для управления программой были созданы пять базовых и три прикладных направления развития цифровой экономики в России. Базовыми направлениями стали нормативное регулирование, подготовка кадров, образование, формирование исследовательских компетенций, информационная структура и безопасность; прикладными – государственное управление, здравоохранение и «умный город».

«Умные» – города или регионы?

Эти базовые документы и заложили принципы государственной политики в сфере информационно-коммуникационных технологий, на них же опирались, формируя собственные программы и стратегии, и регионы-лидеры, такие как Новосибирская, Ульяновская и Свердловская области. Правда, словосочетание «умный город» (smart city) в этих документах встречается редко – в России пытаются делать «умными» не города, а целые регионы.

Связано это с особенностями бюджетной политики.

«Умный город» (Smart city) – это международный проект, название которого родилось за рубежом, в тех странах, где основные решения, связанные с развитием территорий, принимаются муниципалитетами, контролирующими большую часть финансовых средств. В России же выстроена трехуровневая модель бюджетирования. Если представить ее в виде лестницы, то муниципальный уровень – это нижняя ступень, а федеральный – верхняя. Основным же заказчиком программ и проектов, связанных с информационно-коммуникационными технологиями, является находящийся на средней ступени региональный уровень, поэтому в России чаще говорят не об «умном городе», а об «умном регионе». Что, если разобраться, справедливо. Далеко не всякий российский город может позволить себе стать «умным», а уж сельское поселение – тем более. И если бы в России говорили именно об «умных городах», а не регионах, малые города, села, поселки и деревни оказались бы выключенными из общего процесса. Об этом, в частности, говорилось на панельной дискуссии в рамках Международной промышленной выставки «Иннопром-2018». Как заявил директор макрорегионального филиала «Урал» ПАО «Ростелеком» Сергей Гусев, делать «умными» регионы в России проще, чем города.

– Сегодня мы чаще реализуем проекты не только в крупных городах, но и в удаленных. Там гораздо быстрее отдача, люди готовы принимать все это значительно быстрее. Небольшие объемы позволяют делать комплексные решения в более короткие сроки, – заявил Сергей Гусев.

Вторил ему и первый проректор Уральского федерального университета Сергей Кортов, говоривший о региональной концепции «умного региона» на примере Свердловской области. По его словам, внедрение smart-решений может дать значительный социально-экономический эффект: экономия потребления энергии может составить от 20 до 45%, экономия топлива – 15%, «умные» счетчики электроэнергии и газа позволяют сократить использование ресурсов на 30%. При этом, по словам Сергея Кортова, внедрять эти решения исключительно в крупных городах не стоит, иначе возникнет существенный дисбаланс и цифровое неравенство, которые в дальнейшем станут тормозом развития территорий.

Лидеры определяют тренды

Какой из регионов сегодня является лидером по внедрению информационно-коммуникативных технологий, сказать трудно – претендентов достаточно. Да и стартовые позиции были разными. В Новосибирской области региональное правительство начало вкладывать деньги в построение каналов связи и центров обмена данными (ЦОД), когда ни о каких «умных регионах» речи не шло. Эти вложения вызвали гнев федерального центра, однако созданная несколько лет назад инфраструктура сегодня стала базой, на которой и строятся современные «умные» сервисы. При этом Новосибирская область является в России абсолютным лидером по использованию широкополосного Интернета, являющегося наряду с ЦОДами и каналами связи ключевой составляющей «умной» инфраструктуры.

Что касается Ульяновской области, первой среди российских регионов утвердившей концепцию «умного региона», то инновационный кластер здесь создавался на основе двух других – авиационного и ядерно-инновационного кластеров. Ульяновская область стала пилотным регионом реализации Национальной технологической инициативы, включая такие направления, как AeroNet, EnergyNet, FoodNet, HealthNet, NeuroNet.

Губернатор области Сергей Морозов дал поручение создать Фонд развития информационных технологий, поддерживающий проекты в IT-сфере. Грантовую поддержку фонда на сумму более 5,5 млн рублей в 2017 году получили 25 IT-проектов, кроме того, IT-компании области могут претендовать и на налоговые льготы.

«Мы первыми в России ввели такие налоговые послабления и уже видим значительный эффект», – заявила директор ОГКУ «Правительство для граждан» (Ульяновская область) Светлана Опенышева.

По ее словам, налог на прибыль организаций, зачисляемый в бюджеты субъектов РФ, за 11 месяцев 2016 года составил 14,6 млн рублей, а за 10 месяцев 2017 года – уже 56,3 млн рублей. Рост поступлений от налога на доходы физических лиц составил за тот же период 30%. Как результат, количество организаций, работающих в сфере информационных технологий, выросло в течение 2017 года с 80 до 96.

Екатеринбург, по данным 2016 года, занимал 5-7-е места в разных рейтингах, оценивающих развитие информационно-коммуникационных технологий, а Свердловская область – только 60-е. Преодолеть цифровое неравенство регио-
нальное правительство планирует, в том числе, за счет реализации концепции «Умный город», а основным полигоном для внедрения цифровой экономики станет площадка будущего ЭКСПО-городка.

– Любые ИТ-технологии – это повышение эффективности действующих процессов. Например, Екатеринбург, один из самых динамично развивающихся городов, столица Урала. Благодаря концепции «Умный регион» мы попробуем оптимизировать передвижение, энергетическое пространство, жилое пространство и т.д. Если мы станем местом проведения «Экспо-2025», осуществить оптимизацию можно будет быстрее: потребность в передовых решениях вырастет в разы. Это возможность достаточно быстро попасть в элиту цифровой экономики мира. Мы все равно станем цифровым городом, но «Экспо-2025» существенно ускорит этот процесс», – заявил первый проректор Уральского федерального университета Сергей Кортов на панельной дискуссии «Цифровизация регионов как проекция уровня Smart» в рамках выставки «ИННОПРОМ-2018».

Реализация концепции «умного региона» в Свердловской области идет под патронажем губернатора Евгения Куйвашева.

Открывая выставку «Иннопром-2018», он заявил, что повсеместное внедрение smart-решений – мера необходимая, поскольку является мощнейшим драйвером развития экономики региона и непременным условием повышения качества, комфорта и безопасности жизни людей.

– Не случайно экспозиция Сверд-ловской области посвящена двум темам – концепции «умного региона» и заявке на право проведения Всемирного ЭКСПО-2025 в Екатеринбурге, темой которого станут «инновации и лучшая жизнь – для будущих поколений». В случае нашей победы мы построим на территории уральской столицы эталонный, образцовый «умный город», опыт которого распространим на весь регион, – заявил Евгений Куйвашев.

За опытом – на Иннопром

По мнению гендиректора Националь-ного исследовательского института технологий и связи Александра Минова, также выступавшего на панельной дискуссии «Цифровизация регионов как проекция уровня Smart», ситуация для цифровой трансформации на всех уровнях – от муниципального до федерального – сложилась вполне благоприятная.

За последние годы существенно, в десятки раз, снизилась цена передачи, хранения и обработки информации. И это позволяет говорить о возможности массового внедрения цифровых технологий по множеству направлений. Для того чтобы регионы могли эффективно воспользоваться ситуацией, им, по мнению директора департамента стратегического развития и инноваций Министерства экономического развития РФ Артема Шадрина, необходимо сосредоточиться на трех направлениях – цифровизации государственного управления и бюджетного сектора, на компаниях и промышленности, а также на ИТ-производителях.

– В частности, в компаниях требуется не просто внедрение какого-то программного обеспечения, требуется изменение культуры, системы принятия решений, она должна быть более гибкой. Здесь необходимо введение специальной должности – руководителя цифровой трансформации, который обеспечивает стыковку управленческих решений с использованием потенциала ИТ-технологий, это и кадры, и маркетинг, и проектирование. Чтобы система работала целостно, должен быть такой идеолог-лидер, который будет нести за это персональную ответственность, станет драйвером, – заявил Артем Шадрин.

Появление таких лидеров в Удмуртии – как в компаниях, так и в региональных органах власти – лишь вопрос времени. Причем ближайшего. Как заявил на панельной дискуссии вице-премьер Правительства Удмуртии Александр Свинин, республика, занимаясь цифровой трансформацией, планирует опираться на опыт, прежде всего, Свердловской области.

– Нам импонирует то, что делает Свердловская область. Это действительно одна из самых цельных концепций развития именно смарт-регионов, которые мы видели. И мы обязательно к опыту коллег обратимся, и я думаю, что какие-то вещи сможем использовать, те, что уже в Свердловской области наработаны, – заявил Александр Свинин.

Как отметил вице-премьер, треть населения Удмуртии живет в сельской местности, и власти республики планируют обеспечить доступом в Интернет каждое село.

– Что касается цифровой трансформации, то мы тоже выбираем концепцию smart-региона, приземлять цифровизацию только на уровне столиц и городов – это неправильно… У нас есть программа с одним из операторов мобильной связи, мы на принципах софинансирования делаем покрытие мобильным Интернетом и связью территорий, которые не попадают в программу «Ростелекома». В прошлом году доступ получили 10 тыс. человек, а к 2023 году мы планируем обеспечить весь регион устойчивой мобильной связью, – сообщил зампред Правительства Удмуртии.

При этом Александр Свинин отметил «некий нескоординированный процесс» между регионами на уровне федерации.

– Мы уже предлагали АНО «Цифровая экономика» и профильному министерству, предлагаем и сейчас все-таки сделать хотя бы чат в Ватсапе для того, чтобы понимать и сверять часы с тем, что регионы сегодня делают. Потому что все, что разработано в Москве, будут реализовывать потом на местах, а еще больше потом на уровне муниципалитетов. Этой координации сегодня не хватает, и мы надеемся, что АНО «Цифровая экономика» сделает к этому шаг, выберет хотя бы несколько регионов-пилотов, мы готовы таким стать, – предложил то ли в шутку, то ли всерьез Александр Свинин.

Шутки шутками, а правда в этих словах есть. Координация действий между регионами и обмен успешными практиками в такой сфере, как цифровая модернизация, – вещь принципиально важная. Разработанные на федеральном уровне концепции и программы дали регионам самостоятельность, но не дали необходимых ресурсов, в том числе коммуникационных. Изыскивать их придется самостоятельно, и от того, удастся ли им это, во многом зависит, станут ли «умными» российские регионы.

Алексей Чулков

Первая республиканская клиническая больница. Нейрохирургия>>>


Комментировать




Владимир Музлов: "У нас работают лучшие в Удмуртии специалисты в области офтальмологии"

...

Тамара Казанская: "С начала года к специалистам кадастровой палаты за помощью обратились уже 427 человек"

...

Вячеслав Максимов: "Про нас даже говорят, что в Удмуртии работают настоящие кудесники"

...

Елена Садовникова: "Наши услуги очень востребованы в Глазове и в районах северного куста"

...

Яндекс.Метрика
www.izhevskinfo.ru
Купол
Полиграф
Пресс-Тайм
Управление Госэкспертизы
Разработка сайта - "Мифорс" / Дизайн-студия "Мухина"