Селдон
2018

Не образование для города, а город для образования

В Ижевске идет работа по девяти федеральным проектам в рамках национального проекта «Образование». Их реализация поможет России войти в десятку ведущих стран мира по качеству образования. Что делается в городе для решения поставленных задач?

9 проектов

В мае 2018 года Министерство образования и науки РФ было разделено на два самостоятельных ведомства – Министерство просвещения (его возглавила Ольга Васильева) и Министерство науки и высшего образования. Первому были переданы «функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере общего образования». Ключевым элементом госполитики на этом направлении стал национальный проект «Образование», в который входят 9 федеральных проектов.

Проект «Современная школа» предусматривает обновление образовательных программ и внедрение систем оценок его качества на основе международных исследований – перед страной стоит сформулированная Президентом России Владимиром Путиным задача войти в число десяти ведущих стран мира по качеству общего образования.

«Успех каждого ребенка» – проект, призванный воспитывать «гармонично развитые и социально ответственные личности». Для школьников разрабатываются программы обучения, в том числе дистанционного, по индивидуальным планам. В рамках проекта предполагаются развитие профориентации и создание новых мест для дополнительного образования.

Третий проект предусматривает формирование цифровой образовательной среды. В школах будут создаваться профили «цифровых компетенций» для учеников и педагогов, отчетность в школах перейдет в электронную форму. Предполагается взаимодействие учеников и учителей на расстоянии, использование различных образовательных и педагогических цифровых технологий и платформ.

Остальные проекты – «Современные родители», «Учитель будущего», «Молодые профессионалы», «Новые возможности для каждого», «Социальная активность» – не менее важны, но базовыми можно назвать три, они и реализуются в регионах в первую очередь.

Сетевая среда

В Ижевске работа идет по всем девяти федеральным проектам. Управление образования администрации города ставит масштабную задачу создать сетевую инновационную среду, в которую будут интегрированы все имеющиеся ресурсы: дошкольные учреждения, структуры общего, дополнительного, профессионального образования и высшей школы, музеи, библиотеки, школы искусств и спортивные школы. По словам начальника Управления образования столицы республики Светланы Петровой, сегодняшний девиз: «не образование для города, а город для образования».

Создание инновационной среды в принципе невозможно без цифровизации, а она, в свою очередь, зависит от ресурсов, в том числе финансовых, как самих школ, так и родителей учеников. Использовать в образовательных целях современные гаджеты – телефоны, планшеты и др. – могут далеко не все, но школы Ижевска снабжены интерактивными досками, активно используют библиотечные ресурсные центры, имеющие выход в Интернет.

Возможности, которые сегодня есть у педагогов и учеников, достаточно широки. В 2017 году Удмуртия вошла в десятку регионов, наиболее успешно формирующих информационно-образовательную среду. Все школы столицы республики отвечают требованиям современного федерального государственного образовательного стандарта. Ученики имеют возможность заниматься в парке «Кванториум» и других учреждениях дополнительного образования, в том числе в рамках внеурочной деятельности.

С 1 августа этого года началась выдача сертификатов дополнительного образования. Эти сертификаты – официальное подтверждение возможности ребенка обучаться в кружках и секциях дополнительного образования за счет государства. Система сертификатов – наглядное свидетельство конкурентоспособности всех вариативных программ, существующих в системе дополнительного образования, их доступности и конкуренции между бюджетными учреждениями и некоммерческим сектором.

Все кабинеты начальных классов ижевских школ соответствуют требованиям федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования. Поэтапно руководителями школ приобретается самое современное оборудование для обучающихся 5-11-х классов; кабинеты физики, химии, биологии, географии, технологии, информатики оснащаются интерактивными и лабораторными комплексами.

Неизбежные процессы

Цифровизация образования – процесс неизбежный, и от использования в образовательном процессе всевозможных гаджетов никуда не деться. И здесь необходим предельно взвешенный подход с опорой на здравый смысл, поскольку никаких законодательных ограничений по их использованию в школах не существует.

Запрещать или разрешать ученикам пользоваться гаджетами? В Управлении образования Ижевска считают, что многое в этом вопросе зависит от позиции школы и конкретных учителей. Если они считают необходимым запретить, и родители с этой позицией согласны – значит, дети будут использовать электронные устройства во внешкольное время, если считают необходимым разрешить – существуют санитарные правила и нормы, в рамках которых и нужно действовать.

Электронные устройства при правильном использовании – хорошие помощники в образовании. У школ Ижевска есть опыт реализации программы «Один ученик – один компьютер», в этой программе участвует каждая четвертая школа города.

Школы Ижевска работают с сетевыми образовательными программами и платформами Яндекс.Просвещение, «Электронной мобильной школой» – современными, содержательными, полезными, использующими хорошие контрольно-измерительные материалы и методы диагностики.

Дистанционное обучение становится незаменимым для детей-инвалидов, которые не могут посещать школу; детей, находящихся на лечении в стационарах Ижевска или в федеральных медицинских центрах; детей-спортсменов, длительное время находящихся на сборах, и т.д.

Современные технологии очень хорошо работают в диагностике компетенций учеников, в их профессиональном само-определении. Например, в гимназии № 56 создана автоматизированная система диагностики профессиональных компетенций учеников Camp. Она дает очень хорошие результаты, планируется использовать ее и в других школах Ижевска.

Новые задачи

В связи с реализацией нацпроекта «Образование» изменились и задачи, стоящие перед директорами школ: каждая школа, каждый ученик должны быть, прежде всего, конкурентоспособными. Школа должна не только давать знания, но и прививать умения, навыки жизни в конкурентной среде, должна научить жить и развиваться в постоянно меняющихся условиях.

Именно об этом говорил на августовском совещании педагогов Глава Удмуртии Александр Бречалов. По его словам, сегодня возможность учиться не является конкурентным преимуществом, она – необходимость, позволяющая выживать в жесткой конкурентной среде.

Выпускник школы должен быть подготовлен к будущей жизни, и сегодня школы работают над формированием soft skills – «мягких навыков», таких, как умение работать в команде, выстраивать траекторию профессионального самоопределения, критически мыслить, высказывать свое мнение и его отстаивать, переучиваться и мобильно и гибко перестраиваться в заданных условиях.

Профессиональное самоопределение учащихся – один из ключевых трендов образования. Другим важнейшим трендом сегодня стало формирование у каждого ребенка лидерских качеств.

Кадры решают все

Традиционно одной из главных проблем сферы образования является нехватка педагогических кадров. Количество обучающихся в ижевских школах ежегодно растет на 5%, и педагогов с каждым годом требуется все больше. На сегодня в Ижевске существует 211 вакансий, в списке самых востребованных – учителя начальных классов, математики, физики, английского языка и информатики. При этом имеющиеся вакансии сегодня закрыты за счет внутреннего и внешнего совмещения, все предметы преподаются в полном объеме.

В Управлении образования Ижевска понимают, что за счет только административных решений от кадровой проблемы не уйти. Поэтому на базе Удмуртского республиканского социально-педагогического колледжа была создана муниципальная система подготовки кадров. В управлении знают, сколько студентов поступает на те или иные педагогические специальности, следят за результатами их учебы, участвуют в приеме экзаменов. В этом году ряды учителей Ижевска пополнят 63 молодых специалиста, начавших подготовку к будущей работе еще на втором курсе колледжа. Кроме того, в ижевских школах открыты педагогические классы, в этом году уже выпущено 13 помощников воспитателей.

Муниципальная система подготовки кадров обеспечивает хорошие результаты. Ежегодно в учреждения образования Ижевска приходит работать больше ста молодых специалистов, а уходит в другие отрасли с каждым годом все меньше. Портрет ижевского учителя становится моложе, средний возраст сегодня – 42 года, это очень хороший результат.

Конечно, существует проблема полной адаптации молодых педагогов, поскольку они имели возможность работать в условиях современной школы только на педагогической практике. Сегодняшний учитель – не информатор, а, скорее, модератор и интегратор, одного лишь голоса, мела и тряпки ему недостаточно для того, чтобы дать ученикам необходимые знания и навыки. Нужно учить молодых педагогов работать в сегодняшней реальности, и Управление образования Администрации Ижевска этим занимается. Главное условие успешной адаптации – это опытный педагог-наставник, который сопровождает молодого учителя в течение первого года его работы.

Кто он, директор будущего?

В Ижевске на базе школы «Гармония» работает кафедра УдГУ, которая занимается подготовкой будущих директоров школ.

До 2000-х годов и в самом их начале директора школ были по большей части хозяйственниками – занимались латанием крыш, покупкой парт, поиском средств на ремонты и т.д. Сегодня от этого стараются уйти. В столице Удмуртии создаются ресурсные центры для того, чтобы освобождать директоров школ и детских садов хотя бы от части хозяйственных полномочий.

Вместе с тем, как гласит закон, директор несет полную ответственность за жизнь, безопасность и охрану здоровья детей. Антитеррористическая деятельность, организация школьного питания и медицинского обслуживания и многое другое – это работа директоров, связанная, в том числе, с хозяйственной деятельностью, поэтому целиком и полностью освободить от нее директоров, конечно, не получается.

Сегодняшний директор школы должен быть, прежде всего, стратегом, он должен уметь трезво оценивать настоящее и прогнозировать будущее. У каждого директора должна быть программа развития школы, рассчитанная как минимум на три года. И от того, сумеет ли директор правильно ее сформировать и выполнить, зависит оценка его работы.

Что же касается оснащения школ оборудованием, то многое зависит от работы директоров, их желания и умения работать в системе грантов, средства которых идут на оснащение лабораторий и кабинетов. В прошлом году школы Ижевска подали заявок на общую сумму 100 млн рублей, получить удалось 27 млн. В этом году заявки на гранты подали 68 школ столицы Удмуртии, 17,5 млн рублей уже получены.

Объединение во благо

В начале сентября 2018 года было объявлено об объединении Управления дошкольного образования и воспитания и Управления образования Администрации г. Ижевска.

Дело в том, что согласно закону «Об образовании в Российской Федерации» дошкольный уровень является первым уровнем общего образования. В связи с этим объединение двух управлений выглядит логичным. Функционал управленческих структур не меняется. Объединение, как утверждают в Управлении образования Ижевска, никак не повлияет на организацию деятельности учреждений, оно коснется исключительно управленческого аппарата, а все сэкономленные средства пойдут на приведение в нормативное состояние зданий – ремонт кровель, замену окон, создание новых мест в дошкольных учреждениях.

На два управления приходилось в общей сложности 17 юридических лиц, останется 4. 10 из 13 занимаемых сегодня зданий будут освобождены, высвободятся площади в 95-м лицее, 50-й и 78-й школах. Будет демонтировано здание бывшего детсада на ул. Ворошилова, где располагается МКУ «Центр дошкольного образования и воспитания – Централизованная бухгалтерия» Устиновского района, а вместе него будет построен новый детский сад.

Что касается финансового эффекта, пока можно говорить только о примерных цифрах. Идет обсуждение деталей оптимизации, создан проектный офис, в котором работают 22 человека из 14 организаций, офис разделен на блоки: имущество, финансы и т.д. Идет процесс объединения 12 бухгалтерий, ведется анализ будущего снижения затрат на деятельность управленческого аппарата. По прогнозу, оптимизация даст экономию более 50 млн рублей в год, из них 30 млн – это средства республиканского бюджета, а 21 млн рублей – муниципального.

В Управлении образования Ижевска уверены – изменение структуры управления никак не повлияет на работу учреждений и их сотрудников, родителям и детям волноваться не стоит – для них ничего не изменится.

Сегодня система образования в Ижевске – как общего, так и дошкольного – занимает лидирующие позиции на федеральном уровне. И у руководства сферой образования Ижевска нет права снизить результаты работы.

Роман Скворцов

БПОУ УР «УРСПК»: готовим перспективных педагогов>>>


Комментировать




Ольга Гильметдинова: "Нам удалось создать образовательную среду, соединяющую две культуры: школьную и семейную"

...

Альфира Салаватуллина: "Наши педагоги – это наша гордость, сплоченный коллектив, единая команда"

...

Любовь Чуричкова: «Ответственность в школьном питании очень высока»

...

Ольга Неганова: "Главная задача ГКБ № 9 – оказывать качественную медицинскую помощь"

...

Яндекс.Метрика
www.izhevskinfo.ru
Купол
Полиграф
Пресс-Тайм
Управление Госэкспертизы
Разработка сайта - "Мифорс" / Дизайн-студия "Мухина"