Селдон
2018

Продолженное настоящее России 2020-2035 гг.

Что, скорее всего, произойдет, если делать все так, как сейчас?
 
Эта статья основана на результатах форсайт-сессии «Россия-2035: дорожная карта пространственного развития», прошедшей в Точке кипения Агентства стратегических инициатив. В ней затронуты два «продукта» сессии: текущие тенденции развития России (тренды) и «продолженное настоящее» на их основе. Очевидно, что нам всем важно знать, что с большой вероятностью произойдет с нашей страной и нашими территориями (регионами), если мы продолжим делать то, что делаем сейчас.
Андрей Крылов, эксперт по развитию территорий, инвестиционной привлекательности, ГЧП/МЧП, управлению проектами и поддержке МСП; бизнес-тренер Практической академии муниципальных и государственных служащих «ОПОРЫ России» и Национальной премии «Бизнес-Успех», эксперт «Деловой России», ТПП РФ (МИМОП), РАНХиГС при Президенте Российской Федерации (Москва); социолог, управляющий партнер содружества Living Eyes Consulting
Андрей Крылов, эксперт по развитию территорий, инвестиционной привлекательности, ГЧП/МЧП, управлению проектами и поддержке МСП; бизнес-тренер Практической академии муниципальных и государственных служащих «ОПОРЫ России» и Национальной премии «Бизнес-Успех», эксперт «Деловой России», ТПП РФ (МИМОП), РАНХиГС при Президенте Российской Федерации (Москва); социолог, управляющий партнер содружества Living Eyes Consulting

Тренды развития России


Что такое тренд в понимании методики rapid foresight? Тренд характеризует объективный наблюдаемый устойчивый и развивающийся во времени процесс или контекст качественных или количественных изменений, влияющих на объект. Тренды – это ключевые тенденции, увеличивающие или уменьшающие свое влияние. Обычно экспертами выделяются именно увеличивающие свое влияние тренды. По сути, тренды описывают уже происходящие изменения, развивающуюся ситуацию. Для качественного управления видение общей картины и спектра трендов часто важнее знания о количественном изменении их отдельных параметров. Именно с пониманием спектра действующих на объект трендов становится ясным наиболее вероятное развитие ситуации. Все тренды на сессии были отнесены к управленческим, территориальным, инфраструктурным (логистическим) или социальным.


Итак, управленческие тренды, связанные с масштабированием, усложнением или онтологической трансформацией управления как такового.


• Увеличение количества субъектов управления в глобальном масштабе. Речь идет, прежде всего, о том, что в разработку и реализацию управленческих решений, по сути, включаются все интересанты, и это общемировая тенденция, за исключением России, которая в силу внутренней управленческой забюрократизированности в этом отношении отстает от остального мира.

• Рост сложности объектов управления в глобальном масштабе. Имеется в виду внутренняя сложность этих объектов, как в части типологии, взаимосвязи объектов между собой, так и в части сложности их внутренней структуры и т.п.

• Увеличение расходов на государственное управление. Ввиду постоянного усложнения построение управленческих систем нового типа становится все дороже, причем как с экономической, так и с организационной точки зрения.

• Рост сложности управления территориями на всех уровнях государственного управления. Учитывая, что тренды усложнения отражаются на всех территориальных уровнях (домохозяйство, поселение, город, район и т.д.), управлять системами становится все труднее.

• Снижение связанности и выпадение элементов системы управления территориями (сети инструментов пространственного развития). Фактическое размывание ядра системы управления и дезориентированность системы в целом.

• Рост дифференциации в развитии территорий, которая проявляется в следующем:


– увеличение разницы в бюджетной обеспеченности регионов;

– увеличение разницы в уровне доходов населения;

– увеличение разницы в количестве рабочих мест в регионах – фактическое увеличение региональной безработицы.


• Снижение численности геостратегических территорий (Арктика, Дальний Восток, Сибирь). Несмотря на то, что указанные территории обозначаются в качестве стратегически важных и приоритетных, наблюдается их фактическое обезлюживание: жители не находят себе применения, городская среда не развивается, люди уезжают.

• Уменьшение площади освоенных территорий в результате урбанизации.

• Рост доли иностранцев (в первую очередь – граждан КНР) в населении ДФО. На Дальнем Востоке тренд возможности потери территориальной целостности России ощущается особенно остро: в соответствии с законодательством КНР в случае если в определенном населенном пункте или на определенной территории свыше 50% населения составляют китайцы, то КНР имеет право предъявить свои претензии на эту территорию.

• Увеличение населения в 2-3 крупнейших мегаполисах страны – касается именно «штучных» мегаполисов (во многом за счет мигрантов).

• Уменьшение количества населения в средних и малых городах РФ. При этом важно подчеркнуть, что в соответствии со статистикой это колебание условно неровное: так, в городах численностью до 50 тыс. численность населения снижается, но в городах с населением от 50 до 100 тыс. и от 150 до 250 тыс., напротив, растет.

• Увеличение износа основных фондов (оборудования), что приводит к неконкурентоспособности и низким темпам обновления в РФ.

• Снижение экономической активности в РФ из-за уменьшения роли страны в мировой системе разделения труда.


Территориальные тренды (основные тенденции, отмеченные в области изменения территориальной составляющей различных регионов/мест России).


• Сокращение количества сельских населенных пунктов. При этом отмечено, что соотношение городского и сельского населения сохраняется примерно постоянным с 1990 года.

• Усиление влияния общественного мнения на благоустройство городов. Запускается ряд проектов, в которые вовлекаются жители городов, и мнение жителей учитывается при принятии решений по благоустройству.

• Рост доли ветхого, аварийного и устаревшего жилья, несмотря на программы по их утилизации.

• Снижение применения регулирующей документации вследствие низкой степени ее реализуемости.

• Снижение качества проектной документации (в том числе из-за Федерального закона № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд»).

• Рост численности студентов региональных вузов – по этой причине растет человеческий капитал в этих городах.

• Деградация транспортной и социальной инфраструктуры за пределами Москвы и Санкт-Петербурга.

• Рост затрат населения на ЖКХ.

• Снижение качества жизни в исторических городах – несмотря на различные программы поддержки, которые, как выясняется на практике, ориентированы на туристов, а не на жителей городов.


Инфраструктурные и логистические тренды (динамика в области связи различных явлений и субъектов и обеспечения этих связей).


• Увеличение скорости доставки (как людей, так и товаров) в мире. Тренд сопровождается удешевлением стоимости доставки и перемещения.

• Увеличение объема передаваемой информации как между разными компаниями, так и внутри одной компании. Этот тренд связан, в первую очередь, с увеличением качества и номенклатуры услуг связи и коммуникаций, что является фактически первым шагом к созданию единого информационного пространства.

• Увеличение требований к транспортной инфраструктуре для использования нового вида транспорта – за счет введения новых стандартов. Но вместе с тем в сельском хозяйстве, например, увеличивается внедрение беспилотных систем транспорта.

• Увеличение числа случаев использования автоматических систем управления (интернет вещей) в управлении энергетическими системами, сетями в городах.

• Дисбаланс энергоресурсов: увеличение количества свободных энергоресурсов в одних районах страны (Дальний Восток) и недостаток свободных энергоресурсов в других.

• Увеличение объема не утилизированного мусора в городах – фактически полигоны закончились, и это постепенно становится серьезной экологической проблемой.

• Увеличение количества новой инфраструктуры, не отвечающей стандартам и, соответственно, невозможной к использованию, в основном за счет бездумного следования локальным KPI («надо что-то построить, раз приказали»).

• Увеличение связности инфраструктурных систем.

• Увеличение затрат на обеспечение безопасности функционирования объектов, в том числе информационной.

• Усложнение топологических связей (системы связи, системы управления энергетикой, логистические системы).

• Снижение надежности технической инфраструктуры малых городов.


Социальные тренды (динамические изменения, прямо или косвенно связанные с населением и человеческим капиталом, а также – со смежными институциями).


• Снижение качества жизни населения РФ.

• Снижение доли автохтонного населения (населения, исторически возникшего или исторически проживающего) на территориях России.

• Старение, увеличение доли населения пенсионного возраста.

• Эмиграция экономически и культурно активного населения за рубеж.

• Рост миграции населения РФ по осям Восток – Запад и Север – Юг.

• Рост числа людей, место работы которых не совпадает с местом проживания.

• Рост числа прокариата (непостоянно работающих) в России.

• Рост безработицы среди низкоквалифицированного рабочего персонала – их заменяют мультиформатные специалисты или роботы.

• Увеличение числа людей, работающих в сфере не материального производства, в том числе в сфере услуг.

• Снижение объема государственного финансирования социальных обязательств.


Таковы выявленные на форсайт-сессии тренды, большинство из которых имеют универсальное влияние на всех живущих на территории России. Безусловно, список может быть дополнен как в отраслевом, так и в территориальном разрезе, что весьма полезно сделать в каждом регионе и муниципалитете для понимания собственной специфики, формирования команд и проектов развития. Приведенный список трендов достаточен для построения продолженного настоящего, которое может быть разделено каждым из нас.


«Продолженное настоящее» как результат развития трендов


Тренды развиваются во времени, воздействуя на ситуацию в их поле влияния. Описав их спектр, можно понять, как будет выглядеть через какое-то время наше будущее, если все будет идти так, как идет сейчас. Так или примерно так выглядит будущее нашей страны, если не предпринимать никаких действий к позитивным изменениям (развитию), игнорировать в повседневной деятельности эти тренды, а также возможности и угрозы, которые они создают, то есть если оставить все без изменений. Ниже привожу полученное описание ситуации России 2020-2035 гг. под воздействием «протянутых» в будущее трендов. Это описание и называется «продолженным настоящим».


Итак, «продолженное настоящее» РФ на основе трендов на горизонте 7-12 лет, максимум до 2035 года.


⊲ Экономическая активность в РФ из-за уменьшения роли страны в мировой системе разделения труда снизится. Произойдет тотальный износ основных фондов (оборудования), что приведет к неконкурентоспособности и низким темпам обновления всей экономики страны в целом. Будет нарастать территориальное неравенство в части бюджетной обеспеченности регионов, уровня доходов населения, количества рабочих мест. Увеличится доля лоббизма со стороны проектных институтов в части получения дополнительных средств на целевое развитие из государственного бюджета.

⊲ Существенно возрастут затраты на инфраструктуру по сравнению с другими странами. Вместе с тем произойдет ощутимое снижение ВВП, а социальное состояние населения будет ухудшаться (коммунальные платежи составят до 50% дохода).

⊲ Население средних и малых городов, в т.ч. на геостратегических территориях (Дальний Восток, Сибирь), и дотационных регионов мигрирует в города-миллионники и мегаполисы и/или выбирает нестандартные способы освоения территорий (как пример – «деревня программистов», фактически хуторские поселения).

⊲ Произойдет гиперцентрализация населения и развитие сконцентрируется в мегаполисах. Число малых городов сократится до 20-30% от настоящего числа. Население сосредоточится в основном в центральном экономическом регионе и вдоль Транссиба (там, где есть возможность реальных заработков и самореализации).

⊲ При увеличении расходов на государственное управление наблюдается размывание управленческого ядра и «кризис связанности» системы управления на всех уровнях. Если ничего не изменится, государство как субъект потеряет и управление, и саму территорию (территориальную целостность) и, в конечном счете, исчезнет из-за увеличивающейся сложности объектов управления (высокая скорость, сложность в типологии, внутреннем качестве, взаимосвязи объектов). При этом есть еще одна угроза территориальной целостности России: при общем тренде обезлюживания в населении ДФО увеличивается доля иностранных граждан – фактически Китай продолжает заселять территорию России. При этом происходит люмпенизация автохтонного населения России, а профиль этнокультурного населения регионов в целом меняется.

⊲ Произойдет монополизация отраслей, монополии уничтожат малый и средний бизнес. Монополии станут субъектами пространственной политики и сформируют систему расселения и структуру населения на территориях. Население потеряет право выбора места проживания.

⊲ Произойдет разбалансированная застройка мегаполисов, что в сочетании с возрастающей нагрузкой на инженерные системы приведет к коллапсу инфраструктуры – во многом из-за отсутствия работоспособной системы градостроительной документации и оценочной модели развития. На периферии станет жить все дороже по сравнению с мегаполисами, но при этом доступность социальной инфраструктуры там станет существенно выше, чем в агломерациях. Пригородные зоны мегаполисов будут структурированы и дифференцированы: в них появятся вторичные точки роста за счет притока пользователей социальной инфраструктуры из мегаполисов. Население займется самообеспечением услугами и социальными сервисами. Возникнет вынужденное самоуправление – ввиду краха стандартной управленческой системы как таковой.

⊲ К 2035 году полностью изменяется социальная структура населения и реконфигурируется система расселения. Негативные изменения качества жизни приведут к появлению общественного лобби в градостроительстве и появлению гибридной типологии в интересах частного заказчика (фокус внимания сместится с интересов застройщика на интересы потребителя). Жилищная обеспеченность снизится одновременно с падением спроса на жилье.

⊲ Произойдет крах пенсионной системы из-за дисбаланса платящего налоги и пенсионного населения, что повлечет за собой сворачивание программ социальной поддержки населения.

⊲ Логистические системы станут работать только с крупными партиями грузов (остальные не смогут себе такого позволить из-за высоких цен). Закроются малые производства без локального рынка сбыта.

⊲ Ввиду катастрофической изношенности инфраструктуры возникнут множественные аварии энергосетей и линий связи. При этом затраты на ликвидацию последствий аварий будут чрезвычайно велики.

⊲ Будет увеличиваться количества мусора по всей стране: города превратятся в большие помойки, что, естественно, повлечет за собой экологический кризис.


Таково «продолженное настоящее» РФ 2020-2035. То есть то, что с определенной вероятностью произойдет под воздействием указанных трендов, если не менять своей стратегии и повседневных действий в соответствии с ними.


Важнейшая составляющая форсайта как методики, направленной на диагностику ситуации и инициацию эффективного развития, – это формирование команды «агентов изменений» через проектирование общего желаемого будущего и проектов развития, ведущих к нему . На форсайт-сессии был разработан образ желаемого будущего, меры поддержки и некоторые проектные идеи. О них можно узнать в группе «Развитие территорий»: www.fb.com/groups/pmgov. Цель статьи – проблематизировать читающих ее и запустить процессы собственного анализа, формирования желаемого будущего всеми заинтересованными сторонами и проектов, ведущих к нему на своей территории. Вначале, при инициации желаемых изменений, целесообразно проведение ряда проектных, коммуникативных и деятельностных мероприятий:


⊲ форсайты на местах (территориях), а за ними проектирование изменений и команд развития;

⊲ моделирование отдельных сегментов пространственного развития, позволяющее в базовой форме выявить ключевые точки развития или корректировки;

⊲ проектные сессии с представителями бизнеса, НКО, общественности и др. стейкхолдеров;

⊲ проектные сессии с региональными и муниципальными органами власти;

⊲ работа с сообществами по консолидации и реализации видения желаемого будущего и проектов развития;

⊲ проведение соответствующих исследований и опросов и т.п.


Продолжением могут быть проекты, программы и мероприятия по:


⊲ развитию инвестиционной привлекательности, бизнес-среды и МСП, развитию площадок коммуникации между властью, бизнесом, обществом и экспертами;

⊲ экспертизе и реинжинирингу существующей стратегии социально-экономического развития территории или ее дорожной карты, проверке стратегии на соответствие текущей деятельности;

⊲ созданию, развитию «команды изменений», стимулированию инициатив и лидеров гражданского общества на территории;

⊲ внедрению проектного подхода в наиболее актуальных направлениях развития;

⊲ созданию и развитию отдельных отраслевых кластеров развития на территории;

⊲ маркетингу и развитию территории, росту туристической привлекательности и региональному брендингу;

⊲ благоустройству и развитию среды проживания, в т.ч. мероприятия для снижения оттока молодежи;

⊲ сбору, адаптации и внедрению лучших практик развития на своей территории;

⊲ развитию межмуниципального сотрудничества, согласованию видения общего будущего и проектов развития территорий между собой (в том числе разного уровня: села, города, района, городского округа, региона и т.д.);

⊲ работе с сообществами и с заинтересованными сторонами, например, развитию и благоустройству территории и т.п.


Инструментов развития и позитивных примеров много, но в любом случае территории придется «шить одежку развития» под себя с учетом интересов всех наличествующих сторон (стейкхолдеров) на ней.


О тенденциях и требованиях будущего – в следующем номере журнала «Деловой квадрат».


Не образование для города, а город для образования>>>


Комментировать




Ольга Гильметдинова: "Нам удалось создать образовательную среду, соединяющую две культуры: школьную и семейную"

...

Альфира Салаватуллина: "Наши педагоги – это наша гордость, сплоченный коллектив, единая команда"

...

Любовь Чуричкова: «Ответственность в школьном питании очень высока»

...

Ольга Неганова: "Главная задача ГКБ № 9 – оказывать качественную медицинскую помощь"

...

Яндекс.Метрика
www.izhevskinfo.ru
Купол
Полиграф
Пресс-Тайм
Управление Госэкспертизы
Разработка сайта - "Мифорс" / Дизайн-студия "Мухина"