Селдон
2018

Гуманитарный лицей. Центр управления поиском смысла

 19 октября – День лицеиста. Официально это не выходной. Но для просвещенных – всем праздникам праздник, атмосфера которого наполнена осознанием причастности к «святому лицейскому братству».
19 октября 1811 года открылся Царскосельский лицей. Он был основан по указу Александра I для обучения дворянских детей. До 1918 года праздник отмечался именно в этот день. В программу входили бал и торжественный лицейский обед. (На самом деле – простые дружеские посиделки.) В 90-е годы День лицеиста был возрожден. По общественной инициативе.


Михаил Черемных, кандидат педагогических наук, директор Гуманитарного лицея:

– Как ни странно, но первый вопрос, встающий перед современными «продвинутыми» родителями, – есть ли альтернативы школьному образованию? К сожалению, нынешняя школа с ее классно-урочной системой, устаревшим набором почти бесполезных для жизни учебных предметов, формальным подходом к процессам образования и воспитания давно перестала удовлетворять тех родителей, кто всерьез озабочен развитием и будущим собственного ребенка, кто понимает, что фраза «нас так учили, и ничего, выучили…» – это тупиковый путь рассуждений об образовании. И мыслящие родители все чаще выбирают семейную, заочную, дистанционную и прочие формы получения образования, ограничивая свои отношения со школой лишь процедурами ежегодной аттестации уровня знаний ребенка. Как известно, подобное формируется подобным. Если думать о будущем своего ребенка, о том, что успех в жизни определяется, прежде всего, личной активностью, смелостью и предприимчивостью, то и школу нужно выбирать по этим критериям. Никакие «прочные знания» школьных предметов, никакие внешне навязанные дисциплинированность и прилежность не заменят эффектов развивающей среды и полноценного проживания своего детства, своего отрочества и своей юности.

Не зубрить, а мыслить – по такому принципу строится в лицее образовательный процесс. Это умение – качество, ценное в любые времена, а при переходе на новый технологический уклад оно становится бесценным. На первый план выходит способность переучиваться, перестраиваться и адаптироваться. А еще – находить нестандартные решения, выстраивать многоходовые комбинации. Даже сейчас попытки выйти за ЕГЭ-рамки по меньшей мере вызывают удивление. А лет двадцать назад такое не-как-у-всех обучение и вовсе казалось безумием. Еще бы – во главу угла ставить не оценки, а цели, которые воспитанник лицея сможет достичь, и то, будет ли он при этом счастлив.

Этим летом директор лицея Михаил Черемных попросил выпускников написать «о-очень маленькое эссе» на тему «Чему научил меня Гуманитарный лицей». Так на странице в Фейсбуке «Гуманитарный лицей. Лицейское содружество» появились истории, которые описывают реальную картину успехов лицея и его учеников.



Александра Трухина (Сурнина). Выпуск 1999. Должность: переводчик с итальянского языка на фабрике по деревообработке.

Я пришла в лицей после 8-го класса обычной школы, правда, класс был математический. Теперь, по прошествии стольких лет, меня не покидает чувство, что это было Божье провидение. В лицее ты свободен, ты общаешься с преподавателями, как с равными, а это очень ценно! После выпуска из лицея ты уже не тот человек, что был прежде, и загнать тебя в рамки, привычные остальным, ой как непросто! У тебя открытый разум, которому тесно в пределах одного города. Ты выходишь на новый уровень.


Анастасия Щекалева (Михайлина). Выпуск 1994. Финансовый директор сети магазинов автозапчастей.

Я из первого выпуска лицея, а моя дочь – из выпуска 2017 года, поэтому могу судить, «как было», «как есть» и «чему научил» лицей. Перефразируя слова Шалвы Амонашвили, Гуманитарный лицей – это мастерская человечности и свободы. Так было и так есть сейчас. Большинство других школ – фабрики стандартизации. Школы не готовят наших детей к жизни, их там готовят к ЕГЭ. И это очень далеко от жизни, к великому сожалению. Я перевела дочь в лицей после восьми лет успешной учебы в одной из лучших школ нашего города. Ни разу не пожалела. А уж после слов дочки: «Мама, мне в лицее дышать легче! Жаль, что я раньше не согласилась перейти», – я утвердилась в правильности решения. Дочь сейчас учится на бюджете в Финансовом университете при Правительстве РФ на международном финансовом факультете, где преподавание всех предметов с первого курса ведется на английском языке. Без опыта учебы в лицее, на одних репетиторах, она бы не смогла поступить и стать одной из лучших студенток на курсе. Не стала бы волонтером на чемпионате мира по футболу, не стажировалась бы в бизнес-инкубаторе, не училась бы по программе двойного диплома в Лондонском университете. Спасибо и низкий поклон лицею!

Мария Донская (Осетрова). Выпуск 2000. Предприниматель.

Мне лицей показал, что все может быть по-другому. Что у любой задачи есть несколько решений. Что и меня – ребенка – могут уважать как личность. Лицей и правда дарит крылья в жизнь.


Дарали Лели. Выпуск 2004 Удмуртский активист, специалист Выставочного центра «Галерея».

Лицей задал планку качества: на людей, на события, на знания, на умения. И теперь не хочется и не можется соглашаться на что-то, что не соответствует этой планке. Это и больно (если ты живешь в замкнутом мире), и прекрасно – потому-то есть потребность всегда быть на высоте! Во всем быть лучшей, встречаться с лучшими людьми. Жить на максимуме – физическом и эмоциональном, успеть все!

Алекс Кучеров. Выпуск 1995. Сфера деятельности: SEO, SEM.

Лицей сформировал – можно на этом ставить точку. Ничто потом не сформировало почти ничего, если честно. Остальное – практика. Подробнее: проектный подход в реализации любых задач, универсальный, четкий, понятный. Подход, позволяющий легко усвоить, понять, осуществить, – тема не важна в том смысле, что она меняется от текущей реальности, принципы реализации не меняются, не знаю темы, в которой это не работало бы. Литературный вкус и литературная страсть – это отдельное, личное. Как это сделано: прежде всего – выбор (банально его наличие) всегда и во всем, от этого сносит голову, это заставляет думать, быть критичным, сомневаться. Далее: люди, свобода, ответственность, широкий круг интересов, отсутствие понятий «правильно» и «необходимо». «Правильно и необходимо» выбирать пришлось самостоятельно.


Анна Горфункель. Выпуск 1997. Мельбурн (Австралия), владелица малого бизнеса.

С первых же дней лицей наглядно демонстрировал уважение. Всех ко всем. Это хорошо запомнилось, потому что резко контрастировало с предыдущей школой, и стало важным уроком об отношениях. Лицей учил ответственности за собственный выбор. Это болезненные уроки... хорошо, что мы их прошли в раннем возрасте. Лицей подарил мне несколько очень важных в моей жизни людей. Там таки было из кого выбирать. Лицей учил эффективному планированию своего времени, в современном мире от этого навыка многое зависит.

Инга Игнатьева. Выпуск 1996. Клинический психолог, Тарту (Эстония).

Лично меня лицей научил смелости. Смелости быть не как все. Смелости заниматься тем, что тебе нравится, даже если это пока кажется неперспективным. Смелости брать на себя ответственность за то, что ты делаешь. Смелости выходить за рамки комфорта и развиваться. Смелости высказывать свое мнение, даже если оно не совпадает с мнением большинства.


Анастасия Игнатова. Выпуск 1995. Преподаватель кафедры истории русской литературы УдГУ.

Лицей вывел меня в мир, буквально: такого опыта, чтобы школьники активно путешествовали, в обычной школе что-то не припомню. Питер, Валаамский монастырь, Болдино, выездные лицейские сборы и семинары… Для такой девочки-домоседки, какой была я, это выползание из своей домашней раковины было просто потрясением. Вообще, выход за границы чего-либо – это еще один урок лицея. Выход как в буквальном, так и в метафорическом смысле. Один эпизод стал знаковым в моем мироосмыслении: на очередном семинаре в очередном лагере задали нам концептуальную задачку – соединить девять точек четырьмя линиями. Вряд ли я тогда думала о символическом значении ответа – нужно было выйти за пределы мысленного квадрата, образуемого точками, – скорее, сработал опыт участия в математических олимпиадах. В результате первой среди присутствующих предложив правильный ответ и гордо получив приз в виде маркера, я только потом поняла, что задачка-то была совсем не математическая. Выход за пределы стереотипов – это очень сложно и страшно, вот только возможно ли без этого развитие?

Все это – не то, чтобы «судьба сложилась». Выпускники сами ее выстроили, как посчитали нужным. По словам Михаила Черемных, этот вектор им задает лицей. Современная школа должна перестать учить «в традиционном смысле этого слова». Ее задача сегодня – помочь воспитаннику спроектировать его собственное образование и определить личные профессиональные и социальные перспективы. В общем, школа должна быть не учреждением, в котором оказываются образовательные услуги, а центром управления, только не полетами, как в космонавтике, а поиском жизненного смысла.




АМОУ «Гуманитарный лицей»
 
426035 УР, г. Ижевск, ул. Шишкина, 3, тел. 8 (3412) 61-88-48
 
e-mail: gly@udm.ru, сайт: http://gly.ru

Елена Керн

ВТБ страхование. Как оптимизировать расходы за счет страхования?>>>


Комментировать




Ольга Гильметдинова: "Нам удалось создать образовательную среду, соединяющую две культуры: школьную и семейную"

...

Альфира Салаватуллина: "Наши педагоги – это наша гордость, сплоченный коллектив, единая команда"

...

Любовь Чуричкова: «Ответственность в школьном питании очень высока»

...

Ольга Неганова: "Главная задача ГКБ № 9 – оказывать качественную медицинскую помощь"

...

Яндекс.Метрика
www.izhevskinfo.ru
Купол
Полиграф
Пресс-Тайм
Управление Госэкспертизы
Разработка сайта - "Мифорс" / Дизайн-студия "Мухина"