Селдон
2018

Приказано диверсифицировать

Промышленные кластеры могут стать одним из механизмов диверсификации оборонно-промышленного комплекса. Но, как было отмечено на посвященном этой теме круглом столе, который организовала Ассоциация кластеров и технопарков в рамках форума «Армия-2018», предприятия ОПК не спешат использовать этот инструмент, поскольку действующие кластеры не в состоянии в полной мере решить ряд специфических задач.

В начале 2016 года вышло постановление Правительства РФ № 41, которым были утверждены правила предоставления субсидий из федерального бюджета участникам промышленных кластеров на возмещение части затрат при реализации проектов по производству продукции в целях импортозамещения. Сегодня в реестр Минпромторга России включено уже около 30 промышленных кластеров.

Кластер – это, прежде всего, новая организационная модель, которая может быть полезна как с точки зрения повышения операционной эффективности, так и с точки зрении выстраивания кооперационных связей на открытом гражданском рынке. Но ее специфика отличается от той парадигмы, в которой существуют предприятия ОПК.

– Парадигма – иностранное слово, по-русски – привычка, – отметил заместитель председателя коллегии Военно-промышленной комиссии при Правительстве РФ Олег Бочкарев. – Мои коллеги в оборонке привыкли к работе в достаточно сложной, жесткой, но понятной конструкции: есть государственный заказчик, который через техническое задание четко говорит, что ему надо, и точно указывает технические параметры. Инженеры понимают технические требования заказчика и знают, как эту работу организовать. Получив техзадание и разработав изделие, они видят десятилетний горизонт планирования в Государственной программе вооружений и уверены, что государство эту продукцию купит в назначенные сроки в указанном количестве и по определенной стоимости. Это позволяет бизнесу планировать свою производственную и хозяйственную деятельность. Чтобы предприятия могли выполнить требования, которые ставит Минобороны, государство через Минпромторг оказывает им серьезную поддержку – вкладывает деньги в развитие инфраструктуры, модернизацию основных фондов, новые технологические процессы, новое оборудование, которое четко привязано к заданию Гособоронзаказа. Сложная задача, но с абсолютно понятными критериями определения параметров – технических, инвестиционных, производственных и ценовых.

Сегодня поставлена новая задача, которая по своему масштабу, по своей сложности намного превосходит задачи производства военной продукции. Это диверсификация, производство гражданской продукции. И здесь уже нет таких гарантий, которые дает государство при работе в рамках Гособоронзаказа.

По мнению заместителя директора Департамента регио-нальной промышленной политики и проектного управления Минпромторга РФ Дениса Цуканова, выполняя задачи по диверсификации, предприятия ОПК сталкиваются с двумя ключевыми проблемами. Первая и основная – это необходимость изменения менталитета менедж-мента. Предприятия ОПК никогда не работали на открытом рынке, не располагают опытом, чтобы запускать продукцию в рыночных условиях. У них нет понимания, какая продукция может быть востребована на рынке и как она может конкурировать с той же китайской.

В России есть примеры создания кластеров компаниями, изначально ориентированными на свободный рынок, например, в сфере производства мебели. Они знают, что нужно им и что нужно рынку. А предприятиям, которые на рынке не работали, трудно найти для себя нишу, поскольку они привыкли к тому, что есть старший начальник, который скажет, что и сколько нужно производить. Денис Цуканов отметил, что это фундаментальный и сложный вопрос, который быстро не решится.

Второй пласт вопросов – как найти финансирование. Зачастую предприятиям ОПК требуется обновление основных фондов, чтобы начать выпуск гражданской продукции. Эта задача Минпромторогом решается – существует уже 110 инструментов 
господдержки, правда, далеко не каждое предприятие может в них разобраться, чтобы выбрать тот, которому оно соответствует, а консультативная работа, особенно в регионах, часто оказывается недостаточной.

Кроме того, предприятия ОПК, пытаясь организовать кластер, нередко замахиваются на задачи глобального масштаба, условно говоря, пытаются объединить всю страну. А начинать надо с более простых вещей.

Если предприятие ОПК понимает, какую гражданскую продукцию может выпускать, провело анализ компетенций, имеющихся в рамках выпускаемой продукции военного назначения, знает, как те же самые технологии можно использовать при выпуске гражданской продукции, то промышленный кластер может стать для него интересным и эффективным инструментом.

И здесь нужно четко понимать, что сформировать промышленный кластер – это не значит создать что-то совершенно новое. На самом деле кластеры не создаются, они давно функционируют. Это устойчивые кооперационные цепочки. У каждого конечного производителя есть большое количество смежников. По сути, это сложившийся кластер. Задача – описать его и предоставить в Минпромторг документы о том, чтобы дать возможность предприятиям, которые входят в кластер, получать господдержку. Основное требование – участников кластера должно быть не менее 10, включая финишера. В качестве получателей господдержки рассматриваются проекты, в которых необходимо импортозамещение комплектующих. То есть в рамках постановления № 41 государство может профинансировать поставщиков предприятия ОПК с целью освоения производства комплектующих для гражданской продукции.

Кластерная модель, по мнению экспертов, позволяет не только рассмотреть существующие производственные цепочки и определить «болевые точки», но и увидеть новые рынки. В то же время, как заметил Сергей Мовчан, вице-губернатор Санкт-Петербурга, отвечающий за решение вопросов промышленной и научно-технической политики в регионе, практика показывает, что действующие промышленные кластеры не способны в полной мере решить целый ряд специфических задач, которые связаны с диверсификацией. Это использование сведений, связанных с государственной тайной, взаимодействие с военной приемкой, использование военных государственных стандартов, особая терминология и т.д.

Кроме того, предприятия действительно привыкли работать в условиях, когда уже есть четко определившийся заказчик. А с чем им выходить на открытый рынок? Умеют ли предприятия, которые производят продукцию военного назначения, торговать? Есть ли у них соответствующие кадры. Готов ли топ-менеджмент в принципе работать в новых условиях? Если не решать эти вопросы, диверсификация превратится в очередную конверсию – насчет использования этой терминологии у реалистов сегодня сомнений не осталось.

С диверсификацией ОПК сегодня принято связывать и решение задачи по необходимости наращивать несырьевой и неэнергетический экспорт. Но на мировом рынке гражданскую продукцию российских предприятий ОПК никто не ждет. Чтобы успешно конкурировать, им придется создавать мощные маркетинговые службы, перестраивать свою структуру, набивать шишки. И все это – без гарантий успеха.

Можно ли найти варианты более мягкого прохождения процесса диверсификации. Да, один из них – реализация комплексных проектов, в которых в качестве заказчика выступает привычное для ОПК государство, только преимущественно в лице субъектов федерации и муниципалитетов. Во многих из них существуют и реализуются программы, связанные с энергосбережением, модернизацией ЖКХ, созданием элементов систем «умный город» и «умный регион». На этих направлениях возможно создание промышленных кластеров с участием предприятий ОПК, которые смогут получить федеральную поддержку на освоение производства необходимых изделий и комплектующих. Субъект при этом должен сформировать абсолютно четкое задание – что ему нужно и в каких объемах. При этом заключаются контракты, в которых зафиксированы взаимные обязательства, в частности, субъект гарантирует приобретение продукции на протяжении определенного периода как у единственного поставщика, но по установленной цене. Эта схема понятна и привычна предприятиям ОПК. Она будет содействовать более благоприятному прохождению переходного периода, когда предприятия будут учиться работать на открытом рынке.

Жаль, что пока это только фантазия. В отсутствие всеобъемлющих реестров компетенций, которыми владеют предприятия, и политики государственного планирования соседние регионы стремятся конкурировать друг с другом, создают дублирующие производства, которые в итоге оказываются незагруженными. А крупные и сильные регионы с диверсифицированной экономикой и мощным интеллектуальным и производственным потенциалом по неведению легко могут сформировать кластер, который задавит ростки инноваций в относительно слабых субъектах.

А вывод из всего этого такой: чтобы не наломать дров и не устроить конверсию из диверсификации, необходимо включить голову. Для промышленной революции в оборонке нужен штаб.

ИжГТУ. Сильнее, быстрее, умнее>>>


Комментировать




Ольга Гильметдинова: "Нам удалось создать образовательную среду, соединяющую две культуры: школьную и семейную"

...

Альфира Салаватуллина: "Наши педагоги – это наша гордость, сплоченный коллектив, единая команда"

...

Любовь Чуричкова: «Ответственность в школьном питании очень высока»

...

Ольга Неганова: "Главная задача ГКБ № 9 – оказывать качественную медицинскую помощь"

...

Яндекс.Метрика
www.izhevskinfo.ru
Купол
Полиграф
Пресс-Тайм
Управление Госэкспертизы
Разработка сайта - "Мифорс" / Дизайн-студия "Мухина"