Селдон
2018

Удмуртия – территория развития образования

В конце августа педагогическая общественность Удмуртии традиционно собирается на августовской конференции, чтобы обсудить планы на следующий учебный год и отметить заслуги лучших в профессии. Но в этот раз участников ждал сюрприз: мероприятие изменило формат, представ в виде двухдневного салона из целой сети площадок для ведения диалога образовательного и экспертного сообществ, презентации современных технологий, инфраструктурных и интеллектуальных решений.

Александр Бречалов, Глава Удмуртии:

– В сфере образования Удмуртия стабильно демонстрирует высокие показатели как на федеральном, так и на республиканском уровне. В сравнении с 2017 годом число стобалльников по ЕГЭ в Удмуртии в текущем году увеличилось на 25 процентов. Из года в год республика уверенно держится в тройке лидеров по количеству победителей и призеров олимпиадного движения в пересчете на 100 тыс. населения. Чтобы удерживать достигнутые высокие позиции, надо и дальше развивать современное качественное образование для детей, а также создавать достойные условия труда для педагогов. В 2017 году мы занимали стартовые позиции, прорабатывая возможности республики с учетом огромного дефицита бюджета и госдолга. Но есть убеждение, что с кризисными моментами удалось справиться и в 2019-20 годах получится выйти на бюджетное развитие.

О двух положительных решениях хочется сказать уже сейчас. Во-первых, с 2019 года педагоги Удмуртии, задействованные в подготовке и проведении государственной итоговой аттестации (ОГЭ и ЕГЭ), будут получать выплаты. Во-вторых, будут разработаны дополнительные финансовые меры поддержки молодых педагогов, решивших остаться после окончания вуза и работать по специальности в Ижевске. Необходимые средства – более 80 млн рублей – уже заложены в бюджет с 2019 года. Но я считаю, что этого недостаточно. Поэтому отдал распоряжение Анастасии Муталенко предусмотреть дополнительные меры поддержки молодых педагогов и поднять на более высокий уровень систему мотивации учителей, чтобы в течение двух лет закрыть кадровый дефицит в системе образования.
В числе приглашенных гостей и спикеров салона были Александр Бречалов, Глава Удмуртской Республики, Анастасия Муталенко, заместитель Председателя Правительства УР, Светлана Болотникова, министр образования и науки УР, и другие. В мероприятиях приняли участие представители более 1500 организаций из всех городов и муниципальных образований Удмуртской Республики, специалисты образовательной сферы из Москвы и других регионов, а также эксперты, представлявшие официальные государственные институты, бюджетный сектор и бизнес-структуры. Обширная программа салона включала в себя подписание целого ряда важных соглашений, тематические секции, дискуссионные и стратегические сессии, круглые столы, мастер-классы, семинары и демонстрационные спецпроекты, объединенные главной темой – «Современное образование: новая реальность».

В качестве организаторов выступили Министерство образования и науки Удмуртской Республики, АУ УР «Региональный центр информатизации и оценки качества образования», АОУ ДПО УР «Институт развития образования», Управление образования 
г. Ижевска, ИМЦ «Альтернатива», МБУ «Центр столичного образования», МБОУ ДО «Дворец детского (юношеского) творчества» и АУ СО УР «Республиканский реабилитационный центр для детей и подростков с ограниченными возможностями».

День первый

Новшеством стал не только формат, но и географически удаленное друг от друга расположение точек, где проходил салон. Мероприятия шли одновременно на четырех площадках: во Дворце детского (юношеского) творчества, Республиканском детском технопарке «Кванториум», информационно-методическом центре «Альтернатива» и Республиканском реабилитационном центре для детей с ограниченными возможностями здоровья. Это позволило значительно расширить и разнообразить деловую и презентационную программу. Вместе с тем, как показала практика, такое решение трудно признать удачным из-за сложностей с трансфером. Фактически участники ограничивались присутствием лишь на одной из четырех площадок. Организованное перемещение с одной из них на другую, видимо, не предусматривалось.

Ключевым событием первого дня стало пленарное заседание «Современное образование: новая реальность», состоявшееся на основной площадке салона – во Дворце детского (юношеского) творчества. Основная часть аудитории была вынуждена ограничиться ролью зрителей – огорчило отсутствие обратной связи. А вопросы у собравшихся были, в том числе о нехватке компьютеров для учителей в классах среднеобразовательных школ, финансировании ремонтных работ, оплате ЧОПов, оснащении видеокамерами наружного наблюдения и их техническом содержании, а также обеспечении школ современным скоростным Интернетом и Wi-Fi оборудованием, поскольку на повестку дня была вынесена тема цифровизации.

Участники, выбравшие другие площадки, также не могли принять участие в дискуссии и вынуждены были просто следить за ней с помощью веб-трансляций на местах.

По завершении пленарного заседания каждая площадка продолжила работать самостоятельно, согласно своей специализированной тематической программе. Так, на секциях во Дворце детского (юношеского) творчества в центре внимания оказались возможности современных образовательных технологий, формирование сетевой грамотности и цифровые технологии в работе учителей. Крупнейшие российские издательства учебной литературы и разработчики образовательных сервисов провели для них мастер-классы по использованию своих ресурсов на занятиях. На дискуссионных площадках обсуждались системы поддержки работы с одаренными детьми, инновационные решения в развитии компетенций педагогов и новый виток в эволюции регионального инженерного образования.

Познавательную мотивацию детей, STEM-образование, этнокультурное воспитание, участие родителей в образовательном процессе педагоги дошкольных образовательных организаций обсудили в Информационно-методическом центре «Альтернатива».

Площадка по инклюзивному образованию, в работе которой приняла участие Татьяна Чуракова, министр социальной политики и труда Удмуртской Республики, функционировала в недавно открывшемся Реабилитационном центре для детей с ограниченными возможностями здоровья. Проблемы использования информационных технологий в работе с особыми детьми и подростками обсуждались на панельной дискуссии «Инклюзия образования в условиях информатизации общества». К диалогу педагогов и экспертов присоединились партнеры площадки – разработчики образовательных решений. Об адаптации образовательной среды для комфортного обучения на модерационной сессии говорили представители детских садов, школ, организаций среднего профессионального образования и общественных организаций.

Участие Удмуртии в числе десяти регионов страны в пилотном проекте по модернизации системы дополнительного образования детей стало темой обсуждения на площадке технопарка «Кванториум». Здесь эксперты представили основные тренды по различным направлениям. Руководители модельных центров дополнительного образования детей Удмуртии, Татарстана и Республики Коми раскрыли детали «перезагрузки» системы дополнительного образования в регионах. Владимир Менников, и.о. директора ФГБОУ ДО «Федеральный детский эколого-биологический центр», рассказал об основных направлениях деятельности Федерального детского эколого-биологического центра в рамках реализации приоритетного проекта «Доступное дополнительное образование для детей» и важности развития естественнонаучной и технической направленности. Его коллега – Сергей Волченко, директор по развитию Российской ассоциации образовательной робототехники, за-острил внимание на необходимости активнее внедрять решение президиума совета при Президенте РФ по стратегическому развитию и приоритетным проектам «Доступное дополнительное образование для детей». Среди обязательных пунктов были выделены максимально широкий охват техническим воспитанием, профессиональная направленность на нужды региона и нацеленность «на завтрашний день».

Александр Бречалов, Глава Удмуртии, комментируя итоги рабочего дня «Кванториума», высказал мысль о необходимости создания в республике своей собственной системы конкурсов, наподобие тех, что уже существуют в Москве, Московской области или, например, соседнем Татарстане. В качестве рабочих вариантов был назван «Кубок Калашникова» – к 100-летию конструктора, или чемпионат по робототехнике и смежным направлениям в научно-технической сфере. Необходимо усилить позиции по поддержке одаренных детей. Возможно, для этого понадобится инициировать банк проектов с последующей презентацией их крупным российским предприятиям, чтобы лучшие идеи одаренных детей как можно быстрее находили свое продолжение в виде научных разработок и дальнейшей реализации на практике.

День второй

В фокусе деловой программы второго, заключительного, дня образовательного салона была трансформация школ настоящего в цифровые школы будущего. Работали две площадки: Дворец детского (юношеского) творчества и детский технопарк «Кванториум».

Александр Кондаков, доктор педагогических наук, член-корреспондент Российской академии образования, генеральный директор компании «Мобильное электронное образование», выступил в качестве спикера дискуссии «Стратегические решения в образовании», в которой приняли участие руководители органов управления образованием городов и районов Удмуртии. Было высказано мнение, что только интеграция общего и дополнительного образования способна помочь детям выбрать индивидуальные треки развития для жизни в условиях цифровой экономики.

Еще одной темой, которую предлагалась осмыслить руководителям системы образования, выбравшим площадку Дворца детского (юношеского) творчества, стали кибербезопасность и кибергигиена, а также формирование сетевой компетенции у детей.

Обычным посетителям, перед которыми дворец радушно открыл двери, предлагалось ознакомиться с самыми интересными общеразвивающими программами спортивной, образовательной, художественно-эстетической направленности на «Ярмарке дополнительного образования». Интерес детей и их родителей вызвали «Акселератор школьных и молодежных предпринимательских проектов», семинар «Как работающему родителю выстраивать отношения с детьми и другими членами семьи», программа подготовки призывников «ВСП-100», подготовленная совместно с КПЦ «Граница» и ВПЦ «Школа юных летчиков», мастер-классы и многое другое.

«Кванториум» также был открыт для школьников и их родителей – преподаватели квантумов (направлений обучения) рассказали гостям о работе лазерного гравера и 3D-принтеров, научили пилотировать квадрокоптеры и управлять роботами, провели 
VR-туры, разработанные кванторианцами.

Заключительным итогом дня стал круглый стол с преподавателями технопарка и победителями конкурсов регионального и российского уровней «Растим инженерные кадры для Удмуртской Республики».
 Анастасия Муталенко, заместитель Председателя Правительства УР:

– Августовская учительская конференция – многолетняя республиканская традиция, но в этом году мы решили уйти от прежнего формата и сделать площадку, на которой педагоги смогли бы обсудить актуальные темы и получить ориентиры дальнейшего развития образования, которые нам задаются на федеральном уровне. В течение десятилетий акцент стоял на обучении детей, в то время как повышению квалификации педагогов внимания уделялось заметно меньше. Поэтому сегодня одна из самых актуальных задач – усилить компетенции учителя, особенно на селе. Чтобы не только городские дети имели возможность заниматься у талантливых педагогов в том же «Кванториуме», но и каждый сельский ребенок, приходя в школу, мог стать участником нового, мультимедийного образования, которое помогает выявить и развить его таланты.

Сергей Волченко, директор по развитию Российской ассоциации образовательной робототехники, г. Москва:

– Я целенаправленно приехал на этот форум в рамках работы над созданием конгломерата из нескольких региональных ассоциаций робототехники. Мы на практике реализуем решение президиума Совета при Президенте РФ по стратегическому развитию и приоритетным проектам «Доступное дополнительное образование для детей». Среди основных профилей нашей работы: теоретическая инженерия, робото-
техника, 3Д-моделирование, «ИКаР» (инженерные кадры России), «ИКаРенок», программирование и другие. Мы готовы участвовать в диалоге между региональной властью и местными центрами дополнительного образования по вопросам подготовки кадров, материально-техническому обеспечению и организационно-методическому сопровождению. И надо отдать должное Удмуртии, в этой сфере она находится на высоте, особенно впечатлили технопарк «Кванториум» и Региональный модельный центр Удмуртской Республики.

Светлана Болотникова, министр образования и науки УР:

– Президентом страны ставится задача «перенастройки» всей системы образования под новые реалии. Сегодняшним школьникам предстоит жить и работать в совершенно ином мире, где на первое место выходят информационные технологии и цифровая экономика. В новом майском указе Владимиром Путиным озвучен ориентир на обеспечение конкурентоспособности образования и вхождение России к 2024 году в число десяти ведущих стран мира по его качеству. Для решения этих двух сложных и амбициозных задач Правительству России поручено разработать до 1 октября 2018 г. национальные проекты по 12 направлениям, куда войдут девять федеральных проектов, нацеленные на выравнивание образовательных возможностей детей, цифровизацию школы и стимулирование самообразования граждан. По крайней мере, в семи из них Удмуртия примет активное участие. А это значит, должна пройти перезагрузка, в том числе системы образования нашей республики.

Владимир Менников, и.о. директора ФГБОУ ДО «Федеральный детский эколого-биологический центр», г. Москва.

– Нашему центру в этом году исполняется ровно 110 лет со дня возникновения. Все эти годы его основной задачей была поддержка и развитие детского естественнонаучного образования в стране. Сегодня работа идет сразу по нескольким направлениям, в том числе формированию и развитию в регионах сети ресурсных центров естественнонаучной направленности. Задача таких центров – интеграция образовательных ресурсов и оказание комплекса информационных, консультационных и методических услуг учреждениями дополнительного образования естественнонаучной направленности.

Я впервые посетил Удмуртию, но на момент приезда уже имел заочные впечатления своих коллег о специалистах, работающих у вас в сфере образования. Должен признать, что впечатления моих коллег оказались правдой – у вас действительно работает очень много настоящих профессионалов, влюбленных в свое дело. Форум своей насыщенной повесткой и тонусом обсуждений доказал это. Я был приятно удивлен количеством проектов естественнонаучного направления по экологическому образованию детей, которое реализуется у вас в республике. Кроме того, нам удалось найти новых партнеров для развития нашего центра, причем как из Удмуртии, так и из Москвы! Наша цель: тиражирование лучших инновационных проектов, программ и технологий на всю территорию России, мы готовы стать таким ретранслятором для ваших лучших практик. И, конечно, знакомить педагогов Удмуртии с передовым опытом других регионов.

Владислав Артемьев

Школа кадетского движения города Ижевска. К новым высотам в новом учебном году!>>>


Комментировать




Андрей Фефилов: "Для наших клиентов мы намного больше, чем просто поставщик питания"

...

Бахруз Гумбатов: "Я хочу сделать округ «Союзный» лучшим в городе"

...

Евгений Сибиряков: "Все достижения ООО "УАТ" – это заслуга исключительно всего коллектива"

...

Михаил Черемных: "Не зубрить, а мыслить – по такому принципу строится образовательный процесс в Гуманитарном лицее "

...

Яндекс.Метрика
www.izhevskinfo.ru
Купол
Полиграф
Пресс-Тайм
Управление Госэкспертизы
Разработка сайта - "Мифорс" / Дизайн-студия "Мухина"